"Сам себе психолог", или к вопросу о житейской психологии

Автор статьи: Ксения Эвнина

Из всего многообразия наук психология является одной из наиболее популярных. Популярность заключается не в том, что многие знают о ее существовании и интересуются результатами психологических исследований, а в том, что каждый человек имеет определенные представления, обширные и не очень, о предмете психологии – психике, ведь каждый из нас является непосредственным обладателем этого свойства. Знания о человеческой психике, или о человеческой душе, мы черпаем из повседневной жизни: общения, труда, чтения художественной литературы, просмотра кино и спектаклей, пословиц, песен и много другого. В течение жизни мы складываем собственные целые «концепции» причин поведения (окружающих и собственного), характеров, вырабатываем в связи с этим личные стратегии эффективного поведения. Но являются ли эти знания научными, имеют ли они отношения к научной психологии? Нет, для всей совокупности подобных знаний существует отдельное понятие – «житейская психология».

Для того чтобы глубоко интересоваться продуктами научных психологических исследований, изучать их, применять, важно и необходимо понимать отличия житейских психологических знаний и научных психологических знаний. Именно поэтому этот вопрос – один из первых в профессиональном обучении психологов.

Подробно и наиболее полно этот вопрос отражен в трудах Ю. Б. Гиппернейтер. Она выделяет пять отличий житейской и научной психологии.

Первое отличие заключается в том, что житейские психологические знания конкретны, то есть они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Например, будучи детьми, мы, решая в жизни конкретные прагматические задачи, вели себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и совсем иначе – с бабушкой, в каждом конкретном случае точно зная как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли бы мы обладали подобной же проницательностью в отношении чужих бабушки и мамы. Наши знания конкретны и ограничены задачами, лицами и ситуациями, на которые они распространяются. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, выражающимся в научных понятиях. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Выявляемые закономерности, отражаемые в терминах, применимы ко многим житейским ситуациям.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Такие знания приобретаются путем практических проб и ошибок, совершаемых в жизни. Часто профессионалы своего дела находят эффективные способы, например, обучения, тренировки, продаж, экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, то есть в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это логично вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Читая глубокие с психологической позиции осмысления художественные произведения, мы, несмотря на значимое духовное развитие, вряд ли станем столь же проницательными психологами, подобно авторам этих произведений, и, конечно, не всегда сможем перенести прочитанное на свой жизненный путь. То же касается и сложности передачи житейского психологического опыта от поколения к поколению (например, от матери к дочери), когда мы становимся способными воспринять передаваемую информацию уже после совершенных собственными усилиями ошибок (что иллюстрируется многими анекдотами). В науке знания больше аккумулируются и передаются. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств.

Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы ограничиваемся наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Эксперимент позволяет получить более объективное знание, учитывающее большее количество дополнительных факторов, влияющих на исследуемое явление. Именно с введения в психологию экспериментального метода она оформилась в самостоятельное научное направление

Пятое отличие научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.  Знания житейской психологии ограничены.

Однако существует и тесная взаимосвязь научной и житейской психологии, выражающаяся в трех основных тезисах:

во-первых, научная психология опирается на житейский психологический опыт;

во-вторых, научная психология извлекает из него свои задачи;

в-третьих, на последнем этапе исследования научные знания проверяются житейским опытом.

 

Так, в обыденной жизни, мы, конечно, можем руководствоваться знаниями житейской психологии, но всегда с высокой долей осознанности, ответственности и критичности, поскольку многое из того, что «ходит в народе», советуют подруги и гламурные журналы, как мы убедились, очень конкретно, ограничено, интуитивно – и нам может просто не «повести» и тот или иной примененный совет даст совсем не ожидаемые результаты.

 

Использованная литература.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва : АСТ, с 1988 по 2008 год. – 352 с.



Просмотров: 668
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем мне знания по психологии?
  • Ответы на вопросы:Какие знания по психологии нужны, чтобы стать счастливым?
  • Как знания психологии вредят отношениям с родителями?
  • Почему знания в психологии не помогают женщине познакомиться с мужчиной
  • О научной психологии и сектантах
  • Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии
  • Проблемы научных терминов в психологии
  • Разные подходы в сексе. В чем отличие мужской и женской психологии. Сексуальные особенности
  • Анализ житейской ситуации с позиции Таро.
  • Психология - это наука? Краеугольный камень психологии.
  • Психологические знания: как их применять
  • Вниманию участников психологических групп в соц. сетях или Стоит ли читать о психологии?
  • Курс: Элементы Психологических Знаний
  • Психология рекламы и реклама Психологии
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Я – человек. Эссе о людях, жизни и психологии
  • Как улучшить качество жизни с помощью гештальт-психологии?
  • «Боги» психологии: Смысл жизни и жизненное предназначение
  • Некоторые результаты исследования психологии холостяков
  • Книга как клад психологического знания
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • Художественная книга, как клад психологического знания
  • Чем отличается популярная психология от научной?
  • Интуиция — феминный путь знания (II - 66)
  • О психологии здоровой жизни или мотивация к открытию новой жизни
  • Эффект аудитории в жизни и психологии.
  • Эффект Барнума в жизни и психологии
  • Психолог- человек знания или продавец услуг?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь