|
О религиозной психопатологии и кризисной православной психологииАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Всё о православной психологии на psyheo.by
«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4;16-17) Говоря о религиозной психопатологии и кризисной православной психологи, мы касаемся по существу самого важного в практическом отношении раздела православной психологии, который непосредственно связан с теми особыми изменениями телесного, душевного и духовного (умственного) характера, которые неизбежно возникают в процессе совлечения «ветхого» человека. На языке современной психологии, речь идёт о тех аномалиях психофизиологического характера, которые имеют под собой религиозную основу и которые могут проявляться в процессе «вертикализации» и реструктуризации всей когнитивной сферы верующего человека. Собственно сам процесс глубокого изменения и обновления когнитивной сферы в святоотеческой психологии, аскетической и монашеской традиции носит название «умного делания» (внутреннего делания). Умное делание буквально означает «делание ума», т.е. глубокое преобразование качества мышления, связанное с его перводом из плоского, т.е. «горизонтального» состояния в состояние «вертикальное» и далее в интегральное («горизонтально-вертикальное»), которое есть предельно расширенное, просветлённое и утончённое, способное к непосредственному богообщению. И хотя во многих церковных изданиях под умным деланием понимается исключительно молитва Иисусова, в действительности, она является только частью и одним из инструментов умного или внутреннего делания, тогда как существуют и другие. Как уже говорилось, наиболее характерной чертой нашего времени и состояния православия является рационализация с отходом от исконных традиций аскетики и монашества, а перенос многих акцентов и аспектов делания внутреннего на делание внешнее и показное. Именно в этом аспекте и нужно понимать подмену внутреннего духовного делания (умного) деланием душевным или эмоционально-благочестивым, что и является признаком забвения умного делания. «Важная примета кончины монашества – повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию на показ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Избранные письма, «Письма к монашествующим», п. 48) В данной связи с потерей опыта и практики «умного делания» в его подлинно аскетическом виде, теряются не только сами духовники, как практики «умного делания», руководимые не рассудком и интеллектом, а Духом Святым, но теряется сама традициия и преемственность внутреннего делания и наставничества. В итоге при отсутствии традиции, духовной школы и учителей внутреннего (умного) делания, всё делание переносится сугубо на внешние формы и атрибуты формального и показного благочестия, не затрагивая глубинных основ личности. Следствием этого с одной стороны является абсолютная бесплодность душевных усилий многих верующих на протяжении десятков лет остающихся в неизменном внутреннем состоянии, механически повторяющих по одну и тому же замкнутому кругу одни и те же заученные ритуалы и священнодейства без какой-либо внутренней пользы. С другой стороны, при отсутствии соответствующей традиции, духовников и наставников внутреннего делания, другая часть верующих пытается сегодня заниматься умным деланием на свой страх и риск (самочинно) по многочисленным руководствам и пособиям, оказываясь в ещё более тяжком положении и впадая в такие изменённые состояния, как одержимость, прелесть, помешательство, психопатия, радикализм, деменция и др., именуемые религиозной психопатологией. К большому сожалению в современной психиатрии пока ещё нет разделения на психопатологию религиозного и нерелигиозного характера, именно поэтому ко многим людям, имеющим исключительно религиозную психопатологию, применяются к сожалению стандартные психотерапевтические подходы, которые не только не способствуют «лечению» и «исцелению» души, но создают людям ещё большие трудности и проблемы, заканчивающиеся зачастую суицидами из-за глубочайших внутренних расколов и противоречий. Таким образом, основная масса верующих людей в условиях отсутствия соответствующей духовной и аскетической традиции и всей полноты знания об «умном делании», пребывает в том специфическом когнитивном состоянии, которое известно, как состояние прелести. «Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос.» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.1, О прелести) С этого откровения святителя Игнатия Брянчанинова мы и начнём исследование данной темы. Самым любопытным в этом откровении святителя Игнатия является то, что изменённое состояние сознания (ИСС) - это в той или иной мере удел не одних только верующих и воцерковляющихся из числа новоначальных, которые теряют на время соответствующие когнитивные опоры, но всех людей без исключения. Говоря другими словами, все люди без исключения, как носители рационального эго ума, находятся в состоянии ИСС, т.е. изменённого эгоизмом сознания, которое суть одна большая «прелесть» сугубо рационального и вещественного мировосприятия при отсутствии «видения» невещественной и иррациональной стороны мира. Таким образом, с точки зрения парадигмы православной психологии и «нормальное» состояние рационального сознания и состояние религиозной «прелести» новоначального – это не «норма» и «патология», а разные формы по сути одной большой прелести ума, утратившего монаду (единство) сущностного и тримерного (тело, душа, дух) восприятия реальности. Разница в том, что если прелесть повседневная обычным человеком считается им и обществом условной «нормой», то в случае прелести религиозной состояние ума воцерковляющегося человека просто более выраженно контрастирует с общепринятой «нормой» большинства людей. Проще говоря, главным секретом парадигмы современной секулярной психологии является отсутствие у неё реального представления о психической «норме», которая могла бы действительно и объективно отражать состояние и совершенство человеческого ума. Психическая норма в психологии в настоящее время - это совершенно условное понятие, которое определяется и как «отсутствие болезненных симптомов», и как «способность к адаптации», и как «соответствие требованиям культуры» и как «потенциал психической энергии» и как «интеллект» и т.д. и т.п. В общем и целом ситуация с определением психической нормы примерно та же, что и ситуация с определением нравственности. Из предыдущих разделов уже известно, что рационально-потребительский взгляд человека на мир через призму эго ума очень трудно называть «нормой», поскольку нормой человечности должен быть всё же взгляд нравственный, как минимум. Таким образом, в очередной раз мы имеем дело с грандиозной подменой в рамках парадигмы современной психологии и психотерапии, которая не имея всей полноты представления о психической «норме», пытается эту норму каким-то образом устанавливать и корректировать. Можно сказать, что из этого глобального противоречия в понимании психической «нормы» и вытекают все недопонимания, заблуждения и противоречия современной психологии в отношении трактовки религии и религиозной психопатологии. Суть этих противоречий, как уже догадался читатель, отражает извечное несоответствие между «горизонтальным» взглядом на мир рационального эго ума, привязанного к вещественности (телу) и «вертикальным» локусом духовно-нравственного сознания, отражающего духовную иерархию и тримерию бытия (тело, душа, дух). Практически несоответствие «горизонтального» и «вертикального» взглядов на мир проявляется в том, что парадигма рациональной психологии здравым в когнитивном отношении и соответствующим общепринятой психической «норме» считает только то, что вписывается в локус и рамки «горизонтального» мировосприятия. При этом всё то, что не вписывается в эти относительно узкие рамки эго рациональности и что не соответствует базовым потребительским и гедонистическим эго ценностям и их целессобразности в системе эго потребностей Маслоу, парадигмой рациональной психологии воспринимается «ненормальным». Вот объяснение того, почему системы ценностей, основанные на приоритете жертвенности, нравственности и духовности над эгоизмом, прагматизмом и стяжательством (потребительством), вызывают столь яростное неприятие и сопротивление у всех рационалистов и прагматиков. Именно этим обстоятельством объясняется усиленное стремление парадигмы современной рациональной психологии придать любой подлинной жертвенности и духовности статус глубокой «психопатологии» или форме отклонения от «нормы», тогда как отклонением (нравственным) является сама рациональная эго психология. В этой связи становится более понятно и то, почему сам факт обращения человека к вере с желанием сменить прежнюю систему ценностей, парадигмой рациональной психологии рассматривается как форма проявления «безумия», а те психические и личностные изменения, которые происходят в человеке по мере воцерковления и «вертикализации» мышления, рассматриваются как формы психопатологии. Ситуация могла бы быть безысходной, но истины ради следует сказать, что христианская и святоотеческая психологии располагают тем сверхъестественным душевно-духовным знанием, которое позволяет давать привильную и взвешенную оценку многим феноменам, артефактам и ИСС, связанным с обращением сознания (метанойей), воцерковлением и изменением системы ценностей. На языке современной нейропсихологии данный процесс называется изменением системы центрации когнитивной сферы со сменой принципа упорядочивания нейронных (синаптических) связей. Таким образом, с точки зрения подлинного телесно-душевно-духовного устройства человека, наиболее здравым можно считать считать не «горизонтальное» (телесное) эго мышление, а усовершенствованное «вертикально» (душевно) интегральное («горизонтально-вертикальное») «Мы» сознание, которое есть сознание духовное. Именно этот тип духовного сознания, которое является результатом полной дезинтеграции эгоизма (совлечения «ветхого» человека) и активизации потенциала нравственности («нового» человека), является сознанием наиболее совершенным, соответствующим практическому христианскому мышлению и мировоззрению. Совершенство данного типа сознания определяется те5м, что оно полностью свободно от любой страстности и субъективизма (эго) ив полной мере является отражением высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего). Данный тип сознания в святоотческой традиции именуется даром духовного рассуждения помыслов и соответствует 26-й ступени духовной Лествицы. Вот каков с психологической точки зрения подлинный смысл «умного делания» Данное противоречие во взглядах на психическую норму и когнитивное здоровье по сей день остаётся неразрешимым в парадигме рациональной психологии. Это и есть, собственно, та отправная точка, которая даёт ответ на вопрос о том, почему понятие религиозной психопатологии, как и понятие религиозного сознания, так неоднозначно, как его понимает и трактует сегодня научная психология. Прежде чем мы попробуеи разобраться с понятием именно религиозной психопатологии, все виды психопатологии условно разделим на два вида: - религиозная психопатология и - нерелиозная психопатология. Под религиозной психопатологией будем понимать все виды психических аномалий, которые непосредственно связаны с некорректным усвоением религиозного опыта и знания и возникших вследствие этого глубоких расстройств когнитивной сферы преимущественно клинического характера (прелесть, юродство, беснование, радикализм, психопатия, деменция, панические атаки, видения сущностей и т.п.). Под нерелигиозной психопатологией будем понимать соответственно все прочие виды психических аномалий врождённого или приобретённого характера, а также расстройств психики, личности и поведения клинического и не клинического характера. В современной психиатрии принято различать общую психопатологию, изучающую общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения и частную психопатологию, изучающую отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и реабилитации. Не будем заострять особого внимания на не религиозной психопатологии, поскольку это крайне широкая междисциплинарная область современной психиатрии, о которой более подробно говорится в разделе V Международного классификатора болезней 10-го пересмотра, разработанного Всемирной организацией здравоохранения. В данном материале сконцентрируемся преимущественно на аспектах религиозной психопатологии. Прежде чем разбираться в этом весьма не простом вопросе, все виды религиозной психопатологии условно разделим на два вида психоаномалий:
С точки зрения рациональной психологии (и психотерапии) и те и другие аномалии имеют характер выраженной «психопатологии». В то же время, с точки зрения парадигмы православной кризисной психологии, далеко не всё так однозначно. Если в первом случае (аномалии естественного характера) имеет место по большей части процесс естественного изменения когнитивной сферы неофита в ходе воцерковления, который закономерен и неизбежен в данной религиозной культуре и традиции, хорошо известен и изучен на бесчисленном множестве верующих за столетия практики и имеет характер временной аномалии, то во втором случае (аномалии противоестественного характера) имеет место процесс противоестественного изменение состояния когнитивной сферы неофита, который выходит за рамки «нормы», принятой в данной традиции, а потому требует специальной коррекции, а в ряде случаев принудительного лечения. Таким образом, если в первом случае религиозных аномалий мы имеем дело с отклонением и изменением когнитивной сферы в рамках некой внутренней «нормы», то во втором случае мы имеем дело с очевидной психопатологией и выходом за рамки всех норм. Умение чётко различать те и другие аномалии (естественного и противоестевенного характера) и является задачей душепопечителя и православного психолога. Говоря о грани, разделяющей данные аномалии, возникающие при обращении сознания к вере, следует сказать, что провести эту грань зачастую бывает довольно сложно, поскольку процесс изменения ума носит динамичный характер и многие «естественные» аномалии могут относительно быстро переходить в «противоестественные» и наоборот. Очень многое здесь зависит от компетентности и опытности духовника и душепопечителя, который осуществляет духовное водительство и руководство процессом работы со страстями и эгоизмом. В данной связи, те изменения, которые происходят в когнитивной сфере воцерковляющихся, можно называть «естественно-противоестественными» изменениями, понимая всю относительность точного определения как «естественности», так и «противоестественности». К большому сожалению в настоящее время значительное число верующих и даже священнослужителей не осознают в должной степени всю глубину и сложность тех внутренних процессов, которые происходят в душе у новообращённых и связаны с потерей прежней системы ценностей и когнитивных опор «ветхого» человека. Именно из-за незнания общей методологии и специфики трансфорации и распятия (совлечения) эгоизма, как условного центра личности, со всей системой поддерживающих его качеств и энергий (страстей) и возникает большинство проблем клинического характера, требующих усилий именно православных психологов. В тех же случаях, когда духовник достаточно опытен и хорошо владеет основами святоотеческой психологии и аскетики, как живой практики умерщвления и распятия эго, проблем и аномалий противоестественного характера у неофитов практически не возникает. Таким образом, неумение отличать религиозную психопатологию от не религиозной и неумение видеть различия в религиозных аномалиях (естественных и противоестественных), принесло и по сей день приносит огромный вред психологии, церкви и многим воцерковляющимся людям. Одной из проблем церкви и кризисной православной психологии в настоящее время можно считать отсутствие практических руководств по работе с эгоизмом и человеческим эго, как основой «ветхого» человека, при наличии огромного числа практических руководств по вторичным проблемам нравственного характера (утрата любви, насилие, зависимости, суицидальное поведение и др.), вытекающим из самого эгоизма. В этой связи кризисным православным психологам следует понимать, что все частные проблемы «ветхого» человека связаны с состоянием эго («Я»), как «ядра» эго личности. Именно поэтому очень важно углубляясь в отдельные направления практической православной психологии, не терять из виду постоянной работы с эго и страстями. Кроме этого, православным кризисным психологам необходимо уметь различать психопатологию, выделяя в особую категорию именно те случаи, которые связаны с «естественно-противоестественными» изменениями когнитивной сферы в ходе воцерковления. Совершенно очевидно, что не следует путать и смешивать с религиозной психопатологией многочисленные случаи выраженной клинической психопатологии, которая имеет врождённый, наследственный или травматический характер: шизофрении, цклотимии, эпилепсии, психопатии, последствия заболеваний головного мозга, врождённое слабоумие, аномальные психические реакции, наследственные психические заболевания и т.д. В этом отношении «естественно-противоестественные» отклонения религиозного характера, как раз наоборот связанны именно с обращением когнитивной сферы в ходе воцерковления, трансформацией эго, работой со страстями и качествами души или воздействием на сознание (душу) страстей и падших духов. К этим случаям можно отнести следующие «естественно-противоестественные» патосостояния:
Также к религиозной психопатологии можно отнести целый ряд других патологических состояний временного помрачения ума: экзистенциальные кризисы на духовной основе, приступы панических атак и вегетативные дистонии, навязчивые и провокативные помыслы, видения сущностей, бред и т.д., которые могут быть вызваны обострением страстей и страстных качеств (печаль, уныние, отчаяние, тоска, безутешность, страх и др.). Для специалиста, работающего в рамках парадигмы православной психологии принципиально важно разбираться в этих видах психопатологии для того, чтобы изначально не браться за разрешение тех проблемных и кризисных ситуаций, которые требуют клинического подхода и могут быть чреваты серьёзными осложнениями. Таким образом, полем деятельности специалиста, работающего в рамках парадигмы православной психологии, является широкий спектр различных проблемных состояний и ситуаций, связанных с усвоением религиозного знания и опыта. Можно кратко охарактеризовать основные проблемные состояния и синдромы, наиболее часто встречающиеся в православно-психологической практике. Прелесть можно смело считать одним из наиболее характерных психопатологических состояний «естественно-противоестественного» характера, связанных с религиозной психопатологией. Прелесть (духовная) – есть по существу состояние ложного духовного самосознания, при котором действие совершенно конкретных страстей (тщеславия и гордыни), а также воздействие на душу и тело падших духов ввергает человека в изменённое состояние сознания и субъективно воспринимается им как прямое богооткровение, свершенная духовность или даже святость. В святоотеческой традиции принято различать 3 ступени (степени) действия прелести: - духовные мечтания, - стремление к сладострастию, - исступление и глубокое умопомрачение вплоть до суицида или делириума. «Вот и о прелести необходимо сказать по возможности, так как она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима. Прелесть, говорят, в двух видах является, или лучше находить, – в виде мечтаний и воздействий, хотя в одной гордости имеет начало свое и причину. Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще – в виде исступления.» (Добротолюбие, Т. 5, преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях,131) Особенностью состояния прелести является то обстоятельство, что оно является всеохватывающим и тотальным для когнитивной сферы и поэтому даже будучи глубоко изменённым состоянием самосознания, самим человеком воспринимается изнутри его «Я» как совершенно «естественное» и «высоко духовное» состояние. Можно сказать, что нет того верующего и неофита, который смог бы миновать воздействие на его ум состояния прелести (душевной и духовной) - от мечтаний и воображений духовных даров, - до видения себя «святым». Наличие опытного духовника является в этом отношении залогом не застревания в прелести и духовных мечтаниях. В случае застревания в прелести, при отсутствии опытного духовника, она может стать причиной глубокого умопомрачения и даже полной потери ума. Отличительной чертой выраженной прелести является глубокая душевная и духовная слепота, сочетающаяся с гиперактивностью, которая совершенно не видит сама себя прелестью. Любые попытки критиковать прелесть вызывают с её стороны активное сопротивление и проявление ещё большей прелести. Наиболее опасной формой прелести является прелесть поддерживаемая и контролируемая падшими духами (бесами), овладевшими душой. Именно поэтому в состоянии сильной духовной прелести весьма не редки трагические «случайности» и суициды, спровоцированные бесами и сущностями. В состоянии прелести нередки случаи суицидов из-за невыносимости страдания. Чаще всего это имеет место в тех случаях, когда за состоянием глубокой прелести внезапно наступает краткосрочное прояснение рассудка и человек после самовознесения с ужасом понимает всю глубину своего заблуждения и реального падения. Чаще всего именно невозможность вынести внутренние душевные страдания из-за самообмана и служит основанием для суицида, называемым иногда «Иудиным отчаянием». Беснование можно считать второй по важности и значимости категорией религиозной психопатологии, как форму явной одержимости человека бесом. Беснование может выражаться как явно, так и скрытно в виде богоотстранённости, следования лжеучениям, культам, воинствующему атеизму и т.д. Из наиболее характерных признаков бесноватости можно выделить следующие:
* В последнее время не редко отмечается такая специфическая форма одержимости, как публичные бранные ругательства и проклятия в адрес церкви, святых и отдельных людей. Данный порок называется копролалия (от греч. κόπρος - кал, грязь + λαλία - речь) или навязчиво-непреодолимое влечение к нецензурной брани вслух. В своём классическом виде данная патология проявляется наиболее часто в виде открыто ругающихся нецензурной бранью брутального вида женщин или мужчин, которые намеренно громко и очень эмоционально поносят крайне грубой нецензурной бранью церковь, святых или конкретных людей (соседей, знакомых, родственников и т.д.), к которым у них имеется патологическая неприязнь. Проявления копролалии могут носить как скрытый, так и явный (публичный) характер. В последнем случае нецензурная брань намеренно делается публичной. Копролалия имеет тенденцию к прогрессии, по этой причине страдающие данным душевно-психическим пороком со временем становятся совершенно невыносимыми, делая при этом невыносимой и жизнь соседей, постоянно досаждая им своей громкой и усиливающейся раз от раза бранью на протяжении многих лет. Что характерно, после соответствующего медицинского и психиатрического освидетельствования, в большинстве случаев никакой явной психопатологии не обнаруживается, за исключением наличия выраженной личной неприязни к чему-либо или кому-либо, становящемуся мишенью копролалии. Говоря другими словами, проявление копролалии не всегда связано с явной психопатологией или слабоумием, а свойственно и людям с сохранной когнитивной сферой. Большинство специалистов связывают проявление копролалии с синдромом Туретта (расстройства центральной нервной системы), отягощённого органическим расстройством личности со снижением уровня её функциональности через неспособность контролирования эмоций и агрессии, что на поверхностном уровне так и просматривается. В то же время у порока копролалии кроме поверхностного уровня (психического), есть и более глубокий уровень (душевно-духовный), связанный именно с одержимостью человека сильной страстью или бесом. Наиболее часто явление копролалии встречается у женщин, причём, зрелого возраста и косвенно является характерным признаком глубокой духовно-нравственной деградации личности. По той причине, что проявления копролалии в большинстве случаев не связаны с выраженной психопатологией, она не считается большинством специалистов явным клиническим расстройством, а потому относится чаще всего к чрезмерной вульгарности, гипер эмоциональности, несдержанности или невоспитанности. Вместе с тем следует отметить, что данный взгляд, по существу является поверхностным и не даёт всей полноты картины того, чем в действительности является копролалия как форма одержимости и каковы её истинные душевно-духовные причины. Ответ на этот вопрос даёт парадигма православной психологии, которая связывает копролалию не с чем иным, как буйством или бешенством человеческих страстей (укоренившихся порочных качеств), за которыми чаще всего стоит соответствующая демоническая сущность (бес), питающаяся энергиями данных низменных эмоций и намеренно провоцирующая человека на соотвествующее проявление данных низменных чувств и эмоций. Проще говоря, с точки зрения парадигмы православной психологии синдром копролалии является одной из форм одержимости через канал логоса (слова) в ходе него имеет место неверное использование силы ума и слова посредством плождения лжи и усиления лжи с помощью нецензурной брани. Юродство можно считать совершенно особой, стоящей особняком формой религиозной психопатологии. Если прелесть и беснование можно считать явными формами религиозной психопатологии, то юродство можно считать прямо противопложно своего рода формой духовного подвижничества, связанной с проявлением не патологии или несовершенства когнитивной сферы, а высших состояний, которые намеренно облечены в столь экзотические формы, недоступные рациональному пониманию. Можно сказать, что юродство в его подлинном виде - это форма контролируемого и осознанного «безумия», за которой стоит духовное сознание и восприятие, а не душевное или рациональное (телесное). Таким образом, подлинное юродство – это духовно-аскетический подвиг, который заключается в добровольном и осознанном отказе от общепринятых норм жизни с принятием образа «безумного» человека, который таким особым образом осуществляет духовно-аскетическую практику смирения посредством терпения презрения и телесных лишений. «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18) Юродство в действительности - это исключительный вид внутреннего делания (умного делания) и аскетической практики и очень немногие люди на него способны. В тоже время, говоря об истинном юродстве, как аскетическом подвиге, нельзя не сказать и о лжеюродстве, которое может быть, как в виде «кликушества», т.е. актёрства и лицедейства с целью получения подаяния за «убогость», так и в виде откровенного сумасшествия за которым стоит не духовно-аскетическая практика, а реальное безумие. Религиозный радикализм у многих специалистов в последнее время вызывает серьёзное беспокойство в связи с известным усилением религиозного противостояния и ростом терроризма. Религиозный радикализм - это крайняя и бескомпромиссная приверженность каким-либо религиозным взглядам и верованиям, отвергающим любые другие и преследующим решительные изменения всех существующих институтов в соответствии с данными взглядами. Религиоэный радикализм берёт свои корни в прелести (душевной и духовной) на фоне ревности и чрезмерного «разгорячения» вследствие избытка деятельностной активности, связанной с избытком энергий жертвенности. Религиозный радикализм – это явный признак новоначалия, прелести и отсутствия смирения под действием чрезмерной обусловленности сознания душевными категориями нравственно-радикального характера. Религиозный радикализм – это воинствующая душевная слепота, которая не имеет глубокого духовного рассуждения и понимания, а движима ревностью узкиого и слепого фанатизма, готового жертвовать как угодно и чем угодно, т.е. радикально. Очень часто религиозный радикализм тесно соседствует с терроризмом, превращаясь из ревнителя в безжалостного палача и слепого убийцу. Религиозный радикализм может проявляться и в виде «неуёмного миссионерства», которое рубит всем и вся правду - мать налево и направо и готово умереть за свою малую «правду» и свои малые «нравственные идеалы», которые на поверку оказываются идеями-пустышками, оторванными от реальной действительности. Как правило, по мере душевно-духовного взросления и наработки жизненного опыта религиозный радикализм ослабевает со временем естественным путём. Религиозная психопатия также стала очень широко распространена в последнее время и представляет собой многочисленные формы неадекватного, бессердечного, необъяснимо жестокого или антисоциального поведения, вызванного теми или иными когнитивными и душевными расстройствами на религиозной или мистической основе. В абсолютном большинстве случаев религиозная психопатия является прямым следствием душевных срывов и расстройств психики из-за некорректного усвоения религиозного знания на фоне тех или иных личных проблем и трудностей при отсутствии должного душепопечения или потери духовника. В ряде случаев религиозная психопатия является результатом самочинного приобщения к вере вне традиции и без духовного наставничества. Склонным к психопатическим проявлениям людям категорически не рекомендуется самостоятельно практиковать те или иные духовно-аскетические упражнения, опыты и практики и в частности молитву Иисусову без соответствующего душевно-духовного руководства во избежанbе необратимого повреждения когнитивной сферы. Религиозная деменция – это слабоумие приобретённое в результате не корректного усвоения религиозного опыта и знания или резкого обвала когнитивной сферы со стойким снижением познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Как и религиозная психопатия, религиозная деменция в значительной мере вызвана отсутствием соответствующего душепопечения и духовного руководства и связана с глубоким и устойчивым деформированием когнитивной сферы, которое и связано с утратой прежней системы ценностей и ориентиров и невозможностью усвоения нового знания. Во многих случаях религиозная деменция носит обратимый характер, но встречаются и ситуации необратимого повреждения и деформации когнитивной сферы.
Специфика кризисной нравственно-ориентированной психологии Говоря о специфике кризисной православной психологии, можно сказать, что её характерной особенностью является особое понимание такого явления как кризис. Понятия кризиса в православной психологии имеет характер искушения или испытания состояния внутренних душевно-духовных качеств, сил и наклонностей человека. Испытание (искушение) в парадигме православной психологии всегда является показателем внимания к человеческой душе и может быть вызвано действием различных факторов - внешних и внутренних, включая действие сторонних сил и даже падших духов (бесов). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.» (Евр. 12; 6) Говоря о кризисной православной психологии можно с уверенностью сказать о том, что эта тема и направление является одним из наиболее востребованных в рамках всей христианской парадигмы. Можно без преувеличений сказать о том, что именно в этом направлении и проявляется в полной мере вся когнитивная глубина и нравственное совершенство православной психологии, где нравственно-этическая составляющая имеет решающее значение и преимущество перед всеми остальными. Для абсолютного большинства практикующих специалистов-психологов сегодня уже не секрет, что вся современная психология постепенно приобретает кризисный характер. Связано это с тем, что весь мир, а значит и сфера коллективного и индивидуального сознания, медленно, но очень уверенно погружается в инфернальное, т.е. демоническое состояние по мере усиления хаоса и духовно-нравственного кризиса, который и проявляется через кризис когнитивный. Какой бы совершенной ни была психологическая защита эго, но психика человека настолько совершенна и в то же время хрупка, что не может длительное время контактировать с аморальностью и пошлостью без ущерба для себя самой. Иными словами, усиление в последнее время негативных тенденций и увеличение в общем событийном потоке инфернального и аморального контента неизбежно приводит к психическим деформациям, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, как реактивно через стимулирование встречной агрессии, так и накопительно через саморазрушение. Наглядным свидетельством и подтверждением этого служит неуклонное увеличение числа психических расстройств и психопатологий на фоне роста всевозможных зависимостей, угроз и вызовов современности, угрожающих как самому человеку, так и основным институтам формирования и воспроизводства человечности (семье, культуре, образованию и т.д.). На фоне прогрессирующей безнравственности, брутальности и аморальности у молодёжи резко усилилось стремление к уходу от существующей реальности в область виртуальных и кластерных пространств. Для стимулирования истощённой и ослабленной эмоциональности, в последнее время стали широко использоваться соответствующие «усилители», «энергетики» и «транспорты» в виде алкоголя, сигарет, психотропных средств и других способов изменения сознания, следствием чего стала девиантность, потеря подлинного смысла жизни, сексуальная распущенность, алкоголизация, наркомания, рост числа депрессий и суицидов. Таким образом, сегодня можно уже открытым текстом говорить о том, что в настоящее время идёт процесс неуклонного, методичного и технологичного разрушения образа человека и самого института человечности, традиционной духовности, нравственности и семьи, как базисных ценностей и фундамента правильных духовно-нравственных отношений, а значит единственно правильных отношений между людьми. Брутально-агрессивный, потребительский и гедонистический контент нескончаемым потоком льющийся из всех средств массовой информации и сети интернет всё больше и больше отравляет жизнь и психику современного человека, лишая его возможности обычной радости и смысла жизни. В этой связи всё большее число людей волей-неволей оказывается в состоянии хронического невроза и накопительного стресса, который рано или поздно неизбежно заканчивается состоянием глубокого когнитивного и душевного кризиса. Для кого-то этот кризис может ограничиться только затяжной депрессией, психосоматическими расстройствами или спонтанным всплеском панических атак, а для кого-то он вполне может быть чреват очень глубоким расстройством всей когнитивной сферы, вплоть до необратимого её повреждения. Перечень доказательств того, что в своей безудержной распущенности, безнравственности и бездуховности, ведомый эгоизмом человек постепенно сходит с ума и погружается в состояние хаоса, можно продолжать и дальше, но и сказанного уже более чем достаточно для того, чтобы понять всю актуальность и значимость на данном этапе направления кризисной православной психологии. Именно поэтому правильное понимание кризиса и его подлинных духовно-нравственных причин приобретает сегодня определяющее значение. Так что же такое кризис в сущностном понимании? Само слово «кризис» происходит от греческого krisis – (решение), т.е. некий поворотный пункт, исход. В светском и повседневном понимании под кризисом чаще всего понимается какое-либо острое затруднение в чем-то или безвыходное положение. С точки зрения тримерной структуры человека (тело, душа, дух), любой кризис на уровне тела является предупреждением душе о том, что дела у человека складываются плохо в силу какого-то несоответствия и необходимо срочно предпринимать какие-то меры для изменения ситуации, пока не произошло нечто ещё более худшее и непоправимое. Таким образом, кризис – это не только показатель наличия проблемной ситуации, проявляющейся через страдание и боль, но и предупреждение душе о необходимостии перемен. Проще говоря, любой кризис – это не показатель безысходности и тупика, как думают многие люди в состоянии кризиса, а только сигнал душе о наличии несоответствия и необходимости соответствующих изменений. Говоря другими словами, любой кризис при всей его болезненности с духовно-нравственной точки зрения – это не показатель полной остановки движения, а знак о наличии несовершенства и необходимости изменения характера движения. Вот, собственно, почему в православной традиции любой кризис рассматривается в первую очередь не как наказание или трагедия, а как высшее внимание и повод к работе над ошибками для повышения уровня совершенства. Именно поэтому в православной традиции попросту отсутствует понятие кризиса и вместо него имеет место понятие искушения, как повода к дальнейшему росту. Именно эта точка зрения даёт понимание того, что любой кризис (искушение) в рамках высшего духовно-нравственного закона является благом для души, котрый служит «тренажёром» по выработке устойчивости в деле спасения души. «Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение» (Преп. Авва Дорофей, Душеполезные поучения, Посл.7) Следует отметить, что в современной секулярной психологии понимание кризиса совершенно иное, в котором доминирует поверхностный психотравматичный подход, включая способы выхода в исходное состояние. Иными словами, кризис в секулярной психологии носит характер не испытания, а «непредвиденного» психотравмирующего события, которое является досадным следствием стечения обстоятельств, повлекших за собой психическую травму. В этой связи обстоятельства, приведшие к кризису, могут носить более или менее предсказуемый характер, исходя из чего кризисы классифицируются как:
Вероятностные кризисы отражают только теоретическую возможность возникновения кризисной ситуации или кризисного состояния (развод, банкротство, смерть близкого, ЧП, катастрофа и т.д.) Закономерные кризисы в этом отношении отражают некие более устойчивые закономерности, как своего рода кризисные этапы развития, через которые проходит в жизни каждый человек (периодичные возрастные кризисы). Тем не менее, целостного или интегрального понимания кризиса через призму действия высшего духовно-нравственного закона в современной рациональной психологии на сегодняшний день не существует. Принципиальным моментом в вопросе понимания кризиса является вывод о неизбежности перемен в личности человека, оказавшейся в ситуации кризиса. «Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.» (Гордон В. Олпорт) Данное определение кризиса, которое принадлежит известному американскому психологу и разработчику теории личности Гордону Олпорту, недвусмысленно говорит о том, что любой кризис преследует цель изменения личности. В этом отношении позиция современной кризисной психологии созвучна позиции психологии православной. Таким образом, любой кризис применительно к личности человека является не чем иным, как принудительным инструментом для изменения структуры и характера личности. Говоря об отличиях в понимании кризиса, можно сказать о том, парадигма рациональной психологии кризис понимает преимущественно линейно и рационально, т.е. «горизонтально», как внезапное прерывание т.н. «нормального» хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки. Иными словами, рациональный анализ кризисного события предполагает преимущественно линейный психобиографический подход к выяснению причин возникновения кризисного события (психической травмы) с точки зрения рациональных представлений о возможных причинах. Схема психобиографического (горизонтального) подхода к анализу
Парадигма православной кризисной психологии в этом отношении использует иной подход, который можно считать и дифференциальным и интегральным, т.е. связанным с определением и конкретных причин и интеграцией различных точек зрения на причины кризиса («горизонтальной» и «вертикальной»). Принципиальным отличием парадигмы православной психологии является то, что она честно говорит человеку о том, что в повреждённом эгоизмом и страстями состоянии души «нормального» хода событий не может быть в принципе. Именно поэтому тот «нормальный» ход «горизонтального» развитя событий и явлений, который человек считает единственно возможным, верным и общепринятым, рано или поздно неизбежно приводит к жизненному и экзистенциальному тупику, связанному с «вертикальным» пониманием иерархии и смысла жизни через призму духовно-нравственного закона. Говоря другими словами, парадигма православной психологии, в отличие от парадигмы психологии секулярной, любое кризисное явление и событие считает не случайным, а во многом духовно и нравственно предрешённым по духовной «вертикали». Проще говоря, в парадигме православной психологии любое кризисное явление и событие оценивается не только по «горизонтали» линейного психобиографического подхода, но и по «вертикали» духовно-нравственного состояния человека. Таким образом, парадигма православной психологии получает в дополнение к линейному психобиографическому анализу дополнительный локус «вертикального» восприятия, который позволяет точнее позиционировать причины кризисного события и соответственно точнее определять задачу кризиса именно в аспекте глубокого изменения личности. Говоря другими словами, если парадигма секулярной психологии причины кризиса и профилактические меры видит только через призму линейного подхода, не касаясь духовно-нравственных основ личности, то парадигма православной психологии рассматривает кризис более всесторонне и через призму духовно-нравственного состояния личности. Совершенно очевидно, что интегральный («горизонтально-вертикальный») подход к анализу кризисного события имеет ряд преимуществ, которые позволяют гораздо точнее позиционировать причины того или иного кризисного события с двух точек зрения одновременно психобиографической и духовно-нравственной (онтологической). Практически это означает то, что парадигма православной психологии, учитывает важнейший сущностный фактор, связанный с духовно-нравственным развитием человека и в том числе фактор обновления или совлечения «ветхого» человека в процессе воцерковления, который связан духовно-нравственным становлением и ростом «нового» человека. Данный интегральный подход к анализу и оценке кризисного события позволяет кризисной православной психологии правильнее выбирать средства, подходы и инструменты для работы с проблемой, видя её как бы пространственно, а не линейно. В практическом отношении это означает возможность для кризисного православного психолога работать с воцерковляющимися людьми и людьми, оказывающимися в кризисных ситуациях, связанных с обращением и формированием «нового» человека, к которым не может быть применим один только линейный психобиографический подход. По той причине, многие проблемы экзистенциального и духовно-нравственного характера могут быть глубоко исследованы и проанализированы через призму интегрального или «горизонтально-вертикального» подхода парадигмы православной психологии. Соотношение психобиографического и духовно-нравственного подходов
На этой схеме, отражающей соотношение двух диаграмм развития и становления «ветхого» и «нового» человека, очевидно, как изменятся анализ любого кризисного события исходя из наличия верхней диаграммы, символизирующей этапы становление «нового» человека после крещения. Данный подход позволяет рассматривать любой кризис и в т.ч. экзистенциальный, как наиболее глубокий, более объективно и сущностно с двух точек (локусов) восприятия одновременно – «горизонтального» и «вертикального». Таким образом, данный дифференциально-интегральный подход позволяет православной кризисной психологии быть эффективным инструментом работы с экзистенциальными кризисами и кризисными ситуациями при обращении к вере. Схема целостного (интегрального) подхода.
На данной схеме кризисные моменты на отрезке С - D – E, при наличии верхней диаграммы становления и развития «нового» человека, имеют гораздо более глубокий духовно-нравственный смысл по сравнению с линейным психобиографическим анализом. При работе с воцерковляющимися людьми это даёт специалисту возможность выбора наиболее адекватных средств помощи душе, исходя не из рационального понимания кризиса и иего причин, а из духовно-нравственного. Таким образом, интегральный подход к анализу кризисных состояний позволяет специалисту иметь дело не просто с клиническим описанием когнитивного статуса и его изменения, а работать с интегральной когнитивной картой изменения «горизонтального» и «вертикального» изменения статуса и кгнитивного состояния. В то же время в отдельных отраслях медицины и в частности в сфере паллиативной помощи в настоящее время успешно применяется и линейный психобиографический подход к анализу кризисных ситуаций, где оценка статуса пациегнта осуществляется только по «горизонтальной» схеме. Современная схема оказания паллиативной помощи Таким образом, парадигма православной кризисной психологии позволяет работать практически с любыми типами кризисных ситуаций, являясь наиболее совершенным инструментом анализа причин кризиса и поиска средств выхода прежде всего для верующих людей. Очевидно, что при работе с невоцерковлёнными людьми и убеждёнными атеистами в данном случае «вертикальный» анализ просто не используется и работа строится по стандартному психобиографическому сценарию. Говоря о концепции и практических возможностях кризисной православной психологии, нельзя не коснуться тех конкретных направлений кризисной психологии, где может быть эффективно использован нравственно-ориентированный подход. Основные направления для использования кризисной нравственно-ориентированной христианской психологии: - экзистенциальный кризис и психология пограничных состояний, - переживание смерти близкого (психология горевания), - работа с жертвами тоталитарных и деструктивных сект, - психология периода окончания жизни (паллиативная психология), - психологическая помощь при тяжелом соматическом заболевании, - онкопсихология, - конфликтология через призму нравственного понимания, - профилактика суицидального поведения, - профилактика зависимостей (аддикций) и аддиктивного поведения, - профилактика синдрома эмоционального выгорания, - профилактика детской травматизации (через призму детско-родительских отношений), - бытовое насилие и его профилактика, - помощь при разводах и расставаниях, - гендерные проблемы и противоречия, ювенальные технологии. - доабортное женское консультирование, - работа на телефоне доверия, - особенности работы с группами повышенного риска и др. Данные направления имеют большой потенциал и перспективу при соответствующей методологической проработке через призму нравственно-ориентированной христианской парадигмы. Как видно из классификации, на первом месте по значимости находится направление работы с экзистенциальными проблемами. Это не случайно, поскольку экзистенциальное направление можно считать базисом всей кризисной психологии, а экзистенциальный кризис её хрестоматией.
О некоторых «открытиях» для современной секулярной психологии от психологии православной
Серия книг «Компас для души», как методический материал по кризисной православной психологии В настоящее время по теме кризисной нравственно-ориентированной христианской психологии есть уже немало специализированных материалов. В числе наиболее удачных можно отметить антикризисную серию «Компас для души», вышедшую в Издательстве Белорусского Экзархата, которая была создана коллективом специалистов кризисного Центра при Патриаршем Подворье храма Воскресения Христова.
Данная серия книг была создана по материалам группы сайтов кризисной направленности: realove.ru, perejit.ru, pobedish.ru, vetkaivi.ru, zagovor.ru, realisti.ru, memoriam.ru, boleem.com, dusha-orthodox.ruи др., которые за относительно короткое время стали самыми популярными в сети по соответствующим темам и проблемам, привлекая до 40 000 оригинальных посетителей ежедневно. Руководителями проекта являются православный психолог, онкопсихолог, руководитель кризисного Центра при Патриаршем Подворье - Михаил Игоревич Хасьминский и специалист в области информационных технологий – Дмитрий Геннадьевич Семеник. В числе авторов отдельных статей и материалов в проекте участвуют: Владимир Гурболиков – первый заместитель главного редактора журнала «Фома», а также Игорь Гагарин - протоиерей, Беспалко Виталий – священник, Гумеров Павел – священник, Потокин Алексей - протоиерей, Берковская Марина - кризисный психолог, Ермакова Людмила – психолог, Мирзоева Инна – психолог, Рахимова Ирина – психолог, Лебитов Игорь – психолог, Колмановский Александр – психолог, Орестова Елена – психолог, к.н., Пономарёв Юрий – врач и др. Данная серия включает в себя уже более десятка книг, каждая из которых посвящена какой-то отдельно взятой кризисной теме и проблеме из числа наиболее актуальных в настоящее время:
Самоубийство, ошибка или выход ? (Коллектив авторов) Эта книга создана на основе огромного практического опыта работы кризисных психологов, врачей психотерапевтов, судмедэкспертов и священников, работающих с суицидентами и специализирующихся на помощи людям, предпринимавшим попытки суицида. В книге с точки зрения нравственно-ориентированной христианской парадигмы даются ответы на вопросы о том, Что это за явление нашей жизни – суицид ?, Каковы его подлинные мотивы и причины? Что такое навязчивые мысли и откуда они возникают?, Что такое смерть?, Как полюбить себя?, В чём смысл жизни?, Есть ли способы профилактики суицида?, Истории тех, кто прошел через это страшное испытание, а также напутствия и рекомендации. Обо всём этом говорится в этой книге, созданной по материалам сайта www.pobedish.ru
Примириться с болезнью (Д.Г. Семеник, М.И. Хасьминский) Тяжелая и неизлечимая болезнь – это не просто удар по здоровью или безвыходная ситуация, в которой от нас мало что зависит – это тяжелейшее испытание. В каждой болезни есть свой урок, своя задача, своя цель и отработка своих проблем. Тяжелая болезнь - это труднейшее испытание личных и волевых качеств человека, это подчас самый важный поединок в жизни, который может принести человеку или духовную победу или тяжелое поражение. Что вообще представляет собой болезнь с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии?, Что такое исцеление от болезни? Как облегчить страдания болящего?, Как поучить исцеление от Бога и с честью выйти из этого испытания ? На все эти вопросы, позволяющие посмотреть на болезнь и тяжелый диагноз с духовной точки зрения, отвечает данная книга, составленная по материалам сайта www.boleem.com
Как улучшить отношения с родителями (Д.Г. Семеник, М.И. Хасьминский) В данной книге, посвящённой извечной проблеме отношений детей и родителей поднимается серьёзная проблема конфликта мировоззрений. Отношения с родителями в наше время для многих молодых людей – самые трудные отношения в жизни, связанные с необходимостью подчинения, смирения, послушания, терпения, против чего выступает любой юношеский максимализм и идеализм. Но дело в том, что родителей не выбирают и они остаются нашими родителями до самой смерти, даже если мы уезжаем от них и забываем про них, мы продолжаем нести в себе то, что получили от них по эстафете жизни. Именно поэтому однажды и для нас, будь мы молоды и беспечны, придёт время передавать эту эстафету жизни другим, чтобы не прервалась цепь жизни. Как понимать родителей?, Как быть услышанным ими?, Как почитать родителей ?, Как укреплять семейные и родовые традиции? – на эти и многие другие вопросы даёт ответы эта книга.
Настоящая любовь. Влюблённость – начало любви. (Д.Г. Семеник) Эта книга Дмитрия Семеника посвящена, казалось бы, такой простой, а в действительности очень не простой теме правильного понимания любви, прежде всего, как глубоко внутреннего и душевно-духовного чувства, качества и состояния, а не поверхностного эмоционального. Что такое влюблённость, а что такое любовь ? Чем отличаются влюблённость от любви? Что такое любовная зависимость ? Как и из чего возникает любовь ? Что усиливает любовь, а что её ослабляет ? Существует ли настоящая любовь на всю жизнь и какая она ? Как распознать свою любовь ? На эти и многие другие вопросы отвечает эта замечательная книга, написанная от души и самого сердца автора, который делится с читателем в значительной мере своим очень личным и сокровенным опытом. Книга написана по материалам сайта www.realove.ru
Настоящая любовь. Строительство семьи. (Д.Г. Семеник) Ещё одна книга Дмитрия Семеника является продолжением первой книги о настоящей любви и посвящена такому важному для каждого человека вопросу, как создание семьи. Какое дело в жизни каждого человека самое главное и важное по определению ? Социологические опросы показывают, что однозначного понимания в этом вопросе у мужчин и женщин сегодня нет. Среди ответов тех и других: карьера, собственный бизнес, любовь, известность, успех, хороший секс, крепкое здоровье и т.д. Эта книга даёт предельно точный и правильный ответ на этот вопрос с точки зрения парадигмы самой жизни. Самое главное и важное дело для каждого человека – это создание своей семьи с целью обучения любви, получения любви и воспроизводства любви, т.е. умножения любви и продолжения рода своего и рода человеческого. Вот так просто решается один из сложнейших философских вопросов жизни. Эта книга, как предыдущая создана по материалам сайта www.realove.ru
Расставание (Д.Г. Семеник, М.И. Хасьминский) Эта книга посвящена такой не простой в наше время и крайне болезненной теме, как расставание и потеря любви. Для любого молодого человека, живущего в виртуализированном информационном мире встреча со своей любовью – это сильнейшее эмоциональное событие в жизни. Собственно, именно поэтому расставание с любимым человеком - один из самых серьёзных кризисов в жизни современного человека. Бытует много мнений и стереотипов по поводу причин расставания и способов смягчения душевной боли. Чаше всего люди думают, что чем тяжелее переживание расставания, тем сильнее была их любовь. В действительности всё совершенно иначе. Тяжесть переживания расставания свидетельствует только о силе привязанности и зависимости от другого человека, что есть косвенный признак психологической и душевной слабости. Можно ли переживать расставание конструктивно? Как справиться со столь сильной душевной болью? Как научиться заново радоваться, верить, надеяться и любить? На все эти вопросы отвечает данная книга, в которой ответы дают священники православные психологи и врачи. Книга также хороша тем, что беседы в ней подкрепляются конкретными примерами из жизни. Книга будет полезна не только тем, кто пережил расставание с любимым человеком, но и тем, кто ищет духовного совершенства. Книга подготовлена по материалам сайта www.perejit.ru
Опыт счастливых (Д.Г. Семеник) Эта книга, составителем которой является Дмитрий Семеник, посвящена теме понимания счастья, но не в его гламурном или фантазийном виде, а в подлинном, т.е. простом и человеческом, которое близко, реально и доступно абсолютно каждому человеку. Многим людям счастье в наше время кажется чем-то недостижимым или настолько маловероятным, что его можно сравнить с выигрышем в лотерее. Вместе с тем, счастье - это только внутреннее состояние человека, которое является состоянием гармонии и полноты ощущения жизни. Вот почему счастье, как и здоровье, может быть достигнуто практически каждым человеком, соблюдающим определенные правила внутреннего душевного распорядка. Иными словами, ощущение счастья - это естественный спутник душевного здоровья. Составляющих душевного здоровья известно много и по понятным причинам не все они могут быть рассмотрены в одной книге. В этой книге рассмотрены наиболее важные из этих составляющих, причем, рассмотрены не только на теоретическом уровне но и на уровне практики. Книга содержит немало личных историй подлинно счастливых людей.
Наполни жизнь любовью (Д.Г. Семеник) В этой книге говорится о сущности любви, но не как влечения, привязанности, зависимости или страсти, а как высочайшего качества и состояния человеческой души, которое является в действительности высшим смыслом человеческой жизни. Любовь - это в действительности настолько ёмкое, настолько чистое и настолько возвышенное состояние сознания и души, что не каждый человек бывает способен вместить в себя подлинный смысл любви, который у многих людей не выходит за рамки «сексуального партнерства» или принципа «ты мне, а я – тебе». Настоящая любовь – это жертва, которая отдаёт себя другому без остатка, не затаивая в потайном кармане червонца на чёрный день. Настоящей любви нужно учиться, учиться очень долго, кропотливо и терпеливо, но плоды этой работы с лихвой окупают все трудности и затраты. Как научиться искусству любви для того, чтобы наполнить её свою жизнь? Об этом и говорит книга «Наполни жизнь любовью», созданная по материалам сайта www.reallove.ru
Выбери жизнь (М.Н. Петух) Замечательная книга, известного краеведа и специалиста по эко-этно-туризму – Михаила Николаевича Петуха много лет шла к читателю. Эту книгу можно назвать нравственно-ориентированным справочником по психосоматической медицине или пособием по естественному самооздоровлению. «Отнимите грех, и болезней не будет, ибо они бывают у нас от греха», - наставлял преподобный Серафим Саровский. В данной книге с позиций парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии рассматриваются проблемы духовного и телесного состояния человека в их органической взаимосвязи. Книга «Выбери жизнь», рассчитанная не только на специалистов по психосоматической и комплементарной медицине, позволит осознать самого себя и по принципу «знание — понимание — действие» изменить своё отношение к миру, к себе и своей болезни, встать на путь исцеления, выбрать жизнь.
Человек умер. Что делать? (М.И. Хасьминский) Это первая книга из серии для горюющих (6 книг), где впервые за последнее время предельно откровенно и глубоко освещается столь специфическая и деликатная тема, как горевание. Данная серия книг посвящена различным аспектам горевания, включая специфику переживания горя детьми и подростками. Эта книга о горевании, изложенная с точки парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии, станет душевной опорой для всех тех, кто совсем недавно столкнулся со смертью близкого. В приложении к книге приведены тексты необходимых молитв и акафист о упокоении усопших. Книга содержит интересные факты о горевании, интервью известных священников, профессиональных психологов, врачей, которые помогут пережить горе, а также избежать серьезных ошибок в преодолении кризиса, объяснят значение и смысл погребальных обрядов, расскажут, как достойно похоронить близкого по христианской традиции и правильно организовать поминки. Книга создана по материалам сайта www.memoriam.ru В настоящее время уже подготовлены к выходу ещё три книги из этой серии:
Как пройти кризис (М.И. Хасьминский) Эта книга представляет собой практическое пособие по преодолению кризисных ситуаций от одного из наиболее известных православных кризисных психологов России Михаила Хасьминского. Эта книга предназначена по большей части не для специалистов, а для тех самых людей, которые оказываются в состоянии кризиса и вынуждены переживать кризис. Кризис в личных или семейных отношениях, переживание смерти близкого человека, тяжелую болезнь или депрессию, мысли о суициде. Автор обладает редким искусством интеграции в своей практике знаний из двух парадигм – духовной и естественнонаучной. Эта книга без дополнительных встреч с психологами поможет в разрешении многих тяжелых жизненных ситуаций.
Как завоевать любовь? (Д.Г. Семеник) Эта книга о том, что волнует огромное количество людей. Едва ли не половина человечества страдает от одиночества, от того, что «меня никто не любит», или, по крайней мере, не любят те, кто интересен. Многие люди отдали бы все на свете, лишь бы только научиться завоёвывать любовь других людей. Между тем, автор даёт понять, это достаточно просто, хотя не сказать, что быстро и легко. Любовь - это тайна и чудо, которое приходит свыше, но мы можем сделать себя достойными этого чуда. Авторы этой книги - психологи и священники со всех возможных точек зрения рассматривают вопрос о том, что лишает нас любви других людей и что способствует привлечению любви.
Настоящая любовь. Работа над ошибками. (Д.Г. Семеник) Эта книга является дополнением и продолжением известной серии «Настоящая любовь». Эта книга представляет собой диалоги автора с людьми, обратившимися к нему за помощью по различным проблемам, связанным с личными и семейными отношениями. Ситуации в книге рассматриваются самые типичные, поэтому любой человек, имеющий те или иные сложности в личных отношениях, узнает в некоторых из них себя, а, значит, лучше сможет понять свою собственную ситуацию и пути ее разрешения. Читать далее >>> Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич, 2014 г.
Всё о православной психологии на psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|