В Санкт-Петербурге закончились «Вторые дни детской и подростковой психологии и психотерапии», международная научно-практическая конференция, организованная Институтом интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис» совместно с Австрийским институтом детской психотерапии Ökids(Вена).
На ней собрались люди, любящие и понимающие потребности детей, неравнодушные, умные, мотивированные, приехавшие из разных уголков России, от Владивостока до Смоленска, из Москвы и Питера, Курска и Воронежа, Уфы и Подольска, Сергиева Посада и Нижнего Тагила, Орла и Железногорска, Хабаровска, в основном выпускники разных лет и обучающиеся в Российско-Австрийском проекте по подготовке детских и подростковых психологов и психотерапевтов, а также специалисты, попавшие на эту конференцию по воле случая, но, хочется верить, влюбившиеся в проект и желающие пополнить наши ряды. Почему по воле случая? Потому что конференция не освещалась в прессе, информация о ней распространялась в соц.сетях и на сайте института. Австрийскую сторону традиционно представляла куратор и обучающий терапевт из Вены Элизабет Фрошмайер, всеми нами горячо любимая Зисси, наша австрийская «Мама».
Два дня шла непосредственно сама конференция, на третий день была открытая супервизия Элизабет Фрошмайер.
Интересные доклады- про компетенции детского психотерапевта;о формировании идентичности детей и подростков; о влиянии стрессов современного общества на развитие нервной системы ребенка, об инициации подростков; о сотрудничестве психологов и детских врачей; о психосоциальной работе с трудными подростками; групповая работа с подростками и детьми в интегративном подходе и др. Великолепные мастер-классы, попасть хотелось на все, но невозможно было раздвоиться, растроиться… Особенно мне запомнился мастер-класс обучающего тренера Марины Новиковой (Смоленск) и Марии Соколовой (Москва), представившие модели супервизии и интервизии на основе реального психотерапевтического кейса. Потряс до глубины души мастер-класс Веры Сурковой (Ростов-на-Дону), более двадцати лет проработавшей в детской онко-гематологии. Это даже не мастер-класс (этого не повторишь!), это был рассказ Веры Абрамовны о своей работе с умирающими детьми, мы могли видеть на экране лица детей, которых давно уже нет с нами, но то, что они говорили, это завещание всем нам, живым. Дети сами просили записывать беседу с ними психолога на видео. Забыть этого нельзя.
Самым ярким событием второго дня был доклад Элизабет Фрошмайер «Доступ к ресурсам как возможность раскрытия потенциала детей и их родителей» В докладе шла речь о мотивации, которая по словам немецкого психотерапевта Иоахима Бауэра связана с качеством отношений. При мотивации вырабатывается большое количество гормонов, обеспечивающих тело энергией и активизирующих желания, они действуют болеутоляюще и способствуют здоровью. Это так называемый «мотивационный коктейль» (окситоцин, эндорфин, допамин, опиаты). Результатом является снижение уровня стресса, укрепление нервной системы. К психологам и психотерапевтам обращаются дети, подростки и родители, которые из-за ситуации в семье, обществе, имеют в организме «демотивирующий коктейль» : страх, недоверие, насилие, недостаток эмпатии в переживании межличностных отношений. Все это вызывает большой психосоциальный стресс, ведущий к агрессии, насилию, депрессии, психосоматике. В этих случаях в организме в огромных количествах выбрасывается адреналин, увеличивается выброс кортизола. Это ведет к большому напряжению, болезням.
Согласно исследованиям ВОЗ , проведенных в 2013 г., среди нарушений в состоянии здоровья выросло количество панических атак, депрессий, насилия. Одной из причин названо несоответствие принципов экономики принципам здоровых человеческих отношений. Конкуренция давит и является сверхнагрузкой. Мы находимся в состоянии перманентного кризиса, а он влияет на то, что происходит с людьми. В Европе 81 % опрошенных заявили, что они перегружены на работе. Не думаю, что у нас эта цифра сильно отличается. Когда родитель в стрессе, тогда он не может быть тем, рядом с кем ребенок развивает свои психические структуры, т.к. ему нельзя довериться. Огромное количество разводов, одиноких родителей, дети зачастую заменяют партнера, что тоже тормозит развитие ребенка. Отсюда вывод- необходима работа с родителями.. У детей до 16 лет по исследованиям все той же ВОЗ, до 20% страдают от головной боли, бессоницы, отсутствия мотивации. Когда они приходят к нам, детским психологам, у нас есть шанс дать им пережить опыт человеческих связей. По словам Бауэра, самый сильный мотивирующий символ-встреча со значимым другим, эффект есть, когда я кому-то интересен.
В последнее время на прием приводят родители детей и подростков, которые не хотят учиться, у них отсутствует мотивация. Дети любопытны, радостны и открыты. Система обучения, ориентированная на сдачу тестов, убивает мотивацию учиться и зачастую все творческие способности. В этой системе "нет места для меня", для личности ребенка; она просто отбирает время у Жизни. Нет ответственного за этот процесс, не к кому обратиться, невозможно эту систему изменить или отменить.
Нужна ли такая система для развития ребенка?
И как же так получилось, что мы создали такую систему для тех, кого мы любим больше всего, для наших детей?!?
Почему общество с таким упорством отвергает хорошие, здоровые модели образования для детей? Почему с таким упорством занимаемся ранним развитием в ущерб физиологии, ведь до 7 лет ребенок развивается в игре? С 3-х лет, а то и раньше, английский язык, алфавит, счет,а в первом классе ребенок уже не хочет учиться-надоело. Друзей нет- не гуляют во дворе, некогда. После детсада развивающие занятия, после школы- множество кружков, секций, а общаться- не умеют. Ролевые игры, совместное рисование, создание танцев, историй, фильмов- в этих процессах много удовольствия, а когда безоценочно,то это всех связывает. Лучшая терапия для ребенка – это предложение дружбы и сотрудничества вместо «приковывания» их у телевизоров и компьютеров.
Проблемы с учебой- это всегда проблемы с отношениями, поэтому нужно консультировать не по воспитанию, а по отношениям, Сначала напитать отношения, а потом воспитывать.
Основной принцип подхода: защита прежде терапии, мотивация к изменениям и исцелению.
А на третий день Зисси Фрошмайер провела открытую супервизию. Мы рассмотрели и разобрали несколько интереснейших случаев клиентов, были запросы по личной мотивации и профессиональной идентичности у специалистов. Чуткость и профессионализм Зисси поражают. Но было чувство удовлетворения и за свою работу, недаром директор института Альбина Локтионова в конце супервизии сказала, что гордится профессионализмом российских специалистов.
Эти дни пролетели незаметно. Прекрасный город, Белые ночи, родные лица, горящие глаза, щедрые души и сердца. Путешествие с коллегами на теплоходе по Неве, разговоры, смех, песни, объятья, нежелание расставаться с близкими по духу людьми. И слова «австрийской мамы» о русской душе, огромной и щедрой: «О русской душе говорят много, но не все в нее верят. А я знаю, что она есть и какая она!» У своего мужа она спросила: «Теперь ты понимаешь, за что я русских люблю и почему в Вене по ним скучаю?», а господин Руди, похожий на Санта Клауса, кивнул в ответ.
Завтра тренерская супервизия-и домой! Усталая, но воодушевленная и окрыленная, обогащенная встречей с единомышленниками, с новыми идеями, новыми друзьями.