Основные парадигмы в современной психологии

Основные парадигмы в современной психологииПонятие научной парадигмы подробнейшим образом разобрано в классической работе Томаса Куна «Структура научных революций», которую он написал в 1962 году. В этой работе он обозначает парадигму как систему идей и представлений, объединяющей членов научных сообществ, признанные членами этих сообществ научные достижения как систему.

Однако нас интересует, в первую очередь, не парадигма как таковая, не кризисы науки и смены парадигм в философском и социологическом смысле, как это описано у Куна, а парадигмы, господствующие в современной психологии и психотерапии.

Понимая парадигму как правила и стандарты, принятые в современном психологическом научном сообществе, можно выделить несколько таких парадигм, которыми руководствуются психологи. В. А. Янчук в монографии «Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход» (Минск, 2000) выделяет следующие парадигмы: поведенческая, биологическая, когнитивная, психодинамическая, экзистенциальная, гуманистическая, герменевтическая, социально-конструктивистская, системная, деятельностная, гендерная (феминистская) и синергетическая.

Можно предположить, что психологи, которые относят себя к различным психологическим школам, придерживаются и разных парадигм: психоаналитики — психодинамической, роджерианцы — гуманистической и т. д. Разумеется, это упрощенный взгляд на проблему. Так, например, психологов, работающих в когнитивно-поведенческом подходе уже даже по названию можно отнести к специалистам, работающим сразу в двух парадигмах — когнитивной и поведенческой; гештальтисты, на мой взгляд, пользуются и экзистенциальной, и гуманистической, и системной парадигмами.

По большому счету, любой практикующий специалист в области психологии, не может удержаться в рамках одной парадигмы, а в том или ином виде использует большую их часть. Обычно все многообразие психологических подходов и школ делят на три большие группы: психодинамический, когнитивно-поведенческий и экзистенциально-гуманистический, иногда (как, например, В.Е. Каган во время выступления на конференции «Горизонты психологии» в Санкт-Петербурге 23 апреля 2016 г) добавляя трансперсональный подход.

В этой связи можно было бы говорить о трех или четырех основных парадигмах в психологии (в зависимости от того, признаем мы или нет трансперсональный подход как имеющий отношение к научному).

Как пример, основными положениями психодинамической парадигмы можно было бы назвать:
- Предметом исследования является психика человека.
- Основное направление исследования — область бессознательного (существование которого принимается априорно).
- Принцип историчности — симптом, проблема развивается в течение какого-то времени, имеет причину в прошлом человека и т. д.  

Гуманистическая парадигма: 
- Предмет исследования — личность, система отношений личности.
- Фокус внимания — на субъективной сфере, прежде всего - чувствах и т. д.  

В данной небольшой статье не ставлю своей задачей дать подробное описание парадигм, принятых в настоящее время в психологии — лишь набросок в качестве примера.

Исходя из терминологии Куна, психология в настоящее время является метапарадигмальной наукой. Парадигмы, как бы, проникают друг в друга, вступают  друг с другом в синтез. Ярчайший пример — слияние когнитивной и бихевиоральной парадигм в когнитивно-поведенческом подходе.

Также возникновение и все более широкое признание новых парадигм — эклектической и интегративной (или даже, как у Янчука — интегративно-эклектической), как бы странно это не прозвучало — метапарадигмальных парадигм.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Творческая личность в зеркале экзистенциально-гуманистической парадигмы (научная статья)
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Парадигма материнства XXI века в современной зарубежной психологии
  • Гуманистическая парадигма в психологии XX века: история и современность
  • Осознанность : взгляд современной психологии
  • О когнитивно –поведенческой терапии, для тех кто далек от психологии
  • Структура и творчество в современной психологии.
  • 2 парадигмы психотерапий. Психологическое консультирование
  • Разрыв парадигмы и выход из зоны комфорта
  • Вопрос о позитивном родительстве в рамках современной психологии и педагогики
  • 2012 год и смена мировоззренческой парадигмы: от Полярности к Целостности
  • Материнство и основные аспекты его исследования в психологии
  • О реакционности современной психологии и психотерапии
  • Проблема ответственности в гуманистической психологии
  • Понятие «созависимость» в современной психологии (теоретический анализ литературы по проблеме)
  • РАТ «Клиент-центрированная терапия экспрессивными искусствами в рамках гуманистической психологии»
  • Вторые дни детской психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге
  • Размышление об "Игре в бисер" с точки зрения современной научной и практической психологии
  • Немного о клинической психологии. С какими проблемами можно обратиться к клиническому психологу
  • Что такое Дух в свете современной христианской психологии
  • Цель современной психологии - развитие или деградация?
  • Всё с тобой ясно! О проблемах в современной психологии.
  • Некоторые результаты исследования психологии холостяков
  • «Я тобой дышу, я тобой живу» и другие парадигмы любовного раба (работа с любовной зависимостью)
  • Границы разумного в современной психологии: соединяя несоединимое
  • Проблемы научных терминов в психологии
  • 3D-подход в психологии
  • Чувство вины. Часть 3: методы когнитивной и позитивной психологии.
  • О ценности теоретической множественности современной психологии для психологической терапии
  • Анализ актуальных этических проблем в современной американской психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь