Психология кризиса как направление практической психологии.

"Мир всегда одинаков, воспринимаем мы его по-разному"

Михаил Пришвин

1. Понятие и сущность кризиса и кризисной ситуации 

Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, узкие излучины, а кое-где глубокие омуты и ямы. Как жить, с кем жить, с каким качеством жить - вопросы, с которыми сталкивается в своей жизни каждый человек. В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки.

Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями, такими как страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется кризисом.

Находясь в кризисе, человек может испытывать различные желания:

- уйти из жизни;

- или не менее сильное желание жить, выжить.

Многие чувства, которые в этот момент испытывает человек, необычны для него и в обществе считаются неприемлемыми. В результате человек чувствует себя изолированным от общества, изгоем

Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса.

Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность.Это своего рода коридор, выход из которого трудный и пугающий. Но состояние напряжения толкает человека к выходу и к дальнейшему развитию.

В современной психологии на коплен колоссальный опыт изучения поведения людей вкризисных ситуациях.

Необходимо отметить, что с кризисом сталкивается не только сам человек, находящийся в этом состоянии, но и очевидцы, участники спасательных операций, и даже просто телезрители, наблюдающие за происходящим в прямом эфире во время террористических актов или катастроф. И все эти люди сталкиваются ссерьезными психологическими проблемами.

Психологи пытаются найти ответ на следующие вопросы:

1)      что же такое кризис в жизни человека

2)      каковы его причины

3)      каковы последствия

4)      как избежать разрушающих последствий кризиса

5)      как помочь человеку выйти на новый уровень развития

6)      какие факторы и психологические особенности защитят человека от негативных воздействий кризиса.

Кризис (от греческого kreses- решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое со стояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния.

Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины:

- кризисы развития;

- травматические кризисы;

- кризисы утраты.

Отечественный психолог, специалист, рассматривающий проблему кризиса и кризисных ситуаций, известный своими работами попсихологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую (кризисную) ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия (компонента кризисной ситуации), которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации:

- стресс;

- фрустрация;

- конфликт;

- кризис.

Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.

Первый компонент – стресс.

Под стрессом (от английского stress- напряжение) автор этого термина, Ганс Селье, понимал неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям.

Эти условия могут быть внутренними- болезнь, усталость, или внешними- резкое изменение происходящего вокруг человека. Любая жизненная ситуация, по Г. Селье, вызывает стресс, но не каждая бывает критической.

Критическое состояние вызывает дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.

По образному замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати».

Стресс (по Г. Селье) - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

В то же время выделяют представление о психологическом стрессе, который является реакцией, включающей оценку угрозы для человека и защитные процессы организма.

Второй компонент – фрустрация.

Под фрустрацией (от латинского frustracio- обман, тщетные ожидания, расстройства) понимают такое состояние, при котором характерны две вещи:

а) наличие сильной мотивации достижения цели;

б) наличие преграды, препятствующие достижению этой цели.

Основные типы преград (барьеров) на пути человека к цели

1. По своему качеству (сущности):

  • Физические барьеры(например, стена тюрьмы)
  • Биологические- старость, болезнь
  • Психологические- страх интеллектуальной недостаточности
  • Культуральные - запреты, правила, нормы, принятые в том или ином обществе.
  • 2. По отношению к субъекту:

  • Внешние; это те, которые не дают человеку выйти из кризисной ситуации;
  • Внутренние:
  • - страх;

    - отсутствие жизненного опыта;

    - незнание способов выхода из той или иной ситуации.

    Основные чувства и состояния в кризисной ситуации

    - беспокойство;

    - напряжение;

    - ярость;

    - враждебность;

    - зависть;

    - ревность;

    - если это состояние длится долго, то появляются чувства безразличия, апатии, утраты интереса, вины и тревоги

    Выделяют следующие виды фрустрационного поведения 

      двигательное возбуждение - человек много, беспорядочно движется, кидается из стороны в сторону, не может выбрать одну линию поведения;апатия, например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;агрессивное поведение;стереотипное поведение - человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда-то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;регрессивное поведение, которое понимается как по ведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и т.д. 

    Третий компонент – конфликт.

    Конфликт - это всегда столкновение двух и более сторон.

    Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов.

    Конфликты могут быть внутриличностными (внутренними) и межличностными.

    Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности. У людей примитивных внутриличностных конфликтов практически не встречается, для них в жизни все просто.

    Четвертый компонент - состояние кризиса.

    Это состояние, которое порождается вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время и привычным способом.

    Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

    Кризис первого типа- это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

    Кризис второго типаперечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.

    Столкновение человека с непреодолимой преградой - утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис.

    Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом. До сих пор переживание связывалось с эмоцией, отражающей отношение человека к вызвавшему ее фактору.

    Ф.Е. Василюк рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации.

    Типы переживаний по Ф.Е. Василюк

    1.      Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его - «ничего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания

    2.      Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем

    3.      Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции

    4.      Творческое переживание - этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

    Любой кризис предполагает два выхода:

    а) либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее

    б) либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.

    2. Динамические характеристики кризисных ситуаций

    Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.

    Основные стадии (динамика) кризиса по Дж. Каплану

    1-я стадия.Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.

    2-я стадия.Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

    3-я стадия.Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.

    4-я стадия.Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.

    Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.

    Ф.Е. Василюк под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути.

    Несмотря на то, что человеческий мир весьма многообразен и существует множество самых различных кризисов – кризис развития, личностный кризис, кризис утраты, травматический кризис, посттравматическое военное расстройство и так далее, - можно любой кризис описать по определенной схеме.

    Схема описания кризиса

    • источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;
    • симптомы, т.е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;
    • возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;
    • обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;
    • пути выхода из кризиса;
    • влияние кризиса на успешность деятельности человека;
    • формы «расплаты» за невыход из кризиса;
    • особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

    Каждая конкретная критическая ситуация не является каким-то застывшим образованием, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций влияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение человека и его последствия.

    В состоянии кризиса человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств

    1. Депрессивную реакцию, которая проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

    2. Деструктивные чувства: раздражительность, злость, обиду, агрессию, ненависть, досад, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

    3. Одиночество, которое выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом.

    У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.

    В ряде исследований было показано, что есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин.

    Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы фемининности, существующие в общественном сознании, разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении.

    Подобное же поведение у мужчины не одобряется, даже осуждается обществом. Поэтому схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю невидимую работу над кризисной ситуацией. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия.

    В это же время напряжение внутри человека склонно накапливаться и может проявиться в том числе аутоагрессивно, суицидально.

    Исследования показали, что во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина. Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация кардинально меняется.

    Основные признаки приближающегося кризиса

    1. Наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни.

    2. Напряженные отношения на работе, которые продолжают крутиться в голове и дома, на отдыхе, при встрече с друзьями.

    3. Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, совершенно перестает приносить удовольствие.

    4. Изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми.

    5. Начинает раздражать то, на что раньше совершенно не обращали внимание.

    6. Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают.

    7. Возникает стойкое ощущение, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешает продвижению вперед в самом общем смысле, мешает как карьерному росту, так и личностному совершенствованию.

    Психологами, исследующими психологический кризис, было показано, что большинство психологических кризисов такого типа наблюдается у практически здоровых психически и физически людей. Однако существуют раз личные личностные реакции на кризисное состояние.

    Известный отечественный исследователь состояния психологического кризиса А.Г. Абрумова выделяет шесть типов ситуационных реакций на стресс.

    1. Реакция эмоционального дисбаланса, для которой характерно доминирование отрицательных эмоций.

    Основные признаки данной реакции:

    - снижение общего фона настроения;

    - присутствует чувство дискомфорта в той или иной степени;

    - повышается тревожность;

    - сокращается круг общения, общение становится более поверхностным и формальным;

    - повышается уровень утомляемости.

    Длительность такого рода реакций - до двух месяцев.

    Психологическая помощь - именно в этот момент человек наиболее открыт для психологического воздействия и психологическая помощь при такой реакции наиболее эффективна.

    2. Пессимистическая ситуационная реакция.

    Основные признаки данной реакции:

    - изменение мироощущения;

    - установление мрачной окраски мировоззрений, суждений, оценок;

    - изменение и переструктурирование системы ценностей;

    - стойко снижается уровень оптимизма;

    - снижается продуктивность планирования деятельности в будущем.

