|
2 парадигмы психотерапий. Психологическое консультированиеАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Браyна консультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем». (Дж.Коттлер, Р.Браун, 2001). Если, все же, пытаться дать консультированию определение, то можно сказать, что, и самом широком смысле, консультирование – это то, чем занимаются консультанты. На этапе становления в России психологической практики перед консультированием ставились «внешние» задачи, например, коррекция поведения учащихся, разрешение конфликтов в коллективах, помощь в выборе профессии и т.п. Как сфера деятельности психологическое консультирование возникло еще в советское время, в начале 80-х годов, с появлением первых служб социально-психологической помощи и «Телефонов Доверия» - телефонов экстренной психологической помощи (ТЭПП). До этого выпускники психологических факультетов университетов в основном занимались тестированием пациентов и научно-исследовательской деятельностью. Официально психотерапией они заниматься не могли (как, впрочем, не могут и сейчас), поскольку, по действующим законам Российской Федерации, психотерапевтом может быть только врач, а психотерапия является медицинской специальностью. Появление таких весьма расплывчатых терминов как «психологическое консультирование» и «психокоррекционная работа» имело революционное значение. Они несли в себе больше «политическую», чем смысловую нагрузку: не посягая на территорию, по традиции занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы. Таким образом, с рождением психологического консультирования для советских (а позже – российских) психологов создалось пространство, открывающее «легальную» возможность психотерапевтической работы, пусть и под другим названием и строго говоря, со здоровыми людьми, имеющими затруднения психологического характера. Происходившие в нашей стране демократические преобразования позволили впервые произнести слова «личность» и «индивидуальность» без негативного подтекста политической неблагонадежности. К словам «душевная болезнь» возвратился изначальный смысл. Стало возможным и у нас открыто сказать о том, что человек может нуждаться в психологической помощи не только, когда страдает психическим заболеванием, но и когда у него буквально «болит душа», то есть, когда не может справиться с трудностями, потерями, одиночеством, может быть не в ладу с собой, ему трудно обрести внутреннюю гармонию. Появилась новая психология, новая психотерапия, вот как их сопоставляет В.Е. Каган Парадигмы психотерапий:
Эти сопоставления представляют не альтернативы психотерапии, но внутренние границы ее пространства, выбор своего места в котором – ответственный выбор терапевта, опирающийся в числе прочего на его человеческий и профессиональный диапазон. В этой новой психотерапии, обращенной уже не к болезни, а к человеку с его проблемами, терапевт, по точному замечанию М.М. Певзнера, работает собой, а не методикой. Методики в ней не более, но и не менее, чем инструмент организации терапевтического пространства-времени. При этом терапевт работает не над болезнью и не над пациентом с его болезнью или клиентом с проблемой, а с клиентом, как конкретным Homo Problematicus. И клиент в этой терапии, которая уже не «стимул-реакция» или «воздействие-прием», а диалог Я-ТЫ, тоже работает собой. Такая терапия – это расширение возможностей жизни. Это выход к возможности проживания нескольких жизней, и человек вправе решать заниматься ему этим или нет. (А.Бадхен, В. Каган, 1995г.) В основе психологического консультирования лежат две гипотезы. Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы он сумел им воспользоваться. Другая гипотеза состоит в том, что человеку присуща потребность в отношениях и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений. Ни одно из существующих направлений психологического консультирования не может быть эффективным для всех людей и во всех случаях жизни. Причина этого очевидна: каждый человек уникален. Уникальность, неповторимость людей обуславливает неповторимость человеческих отношений, и психотерапевт является специалистом именно и области человеческих отношений. Человеческие отношения представляют ценность сами по себе. Отношения присущи человеку, и существует потребность в «Я»-«Ты» отношениях. Терапевтические отношения должны отвечать этой потребности. У каждого человека существует потребность в самореализации, раскрытии своей человеческой сущности, своей души и консультирование должно удовлетворять эту потребность. Существуют различные измерения человеческого опыта, например, личностное и духовное. Психотерапия или консультирование не должны игнорировать одно измерение в пользу другого. В каждом человеке заложен творческий потенциал, источник жизненных сил и внутренней мудрости. Задача консультирования – дать человеку возможность соприкоснуться с этим источником. Личность консультанта сама является инструментом его профессиональной деятельности, это определят сферу его ответственности. Психологическое консультирование – это процесс взаимодействия двух людей – клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни. Если предположить, что причиной затруднений, которые испытывает клиент, является его утрата контакта с самим собой, с собственными ресурсами, то, развивая метафору Дж.Бюджентала, сравнившего психотерапию с путешествием, можно сказать, что для клиента это путешествие к себе. Он отправляется в него, чтобы лучше узнать себя, восстановить связь с собственными ресурсами. Во время этого путешествия ему предстоит ответить на вопросы: - что я чувствую? - что я думаю? - чего хочу? - что мне мешает поступать так, как я хочу? - какими средствами я буду пользоваться для реализации своих желаний? - и, что существенно - какими из них я уже пользуюсь? ибо само путешествие требует от человека многого: умения видеть и слышать (то есть быть открытым тому, что встретится на пути), умения переносить трудности (встреча с интенсивными переживаниями и иллюзиями) и сохранять устойчивость, чтобы двигаться вперед. Как пишет Дж. Бюджентал, никто не возвращается из этого путешествия таким, каким он в него отправился. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|