Психология - это наука? Краеугольный камень психологии.

Психология  это наука Краеугольный камень психологии

Проблема № 1 - Нет чёткого понимания предмета.

Что изучает психология? Тут ответ достаточно прост - психику. А вот что такое психика? Душа? Что такое душа? Метафизическая величина? А поконкретнее? Мозг? Тогда любые человеческие проявления мы сводим к мозговой активности, к физиологии, к процессу посыла импульса в мозг и ответной реакции? Тогда почему на один и тот же стимул у разных людей разная реакция? Смесь первого и второго? Объясните, как это происходит?

Более того, некоторые психологические направления концентрируются вовсе не на этом, а, например, на речи, или исследовании мозговой активности, или на поведении групп (а вовсе не на психике), то есть исследование объекта происходит опосредованно, причём всегда. Мы никогда не сможем непосредственно взять этот объект под названием психика и исследовать его. А всё еще сильнее усложняется тем, что каждое направление выделяет свой объект исследования, но при этом все они объединены под одной общей вывеской под названием "психология".

Проблема № 2 - Сложности в классификации психологических направлений.

Что я здесь имею ввиду? Есть, к примеру, когнитивная психология, есть экзистенциальная, а есть клиническая психология, семейная психология, социальная психология, психотерапия, есть возрастная психология и т.д.

Это вот примерно как недавно я зашла в зоомагазин и там в трёх клетках три шиншилла, и подписи: шиншилл девочка, шиншилл мальчик, шиншилл цветной. Причем два первых были серого цвета, а цветной был белым. Вот и базовое несоответствие в классифицировании. По какому основанию проводится классификация - по половой принадлежности ли по окрасу?

Так же и в психологии - по какому основанию происходит выделение того или иного направления?

Например, когнитивная, экзистенциальная, лингвистическая, гуманистическая и т.п. психология - это о подходе, выделение направления на основании используемых техник.

Клиническая психология - основание выделения - определение нормы и патологии.

Экспериментальная психология - основание для выделения - проведение эксперимента для получения данных (как если бы в других направлениях этот эксперимент не проводился).

Семейная психология - основание для выделения - это изучение семьи как системы и изменений в этой семье. При этом для работы в данном направлении могут использоваться, к примеру, методы гуманистической психологии. Получается, что одно направление с собственным основанием, которое вроде стоит на равных с первым (то есть гуманистическая психология), служит как бы подспорьем для первого (то есть семейной психологии). Первое становится  инструментом второго.

И классификация рассыпается. Выделение направлений рассыпается, образует хаос и возникают несостыковки.

Проблема № 3 - Отсутствие собственной системы анализа. Верификация. 

Для анализа результатов в психологии используются математические методы. Собственного аналитического аппарата в психологии нет. Необходимо применение техник из математики. Кроме того, есть отличие количественных и качественных исследований, а соответственно сложности в экстраполяции результатов.

Кроме того, любое направление, любое исследование должно быть валидно и надёжно, но помимо этого, есть такой замечательный принцип - фальсифицируемости. Если невозможно опровергнуть гипотезу, лежащую в основе направления, невозможно считать направление верифицируемым.

В психологии это частая беда - стремление создавать нефальсифицируемые гипотезы и направления научного знания.

Проблема № 4 - Большое количество ответвлений в психологии, когда индивидуальный стиль работы становится одним из направлений. Смешение подходов. Эклектика.

Многие психологи стремятся разработать тему и направление, которое выбрали. С одной стороны это хорошо, но с другой стороны умножается количество подходов, а так как у каждого человека своё видение ситуации, видение процесса терапии, то умножается и количество подходов, их становится бесконечное множество и теперь зачастую то или иное направление - это не столько направление, сколько индивидуальный стиль работы данного специалиста. Кроме того, происходит смешение подходов. Иногда это действительно оправдано и логично, но иногда смешиваются направления, которые по самой своей сути являются взаимоисключающими. Из них берутся отдельные техники и используются интегрально, как новый подход, а базовое противоречие этих подходов не устраняется. Вот, к примеру, лакановский психоанализ и эго-психология. Это взаимоисключающие направления - если психолог работает с клиентом над повышением адаптационного эффекта защит, то никак невозможно работать в парадигме Лакана, который считал, что надо работать не с защитами, а с желаниями, а идеи эго-психологии обесценивал.



Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология кризиса как направление практической психологии.
  • Направление исследований: Психология любви
  • Психология музыки. Такое тоже есть?
  • Психология рекламы и реклама Психологии
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Зачатие года. Новогоднее ВОЛШЕБСТВО психологии И ПСИХОЛОГИЯ волшебства.
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Новое направление в психологии.
  • Практическая психология: Спасибо, что Я есть!
  • Йога и психология. Есть ли связь?
  • Направление в психологии - транзактный анализ
  • Магия vs психология, а есть ли разница для клиента?
  • Архетипическая Астрология, как новое направление психологии
  • Есть такие люди, кому не нужна психология!
  • Об основоположнике гуманистического направления в психологии Абрахам Маслоу
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Смотреть фильм и исцеляться. Кинойога - новое направление в трансперсональной психологии и психотерапии.
  • Психология важнее экономики. Или экономика важнее психологии?
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Спортивная психология. Дети в спорте: психология победы.
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Квантовая психология -психология нового поколения!
  • Клиническая психология: в чем отличие?
  • Есть ли логика в психологии?
  • Кто есть кто в психологии и с чем все это едят
  • Кто есть кто в мире психологии
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Возможности интеграции подходов христианской и академической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь