|
Возможности интеграции подходов христианской и академической психологииАвтор статьи: Петрунникова Раиса Владимировна
Христианская психология как наука о душе, основывается на христианской антропологии, на библейском и святоотеческом учении о человеке, рассматривая человека с позиции тримерии: тело-душа-дух. Академическая психология изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, без учета связи с Божьим влиянием. Академическая психология изучает из тримерии (тело-душа-дух) только одну телесную часть, внешнюю сторону, проявленную и видимую, а именно, психические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферу, поведение, межличностные отношения. В академической психологии личность чаще всего рассматривается как социальное существо, включенное в общественные отношения. Христианская антропология возвращает к истинному значению слова «психология» как учению о душе: psyche - душа и logos – учение, слово. В христианском учении о человеке несколько иное понимание личности и её направленности. Личность (ипостась) первична. Развитие личности происходит в процессе движения к Богу. Образ Божий заложен в природе человека (душе). Задача личности – стремление к подобию, Лику Божьему; также реализация логоса – промысла Божьего. В христианской антропологии чётко описана структура души: ум, чувства, воля; свойства и направленность. Феофан Затворник сформулировал в своём труде «Воплощённое домостоительство, опыт христианской психологии» закон девятиричности. Суть этого закона в движении сил души (ум, чувство, воля), которые преломляются через три состояния: телесное, душевное и духовное. Академическая психология больше занимается изучением человека в горизонтальной плоскости (человек - человек). Христианская парадигма не отрицает психологии научной, а расширяет локус научного познания в вертикальном направлении духовно-нравственного роста человека. Академическая психология построена на различных теориях личности. Все теории личности: Уотсона (бихевиоризм), Фрейда (психоанализ), Перлза (гештальт), Маслоу (гуманистическая) и т.д. автобиографичны. Каждый исследовал себя и "по себе" строил теорию. Парадигма христианской психологии основана на четырех Евангелиях. Она бесконечна и вертикальна, стремящаяся к Богу, в основу которой положены заповеди Божии. Человек может смотреть на мир, воспринимая его материально, душевно и духовно. К духовному созерцанию он приходит через чистоту своей души. "Душа тречастна и созерцается в трёх силах: мыслительной, раздражительной и желательной. Всеми ими она больна; и Христос - врач ее..." (святитель Григорий Палама). Путь исцеления души - это избавление от страстей и укрепление добродетелей - указан в творениях святых отцов. Учение о страстях занимает центральное место в христианской антропологии. В некоторых академических современных словарях такие слова, как "святыня", "грех", "благодать" отнесены в разряд устаревших. Слово "грех" иногда даже употребляется и в шутливом тоне. Проблема греха в современной психологии заменяется совершенно не тождественными ей по своей сути категориями (психотравма, стресс, поступок и т.д.), внешне обусловленными. Грех же представляет собой поврежденность внутреннюю, душевно-духовную, отступление от нравственного закона и закона Божия. "Цель жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями» (преп. Варсонофий Оптинский). Святоотеческая терапия (нравственно- ориентированная) основана на святоотеческом подходе. Аскетические и психологические методы направлены на врачевание души от страстей. Академическая психология в большинстве своём не принимает учение о страстях, хотя некоторые советские психологии рассматривали категорию страсти, например С.Л. Рубинштейн. Владение христианской парадигмой позволяет строить практическую и консультационную работу по-другому, поскольку источник конфликта в душе (страсти), а эмоциональная сфера - это внешнее проявление. Наиболее полно и целостно, систематизировано и действенно представлено учение о врачевании и спасении души и человека в целом (тело-душа-дух) в святоотеческой литературе, а корень или начало в Священном Писании. Христианская антропология может существенно дополнить академические знания. Возможна интеграция, но для того, чтобы это произошло необходима вера практикующего психолога (педагога) в Бога и религиозное сознание. Православный психолог (педагог) строит свою консультационную и просветительскую работу согласно христианских принципов: христоцентричности (во главе Христос, а не Я, как считает гуманистическая и эго-психология); экклезиоцентричности (единение со Христом через жизнь в лоне Церкви) и педоцентричности (ценность жизни человека как Божий дар). Носителем образа Божьего в человеке является его бессмертная душа. Если относиться к собеседнику, беря во внимание потенциал, данный каждому Богом, то и сам человек, возможно блуждающий, задумается, попытается найти, что в нём есть Божье. Психолог, руководствуясь духовно-нравственным подходом, пытается актуализировать духовное Я собеседника через категорию совести, рассмотреть конфликтную ситуации, поднявшись немного выше над ней. Духовное Я вечно и безмерно - это образ Божий в человеке. Оно может быть реализовано, а может быть и не реализовано. Человек может так и умереть, не осознав в себе духовного Я, не осуществив своего жизненного призвания, не ожив духовно. Духовное Я по иерархии выше и сильнее душевного и телесного. Это доказывают примеры мученичества. Именно духовное Я должно возглавлять жизнь человека, и жизнь его будет по совести и Закону Божьему. А.А. Ухтомский, впоследствии М.М. Бахтин разработали диалогический метод с доминантой на собеседнике. Приобрести объективное видение возможно только тогда, когда произойдет осмысление и нахождение единого объединяющего духовного центра, имеющегося в каждом человеке – это образ Божий. Работая в парадигме христианской, психолог ориентирует клиента к состоянию духовного Я, не смотря на то, что вопросы решаются телесно-душевного характера. Именно с позиции «высоты» можно принять верное решение, которое поднимет душу на ступеньку вверх. Но, чтобы подняться, сначала стоит спуститься во все тёмные комнаты и коридоры души.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|