|
"Сам себе психолог", или к вопросу о житейской психологииАвтор статьи: Ксения Эвнина
Из всего многообразия наук психология является одной из наиболее популярных. Популярность заключается не в том, что многие знают о ее существовании и интересуются результатами психологических исследований, а в том, что каждый человек имеет определенные представления, обширные и не очень, о предмете психологии – психике, ведь каждый из нас является непосредственным обладателем этого свойства. Знания о человеческой психике, или о человеческой душе, мы черпаем из повседневной жизни: общения, труда, чтения художественной литературы, просмотра кино и спектаклей, пословиц, песен и много другого. В течение жизни мы складываем собственные целые «концепции» причин поведения (окружающих и собственного), характеров, вырабатываем в связи с этим личные стратегии эффективного поведения. Но являются ли эти знания научными, имеют ли они отношения к научной психологии? Нет, для всей совокупности подобных знаний существует отдельное понятие – «житейская психология». Для того чтобы глубоко интересоваться продуктами научных психологических исследований, изучать их, применять, важно и необходимо понимать отличия житейских психологических знаний и научных психологических знаний. Именно поэтому этот вопрос – один из первых в профессиональном обучении психологов. Подробно и наиболее полно этот вопрос отражен в трудах Ю. Б. Гиппернейтер. Она выделяет пять отличий житейской и научной психологии. Первое отличие заключается в том, что житейские психологические знания конкретны, то есть они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Например, будучи детьми, мы, решая в жизни конкретные прагматические задачи, вели себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и совсем иначе – с бабушкой, в каждом конкретном случае точно зная как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли бы мы обладали подобной же проницательностью в отношении чужих бабушки и мамы. Наши знания конкретны и ограничены задачами, лицами и ситуациями, на которые они распространяются. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, выражающимся в научных понятиях. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Выявляемые закономерности, отражаемые в терминах, применимы ко многим житейским ситуациям. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Такие знания приобретаются путем практических проб и ошибок, совершаемых в жизни. Часто профессионалы своего дела находят эффективные способы, например, обучения, тренировки, продаж, экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, то есть в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это логично вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Читая глубокие с психологической позиции осмысления художественные произведения, мы, несмотря на значимое духовное развитие, вряд ли станем столь же проницательными психологами, подобно авторам этих произведений, и, конечно, не всегда сможем перенести прочитанное на свой жизненный путь. То же касается и сложности передачи житейского психологического опыта от поколения к поколению (например, от матери к дочери), когда мы становимся способными воспринять передаваемую информацию уже после совершенных собственными усилиями ошибок (что иллюстрируется многими анекдотами). В науке знания больше аккумулируются и передаются. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств. Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы ограничиваемся наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Эксперимент позволяет получить более объективное знание, учитывающее большее количество дополнительных факторов, влияющих на исследуемое явление. Именно с введения в психологию экспериментального метода она оформилась в самостоятельное научное направление Пятое отличие научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Знания житейской психологии ограничены. Однако существует и тесная взаимосвязь научной и житейской психологии, выражающаяся в трех основных тезисах: во-первых, научная психология опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, научная психология извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе исследования научные знания проверяются житейским опытом.
Так, в обыденной жизни, мы, конечно, можем руководствоваться знаниями житейской психологии, но всегда с высокой долей осознанности, ответственности и критичности, поскольку многое из того, что «ходит в народе», советуют подруги и гламурные журналы, как мы убедились, очень конкретно, ограничено, интуитивно – и нам может просто не «повести» и тот или иной примененный совет даст совсем не ожидаемые результаты.
Использованная литература. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва : АСТ, с 1988 по 2008 год. – 352 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|