Понимание потребностей в воспитании ребёнка.

Понимание потребностей в воспитании реб нка

Ключевые слова: потребности ребёнка: в привязанности, в познании окружающего мира, в чувственном восприятии мира, в личной эффективности, физиологические.

Вступление. 

Рождения ребенка – это одно из самых замечательных чудес на свете. Планирование, ожидание, рождение – вокруг этого столько любви, радости, счастья. Что же происходит после? Тогда, когда не складываются отношения, возникают противоречия, обиды, слезы?  Первые годы жизни ребёнка – очень ценный период. Как он прошел, будет сказываться далее на протяжении всей жизни человека. 

Обратимся к психологии развития. Следуя за учеными – психологами, мы можем утверждать, что с первых дней жизни грудной ребенок нуждается в удовлетворение всех жизненно важных (базовых) потребностей. 
Ответственностью родителей на данном периоде является наличие знаний о развитии психики ребёнка в период младенчества и как правильно обращаться с ним. 

Актуальность. 

В современном мире воспитание ребёнка воспринимается, как систематическое влияние внешних и внутренних факторов, на формирование или трансформацию личности и поведенческих шаблонов не зрелого индивида, в определённой социальной и культурной среде [7]. Мы же предлагаем рассмотреть воспитание, как влияние для изменения не только ребёнка, а и родителей, через понимание и удовлетворение ими основных потребностей ребёнка. 

Физиологические потребности ребёнка. 

Чтобы дети росли здоровыми, необходимо создавать определенные условия, обеспечивающие безопасность на физиологическом уровне. К ним относятся, прежде всего, питание, определенное время сна, крыша над головой и свежий воздух. Эти потребности являются настолько фундаментальными, что ни одна из них не может быть оставлена без внимания. Как только ребенок остается без удовлетворения какой либо потребности, он подвергается стрессу, который может привести к появлению соответствующих симптомов заболевания. В худшем случае, если важнейшие физиологические потребности не удовлетворяются, смертельный исход неизбежен. 

 Таким образом, у родителей есть ответственность за знания о физиологических потребностях младенца и как их удовлетворять. 

Потребность в привязанности:  ты нужен мне прямо сейчас!

Мы можем смело утверждать, что ребенок рождается с генетическим обусловленной потребностью в привязанности, иными словами – он нуждается в установлении близких эмоциональных  отношений со значимым взрослым, который всегда сможет защитить и успокоить его. 

Для того, чтобы правильно удовлетворять эту потребность ребенка, родителю важно развивать в себе способность чуткости. 

Чуткость – это способность поставить себя на место другого человека, вчувствоваться в его намерения,  в мотивы его поступков,  а также представить себе его мысли и чувства и ощутить его внутренний мир отраженным в собственном мире внутреннем мире. 

Ещё в конце прошлого века нейропсихологи считали, что структура мозга ребенка, к моменту рождения, уже генетически предопределена. Но в 1992 году итальянским нейробиологом проф. Д. Риззолатти были открыты зеркальные нейроны. [5] Огромное влияние на формирование мозга оказывают впечатления, получаемые в детстве. Они влияют, каким образом сформируются нейронные сети.

Стоит отметить важность функций зеркальных нейронов, их свойства, которые обеспечивают детям способность к развитию, так как изначально дети копируют внешний мир.

Так же нужно отметить, что патология, связанная с нарушением работы зеркальных нейронов, ведёт к развитию некоторых форм аутизма, когда ребенку не интересен окружающий мир и он не может вживаться в него с помощью копирования.

Наблюдая за окружающим миром, мы как будто бы проигрываем в уме множество ситуаций и действий, которые мы могли бы совершить. То есть, в нашем мозгу существует зеркальное отображение чужих действий через сопереживание, а не только через собственные действия и чем больше значимо для нас то, что мы видим, слышим, чувствуем, тем в большей степени будет активироваться наш мозг. [6]

Если мы наблюдаем за теми, у кого в полной мере развита интуитивно родительская чуткость, то заметим, что они всегда обращают внимание на импульсы, исходящие от ребёнка, на его "поведенческий язык ". Они могут понять ситуацию, настроившись на состояние ребенка,  и быстро определиться относительно того, что нужно делать, чтобы в данный момент его состояние изменилось к лучшему. Они интерпретируют происходящее, прежде всего с точки зрения внутреннего мира ребенка.  

Потребность в познании окружающего мира:  мне необходимо открывать новое! 

Дети по натуре крайне любопытны. Они – маленькие первооткрыватели и экспериментаторы. Интерес ребенка ко всем, даже самым незначительным явлениям, ко всему, что можно исследовать и за чем можно наблюдать, поистине неисчерпаем. Возможность открывать мир – желательно в совместной игре со взрослыми – является жизненно важной потребностью ребёнка. Дети лучше осваивают новое тогда, когда потребность в эмоциональной близости удовлетворена. Появляется способность к исследовательской деятельности, к эксперименту. Это возможно только в том случае, когда сформировано базовое чувство ДОВЕРИЕ. Оно формируется от 0 до 18 месяцев. Поведение и эмоции мамы в этот период дают основу для формирования базового чувства доверия. В случае неудачи "что-то пошло не так" - формируется базовое чувство недоверие. 
     

Доверие

 

Доверительное отношение к маме формирует базовое чувство – доверие, это является основой для формирования:

 

В случае неудачи «что – то пошло не так». Формируется базовое чувство –  недоверие

 

Положительных самоощущений

Блокируется нормальный ход последующего развития

Положительного отношения к миру

Нет самостоятельного поведения

Доверия к другим и ощущения их поддержки

Не идет в новые незнакомые виды деятельности

положительного отношения к самому себе

Не доверяет ни кому и не чему

Любознательности и возможности легко обращаться к новым незнакомым видам деятельности

Низкая самооценка

Положительной Я – концепции

Злость

Независимого, самостоятельно поведения

 

 

До тех пор пока ребенка не покидает страх, вызванный чувством незащищенности и отсутствием базового доверия к миру, его природное любопытство не находит для себя выражения. Это врожденное свойство просто не может проявляться в условиях ощутимости психологического дискомфорта.

Поэтому совершенно необходимо, чтобы родители позаботились о том, чтобы у ребёнка, с самого рождения формировалось чувство базового доверия. В будущем таким детям, будет легче проявлять любопытство, познавать и исследовать мир, учиться в школе.  

Потребность в чувственном восприятии мира:  я не могу жить без ощущений! 

Ощупывать предмет, ощущать его запах и вкус, чувствовать прикосновения рук к своему телу, слышать и видеть - это очень важная потребность ребенка. Известно, что дети, отрезанные от разнообразия ощущений ограничениями извне, переживают своего рода атрофию чувствительности. Недостаток сенсорных впечатлений влияет и на развитие речи. Если они отсутствует или внешних стимулов крайне мало и они не отличаются разнообразием, это может привести к снижению динамики формирования специфических нейронов головного мозга. Вследствие этого у ребёнка будет наблюдаться дефицит или недоразвитие тех или иных навыков, а в худшем случае - психических функций. 

На основе ощущений новорожденного,  формируется телесное Я, которое является первоосновой формирования Я – концепции. Телесные ощущения ребёнка являются свидетельством его существования, причем в младенчестве основным и единственным. Эти ощущения обеспечивают его "постоянным осознанием того, что Я есть Я ".

Давать всю гамму чувств ребёнку, поддерживать его в этом, отзеркаливать, контейнировать. Ласкать, называть все части тела и обозначать их нежными поглаживаниями (таким образом, знакомя ребенка его с его телом), нежно прикасаться губами и целовать. Это то, в чем нуждается малыш и это является важным моментом в формирование его телесного Я и Я - концепции в целом. Это залог гармоничного развития. 

Потребность в "личной эффективности ": я на что-то способен! 

Все дети хотят видеть результаты  своей деятельности, по которым они могут составить представление о так называемой "личной эффективности ". Это означает,  что им необходимо действовать самостоятельно без чьей либо помощи. При этом самым существенным для них становится переживание уникального опыта, когда ребенок чувствует, что он может что-то изменить.  

Например, рассмотрим эту потребность на таком качестве, как трудолюбие. 

Возраст формирования трудолюбия – 6 лет. 

Условия формирования:  ребенок включается в систематическую организованную деятельность и осуществляет её самостоятельно или во взаимодействие с другими людьми. Мотив: завоевать признание и получить одобрение. Именно для этого он осваивает новые инструментальные навыки и показывает их. Важно быть хорошим и получить признание! Что делает:  осуществляет разнообразную продуктивную деятельность и таким образом развивается трудолюбие.  Что осваивает:  различные инструменты и схемы деятельности. 

Если НЕ формируется чувство трудолюбия, то: 

  • ребенок не может овладеть навыкам инструментальной деятельности. 
  • неумение выполнять определенные действия. 
  • низкий статус совместной деятельности. 
  • появляется чувство собственной неадекватности (Или лучше неполноценности) 
  •  отказ от участия, в каком либо труде!!!!!!

ЗАДАЧИ родителей:

  • создать условия для того, чтобы ребёнок включался в совместную трудовую деятельность. 
  • поддерживать его при любых обстоятельствах (даже если он что-то испортил), учить правильно, это делать. 
  • адекватно относиться к тому, что делает ребенок. 
  • помнить о том, что ребенку еще 6 лет, и он делает первые шаги в данной деятельности. ОН УЧИТСЯ! 
  • предоставлять доступ к разным простым инструментам и обязательно учить ими пользоваться и быть рядом. Это могут быть: молоток, отвертка, плоскогубцы, рулетка, поварешка, кастрюли, разная посуда, приспособления для чистки аквариума, нитки, иголки и т. д. А так же в арсенале игрушек необходимо иметь игрушечные инструменты. Хорошо если у мальчика будет игрушечный ящик с игрушечными инструментами . Ребенок сидит рядом со взрослым и вместе что-то ремонтируют. Каждый своими инструментами. В сознание ребенка формируется "Я такой  же, как папа или дедушка или. Я умею делать так же как он. Я хороший!

Для девочек:  своя игрушечная кухня, утюг, гладильная доска и т. д. Девочка трудится рядом с мамой своими игрушками и в ее сознание формируется "Я такая же, как мама. Я делаю так же. Я хорошая!"

Для того, чтобы дети лучше проникались чувством трудолюбия,  им можно читать и придумывать трудовые сказки.  

Одной из самых важных задач родителей на этом пути – хвалить, поддерживать и признавать труд ребенка. 

Итак, мы перечислили базовые потребности детей, жизненно важные для их гармоничного развития и правильного воспитания. Эти потребности столь фундаментальны, что не утрачивают своей значимости и на последующих возрастных этапах, оставаясь актуальными и во взрослой жизни. 

Заключение. 

Знание основных потребностей ребёнка во многом может помочь родителям понять своего ребёнка, найти с ним общий язык и будет важной вехой на пути правильного воспитания ребёнка, тема которого более подробно раскрыта в статье «Правильное воспитание ребёнка». 

PhD, к.пс.н. Рассохин Дмитрий Александрович клинический психолог,

аспирант Щеблыкина Юлия Александровна семейный, детский психолог.

2015г.

Список литературы.

1. К. Бриш "Теория привязанности и воспитание счастливых людей ". Москва, "Теревинф" , 2014г. 
2. Д. Я. Райгородский.  "Ребенок.  От рождения до подросткового возраста ". Самара: Изд. Дом "Бахрах - М",  2011 г. 
3. К. Бриш «Терапия нарушения привязанности: От терапии к практике». М.: Когито – Центр, 2014г.

  4. Л.А.Головей «Развитие личности ребенка от трех до пяти». Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010 г.

  5. Ушаковой М. Т. Н. Обзоры и рецензии. URL: http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/27/1210621043/148-157.pdf

6. зеркальные нейроны URL: http://xn----xtbebbbcf1g4a.xn--p1ai/library/3427/rebenok-i-poznanie-mira-podrazhanie-bolezn-dukh

7. Рассохин Д.А. Статья: «Правильное воспитание ребёнка».

 



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • Можно ли "планировать" ребёнка
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Быть "за" ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь