Возможности интеграции подходов христианской и академической психологии

 Возможности интеграции подходов христианской и академической психологии

         Христианская психология как наука о душе, основывается на христианской антропологии, на библейском и святоотеческом учении о человеке, рассматривая человека с позиции тримерии: тело-душа-дух.

         Академическая психология изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, без учета связи с Божьим влиянием.

         Академическая психология изучает из тримерии (тело-душа-дух) только одну телесную часть, внешнюю сторону, проявленную и видимую, а именно, психические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферу, поведение, межличностные отношения.

          В академической психологии личность чаще всего рассматривается как  социальное существо, включенное в общественные отношения.

           Христианская антропология возвращает к истинному значению слова «психология» как  учению о душе: psyche - душа и  logos – учение, слово. В христианском учении о человеке несколько иное понимание личности и её направленности. Личность (ипостась) первична. Развитие личности происходит в процессе движения к Богу. Образ Божий заложен в природе человека (душе). Задача личности – стремление к подобию, Лику Божьему; также реализация логоса – промысла Божьего.

        В христианской антропологии чётко описана структура души: ум, чувства, воля; свойства и направленность.
         Феофан Затворник представил пятиярусную схему лица: 1) тело; 2) душа-тело; 3) душа; 4) душа-дух; 5) дух. Каждый уровень имеет своё описание. Самый высокий уровень вертикали - духовный: совесть, стремление к Богу, страх Божий.

          Феофан Затворник сформулировал в своём труде «Воплощённое домостоительство, опыт христианской психологии» закон девятиричности. Суть этого закона в движении сил души (ум, чувство, воля), которые преломляются через три состояния: телесное, душевное и духовное.

          Академическая психология больше  занимается изучением человека  в горизонтальной плоскости (человек - человек).  Христианская  парадигма не отрицает психологии научной, а расширяет локус  научного познания в вертикальном направлении духовно-нравственного роста человека.

         Академическая психология построена на различных теориях личности.  Все теории личности: Уотсона (бихевиоризм), Фрейда (психоанализ), Перлза (гештальт), Маслоу (гуманистическая) и т.д. автобиографичны.  Каждый исследовал себя и "по себе" строил теорию.

          Парадигма христианской психологии основана на четырех Евангелиях. Она бесконечна и вертикальна, стремящаяся к Богу, в основу которой положены заповеди Божии.

          Человек может смотреть на мир, воспринимая его материально, душевно и духовно. К духовному созерцанию он приходит через чистоту своей души.

         "Душа тречастна и созерцается в трёх силах: мыслительной, раздражительной и желательной. Всеми ими она больна; и Христос - врач ее..." (святитель Григорий Палама).  Путь исцеления души - это избавление от страстей и укрепление добродетелей - указан в творениях святых отцов.

        Учение о страстях занимает центральное место в христианской антропологии.  В некоторых академических современных  словарях такие слова, как "святыня", "грех", "благодать" отнесены в разряд устаревших. Слово "грех" иногда даже употребляется и в шутливом тоне. Проблема греха в современной психологии заменяется совершенно не тождественными ей по своей сути категориями (психотравма, стресс, поступок и т.д.), внешне обусловленными. Грех же представляет собой поврежденность внутреннюю, душевно-духовную, отступление от нравственного закона и закона Божия.

         "Цель жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями»  (преп. Варсонофий Оптинский).

        Святоотеческая терапия (нравственно- ориентированная) основана на святоотеческом подходе. Аскетические и психологические методы направлены  на врачевание души от страстей. 

          Академическая психология в большинстве своём не принимает учение о страстях, хотя некоторые советские психологии рассматривали категорию страсти, например С.Л. Рубинштейн.

          Владение христианской парадигмой позволяет строить практическую и консультационную работу по-другому, поскольку источник конфликта в душе (страсти), а эмоциональная сфера - это внешнее проявление. 

          Наиболее полно и целостно, систематизировано и действенно представлено учение о врачевании и спасении души и человека в целом (тело-душа-дух) в святоотеческой литературе, а корень или начало в Священном Писании. 

          Христианская антропология может существенно дополнить академические знания.  Возможна интеграция, но для того, чтобы это произошло необходима вера практикующего психолога (педагога) в Бога и религиозное сознание.

         Православный психолог (педагог) строит свою консультационную и просветительскую работу согласно христианских принципов: христоцентричности  (во главе Христос, а не Я, как считает гуманистическая и эго-психология); экклезиоцентричности (единение со Христом через жизнь в лоне Церкви) и педоцентричности  (ценность жизни человека  как Божий дар).

         Носителем образа Божьего в человеке является его бессмертная душа.
Образ Божий присутствует в человеке независимо от его духовного состояния, т.е. образ Божий присущ как праведнику, так и грешнику; входит в природу человека, т.е. дается человеку даром, без его ведома и, в связи с этим, не является заслугой человека. Подобие Божие, к которому человек стремится, признав в себе вначале образ Божий, представляет собой праведность (святость), обусловленную лучшими чертами: стремлением к Богу, чистой совестью, добродетелью, бескорыстной любовью. Подобие дается человеку только в потенции (как возможность).

          Если относиться к собеседнику, беря во внимание  потенциал, данный каждому Богом, то и сам человек, возможно блуждающий, задумается, попытается найти, что в нём есть Божье. Психолог, руководствуясь духовно-нравственным подходом, пытается актуализировать духовное Я собеседника через категорию совести, рассмотреть конфликтную ситуации, поднявшись немного выше над ней.

          Духовное Я вечно и безмерно - это образ Божий в человеке. Оно может быть реализовано, а может быть и не реализовано. Человек может так и умереть, не осознав в себе духовного Я, не осуществив своего жизненного призвания, не ожив духовно. Духовное Я по иерархии выше и сильнее душевного и телесного. Это доказывают примеры мученичества. Именно духовное Я должно возглавлять жизнь человека, и жизнь его будет по совести и Закону Божьему.
            Если духовное Я не осознаётся человеком по причине страстности, то тогда возобладает эго, внешняя телесная оболочка, и человек будет жить в угоду своим страстям.

           А.А. Ухтомский, впоследствии М.М. Бахтин разработали диалогический  метод с доминантой на собеседнике. Приобрести объективное видение возможно только тогда, когда произойдет осмысление и нахождение единого объединяющего духовного центра, имеющегося в каждом человеке – это образ Божий.
          Диалог происходит тогда, когда двое соединяются с Третьим, без Которого невозможно духовное общение и объективное познание, независимое от своей эго-проекции.
          Т.А. Флоренская предложила понятие, объединяющее нас с Богом и друг с другом, - духовное Я. Оно отлично от наличного (эмпирического) Я. Наличное Я – это то, чем обычно занимается рациональная психология, духовное Я – понятие, без которого психология остается «наукой без души».
           Духовное Я, считает Т.А. Флоренская, проявляется в «голосе совести», в голосе творческой интуиции, в бескорыстной любви.
           У человека постоянно происходит внутриличностный конфликт между духовным Я и наличным Я. Если человек делает выбор в пользу духовного, то он приобщается к более высокому уровню жизни. Вера в духовное Я совершенно иначе формирует позицию по отношению к жизни и смерти.
          В работах Бахтина о диалоге встречается понятие «вненаходимость». Это позиция бесстрастия, отстраненности от личного отношения ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации. «Вненаходимость» помогает консультанту «не увязнуть» в наличном Я собеседника, а  приблизиться к духовному Я благодаря «голосу совести» и обращению к нравственным ценностям.

          Работая в парадигме христианской, психолог ориентирует клиента к состоянию духовного Я, не смотря на то, что вопросы решаются телесно-душевного характера. Именно с позиции «высоты» можно принять верное решение, которое поднимет душу на ступеньку вверх. Но, чтобы подняться, сначала стоит спуститься во все тёмные комнаты и коридоры души.
         Модель христианской  терапии  - недирективная, основанная на милосердном отношении к страждущему, понимании, что христианские ценности слишком высоки и "потянуть" их в состоянии внутриличностного конфликта тяжело, поэтому путь постепенный через "присоединение" к клиенту, уважая его, сострадая душевной боли,  и находя добродетельный ресурс поддержки.  
           Возможна ли интеграция двух подходов (академической психологии и христианской) и кто будет этим заниматься?
          Возможность зависит от личности практикующего психолога, его профессиональных знаний, мировоззрения,  душевно-духовного уровня и понимания сущности личности и природы человека, воцерковлённости.
           В книге Л.Ф. Шеховцовой «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» интеграция двух подходов уже заложена. В книге представлены  аскетические способы и психотерапевтические из различных направлений терапии: поведенческой, когнитивной, рационально-эмотивной, экзистенциальной, психодинамической, арттерапии, позитивной, эмоционально-стрессовой и т.д.
          Для соединения двух подходов необходимо достоверное знание этих подходов. Отрицание часто происходит по незнанию или  слабому знанию только одной  области академической психологии. Представителями академической психологии отрицание происходит также по причине незнания святоотеческих трудов.
           Поэтому необходима просветительская работа для работников психологических и педагогических служб.

 

Литература

  1. Добросельский П.В. Общие аспекты психики или введение в православную психологию. – М.: Благовест, 2008.
  2. Свт. Феофан Затворник. Воплощённое домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. – М.: Правило веры, 2008.
  3. Шеховцова Л.Ф. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014.
  4. Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. -  Издание храма Воскресения Христова, Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009.

 

 

 

 



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое Дух в свете современной христианской психологии
  • Проблема системной триады (дух-душа-тело) в физической культуре и психологии.
  • О парадигме христианской психологии
  • Высшие аспекты христианской психологии или о теле духовном
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Точка сборки" и её понимание через призму современной психологии
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сам себе психолог", или к вопросу о житейской психологии
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Духовное пробуждение – путь к освобождению от всего негативного в человеке.
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Психология капиталистической Системы - новая книга В.Лебедько "Живые Души"
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Номад и его индивидуация: на примере "пути хитрого человека" Остапа Бендера
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Что значит понятие "позитивный / позитивная" в психологии ?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Через психологию к литературе: "Координаты чудес" Р.Шекли и образ смерти
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь