«Наиболее драгоценное и интенсивное занятие детей – это игра. Возможно, мы можем сказать, что играющий ребенок ведет себя, как поэт, творя свой собственный мир в новом порядке, который приятен ему» (Фрейд, 1908). Игра является основным мостиком между внутренним миром ребенка и психологом во время сессии. Это прежде всего обусловлено тем, что жизненный опыт ребенка значительно шире того, что он мог бы рассказать словами. В этом заключается основное отличие между терапией взрослых и детей. М. Кляйн, разработавшая метод анализа детей, основанный на наблюдении за игрой, утверждала, что игра для ребенка серьезное занятие, а не банальное развлечение или упражнение в овладении материальным окружением. Она понимала игру как символическое выражение конфликтов и тревог ребенка, используя ее в качестве аналитического инструмента. Символический язык игры позволяет ребенку без ограничений поведать о внутренних переживаниях, которые являются причиной недомоганий и проблем, с которыми обратились к специалисту. Я обращаю внимание на то, какие предметы ребенок выбирает (люди, животные, средства передвижения, растения), что происходит между игрушками, (соревнование, война, приключения или предметы игры вовсе не контактируют между собой), какими эмоциями наполнено пространство игры, как организовано его поведение в процессе. Это позволяет понять какие мотивы движут ребенком, что его беспокоит, в чем заключаются его основные сложности и проблемы.
Клинический пример. Публикуется с разрешения клиента. Сессия с мальчиком 4,5 лет и его мамой, причина обращения - заикание Пока мы беседовали с мамой, М. принес гусеницу из пластилина, слепленную им строго по нарисованному на коробке образцу, так что все цвета и формы точно совпадали. Я прокомментировала, что, судя по всему, ему хотелось показать мне, что он все делает правильно, на что М. кивнул. Мама, в свою очередь, рассказала, что в семье для М. они ставят очень высокие стандарты, а также поделилась мучавшей ее ранее тревогой, что М. будет недостаточно развит. Так у М. не оставалось выбора как не разочаровывать родителей и стремиться все выполнять идеально, что привело к очень высокому напряжению и постоянному страху совершить ошибку. Так тело гусеницы являет собой для М. предметное выражения данного паттерна. На следующую сессию в качестве символической оплаты за занятие М. принес рисунок, где изобразил членов своей семьи в виде роботов. М. комментирует: «Папа робот говорит: стоять смирно! И мы все стоим». В семье придерживаются очень определенных, строгих правил по отношению к М., боятся дать ему слабину, снизить контроль, М. же, в свою очередь, ощущает недостаток гибкости по отношению к себе, учета своих индивидуальных потребностей и возможностей, ему остается мало места для импровизации, самовыражения, следуя лишь четко сформированному образцу. М. находит гусеницу с прошлого занятия и вовлекается с ней в игру, изображая в песочнице огромную волну, в следствие которой тело гусеницы разлетается на куски «Где мое тело?!Мое тело!». На следующем занятии М. решил продолжить игру с гусеницей. Упавшую из песочницы часть тела гусеницы он раздавил ногой, по поводу чего сильно сокрушался, на мой вопрос возможно ли эту часть восстановить, ответил, что ничего не получится, ей ничего не поможет. В это время он все свое внимание сосредоточил на ботинке с пластилином. Я сказала «часть этой гусеницы чувствует себя очень раздавленной». На это М. глядя на ботинок ответил «как я». Я поинтересовалась, что его заставляет так себя чувствовать, М. рассказал, что папа был недоволен и ругался, потому что он сделал «что-то не то». Сделать что-то «не то», значит быть «не таким». Из игры М. видно насколько он переживает страх несоответствия представлениям своих родителей, сделать что-то «не так» для него сопоставимо с полным крахом, разыгранная тема с потерей тела гусеницы выражает то, насколько ему не хватает ощущения себя, укорененности в собственном теле. Эпизод с раздавленной гусеницой демонстрирует всю его боль и отчаяние, испытываемые в ситуации «недотягивания» до образца, а заикание выступает как выражение данного страха. Таким образом, в психологическом кабинете создается пространство, в котором появляется возможность проработать настоящие причины проблем ребенка, которые мы наблюдаем в виде его симптомов, будь то заикание, энурез, высокая тревожность, частые простуды и т.д. Однако, это не исключает первоочередной важности прохождения медицинского обследования при наличии соматических недугов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.