    - на первое место выходят мрачные прогнозы;

    - события и их динамика окрашены в черные тона;

    - эмоциональные на грузки воспринимаются как удары судьбы, которые можно только принимать, но им нельзя противодействовать;

    - события представляются неконтролируемыми, а собственная воля – ничтожной;

    - активность человека при таком типе реакции падает до нуля, человек даже не пытается что-то изменить в своей жизни;

    - оценка своих возможностей может быть завышена;

    - создается как бы ситуация искусственно преувеличенного стресса.

    Длительность такого рода реакций - имеет самую большую длительность - в среднем три месяца.

    Психологическая помощь при такой форме реакции крайне затруднена и сложна.

    3. Реакция отрицательного баланса.

    Основные признаки данной реакции:

    - рациональное подведение жизненных итогов;

    - оценка пройденного пути;

    - определение реальных перспектив существования;

    - сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни.

    - при наличии преимущественно внутренних конфликтов в личности выводится отрицательный жизненный баланс;

    Подобные механизмы наблюдаются у лиц с тяжелыми заболеваниями (рак, лейкоз), знающих о неизбежности углубления страданий и печального исхода, у одиноких лиц старшего возраста, критически оценивающих свое прогрессирующее физическое одряхление. Подведение баланса предполагает высокий уровень критичности, четкость и реалистичность суждений.

    Длительность такого рода реакций - длится в среднем до месяца.

    4. Ситуационная реакция демобилизаций.

    Основные признаки данной реакции:

    - отличается наиболее резкими изменениями в сфере контактов (отказ от привычных контактов или их значительное ограничение);

    - устойчивое переживание одиночества, беспомощности, безнадежности;

    - наблюдается частичный отказ от деятельности; человек избегает какой-либо деятельности, кроме самых необходимых, жизненно важных сфер деятельности.

    Длительность такого рода реакций - в среднем составляет один месяц.

    Если человеку созданы условия для отдыха, он освобождается от тяжелых забот и ответственности - то эта ситуация разрешается.

    5.   Ситуационная реакция оппозиции.

    Основные признаки данной реакции:

    - внешнеобвинительная позиция;

    - человек становится агрессивным;

    - резко отрицательно оценивает окружающих, их деятельность.

    Эта реакция обычно постепенно угасает сама по себе. Но в случае глубокой и высокой интенсивности требует принятия защитных мер, иначе резко нарушается адаптация человека.

    6.   Реакция дезорганизации.

    Основные признаки данной реакции:

    - наблюдаются наиболее выраженные изменения на уровне организма - гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы;

    - нарушения сна.

    Длительность такого рода реакций - обычно не превышает в среднем двух недель.

    Эта реакция не несет защитной функции, тогда как предыдущие типы в известном смысле могут быть признаны реакциями психологической защиты, поскольку они как бы экономят психическую энергию, тем или иным способом ограничивая реально практическую деятельность человека без нарушения системы адаптации.

     Основные факторы ситуационных реакций на стресс

      активностьили пассивностьчеловека, в зависимости от этого реакция будет более длительной или менее длительной, активный энергичный человек включает всю систему защиты, в результате чего срабатывает адаптация и интенсивные отрицательные эмоции быстро изживаются.степень интеллектуального контроля, а также коммуникативные навыки конкретной личности.

    Причины возникновения кризисных ситуаций разнообразны.

    1. Социальные факторы

    2. Ситуационные факторы

    3. Психологические особенности человека

    4. Индивидуальные особенности человека.

    Предрасположенность к кризисным состояниям особенно велика:

    - у детей;

    - у подростков;

    - у лиц старшего возраста;

    - у людей с физическим истощением;

    - у лиц, имеющих психотравму;

    - у лиц, переживших тяжелую потерю.

    Большое значение для возникновения кризисных ситуаций имеют характер и интенсивность стрессовой ситуации.

    Стрессовые факторы могут быть:

    - острыми, внезапно возникающим, опасными для жизни: природные и техногенные катастрофы, войны, аварии;

    - хроническими, постоянными, растянутыми во времени: социально-экономические трудности, конфликтные ситуации в семье или на работе.

    Стрессы подразделяются на:

    - единичные;

    - множественные;

    - периодические.

    Основные специфические стрессогенные ситуации:

    - поступление в высшее учебное заведение;

    - служба в армии;

    - вступление в брак;

    - выход на пенсию;

    - резкое изменение служебного положения и т.д.

    Кризис в жизни - это всегда неприятно. Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним.

    Кризис - это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления.

    Выход из кризиса иногда сравнивают срешением сложного математического уравнения, запись которого занимает целую страницу и которое надо упростить. В результате правильных действий мы получаем простое равенство, неправильные действия приводят к усложнению и запутыванию исходного материала.

    Вход в кризис - это начало математического уравнения. Главное - правильно сократить компоненты, найти правильный обмен. Сокращая лишнее, мы оставляем сущность. Как только все получается, мы можем сказать, что вышли из кризиса.

    Все простое - гениально, а примитивное - вульгарно. Человек, переживший кризис, всегда становится сильнее, потому что у него появляется опыт, которого до кризиса не было. Как говорят в народе, «за одного битого двух небитых дают». Зная собственную природу, адекватно оценивая себя, нужно выбирать необходимые средства для достижения поставленных целей. Изменение внешнего мира дается нам сложнее. Мы можем изменять себя, хотя для некоторых людей это сложнее, чем изменять внешние обстоятельства.

    3. Понятие и сущность биографических кризисов

    Р.А. Ахмеров (1994 г.) ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности.

    Под биографическим кризисом он понимает такую особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути.

    В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как излишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности, т.е. игнорирование межсобытийных связей.

    Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен, чем больше он уверен в вероятности высокозначимых событий.

    Краткая характеристика биографических кризисов:

    - снижение оценки человеком продуктивности своей жизни;

    - существенное усиление переживаний своей исчерпанности, опустошенности, бесперспективности;

    - снижение переживаний своей реализованности;

    - как правило, сопровождаются ухудшением здоровья;

    - занижается ожидаемая продолжительность жизни.

    По данным исследований, женщины в целом более продуктивно оценивают своей жизненный путь, чем мужчины, и менее категоричны в оценке жизненных событий.

    Источником биографического кризиса является неоптимальная жизненная программа личности, автором которой личность сама и является.

    Три типа биографических кризисов по Р.А. Ахмерову

    1. Кризис нереализованности
    2. Кризис опустошенности
    3. Кризис бесперспективности.

     

    1. Кризис нереализованности.

    Сущность. Возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни.

    Характеристика:

    - возникают переживания, что «вот, моя жизненная программа не выполнена», «жизнь не удалась», «не повезло»;

    - человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи;

    - в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

    Причины:

    - одной из причин такого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью.

    2. Кризис опустошенности.

    Сущность. Возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее.

    Характеристика:

    - несмотря на то что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он уже «прочитанная книга», что у него нет сил и нет заметных привлекательных целей в будущем, а тогда зачем жить?

    Причины:

    - одной из причин такого состояния может служить некоторая усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, штурма высоты в жизни и профессии;

    - резкая смена социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего, когда «не знаешь, за что ухватиться».

    Рекомендации:

    - оправданы передышка, отдых от утомившего образа жизни и бурной деятельности;

    3. Кризис бесперспективности.

    Сущность. Возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем.

    Характеристика:

    - дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть вполне определенным (гарантированная скука; безнадежный застой; отсутствие перспектив профессионального роста);

    - переживания, обозначаемые словами типа «впереди ничего не светит»;

    - у человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях;

    - затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.

     



    Просмотров: 597
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Что делать, если у вас кризис? Как выйти из кризиса?
  • Кризис в жизни человека, или барьеры на жизненном пути.
  • Что делать, если у психолога кризис в практике? Как из кризиса выйти победителем
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис ценностей. Как выйти из кризиса.
  • 6 признаков кризиса среднего возраста. Пути выхода из кризиса.
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Полгода до кризиса. Что можно успеть сделать в преддверии нового финансового кризиса
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В сотый раз в первый класс, или Человек для жизни.
  • Как понять, какой человек подойдет тебе для жизни?
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Психологическая помощь в ситуации кризиса.
  • Депрессия: признаки, причины, пути выхода из кризиса
  • Переживание кризиса и его стадии.
  • Кризис как ресурс для жизни, движения вперед
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Как найти ресурс для преодоления кризиса?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Что делать, если у вас кризис, тяжелая жизненная ситуация. Как самой(ому) себе помочь…
  • Жизненный кризис. Часть 1. Что такое кризис и как понять, что вы в нем.
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь