РАТ «Клиент-центрированная терапия экспрессивными искусствами в рамках гуманистической психологии»

«Client-centered therapy expressive arts within humanistic psychology»

Бойкова Ольга Александровна. Boykova Olga Alexandrovna

В  данной статье уделяется особое внимание разнообразию практик
экспрессивной терапии искусствами, которые мы планируем включить в
ресурсную программу арт-терапии (РАТ), являющеюся основным компонентом  диссертационной работы: «Исследование эффективности программы ресурсной арт-терапии РАТ  в работе с разновозрастными смешанными
группами»
.

РАТ Клиент центрированная терапия экспрессивными искусствами в рамках гуманистической психологии

«То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс» (Карл Роджерс).

«Меня интригует то, что я называю творческой связью – это усиливающееся взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком.Процесс подобен распускающимся лепесткам лотоса в теплый летний день.Я открыла свой личный целительный метод, когда объединила вместе психотерапию и искусствоЭто погружение в эмоциональные глубины нашего внутреннего «Я» (Натали Роджерс).

Гуманистическая терапия и гуманистическая психология на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии. В отличие от классической арт-терапии, которая базируется на психо - аналитическом фундаменте, терапия на основе экспрессивных искусств основана на гуманистических принципах психотерапии. Важно быть рядом с эмпатичными людьми, и работать в безопасном, фасилицирующем пространстве. Среди основателей терапии экспрессивными искусствами принято называть имена Паоло Книлла (швейцарский психолог, музыкант-исполнитель и профессор колледжа Лесли в Кембридже), Шона Мак-Ниффа, Стивена и Елен
Левайн и, конечно же, Натали Роджерс. Экспрессивное искусство помогает осознать применение эмоциональных, интуитивных аспектов и дальнейшее выражении их с помощью различных средств и художественных форм. Наши чувства и ощущения направлены на реализацию творческих способностей, саморазвитие и исцеление.

Идея соединения разнообразных видов искусств в безопасной атмосфере поддержки одновременно появилась у различных авторов и практиков, известный антрополог Анджелес Арриен говорит, что  процессы экспрессивного искусствапомогают осознавать наше прошлое и наше актуальное настояние.  Позволяет ощутить, что мы чувствуем сейчас? Мы сопоставляем внутреннюю реальность (бессознательное) и дух (высшее сознание) [10, с.87]. Американский арт-терапевт Шон Мак-Нифф рассматривает «исцеляющее творчество», как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии. В книгах Шона Мак-Нифа акцентируется  взаимосвязь различных видов искусств, когда искусство и психотерапия объединяются, что усиливает их масштаб и глубину. Описываются различные методы работы, которые  включают, работу с образами и психоэмоциональными реакциями респондентов, визуализацию и перформанс [1, с.28]. Джейн Хьюстон в книге «Возможный человек» поддерживала теорию и практику достижения высших состояний сознания посредством интеграции ума и тела, правого и левого полушарий головного мозга. Дочь известного психотерапевта Карла Роджерса - Натали Роджерс, вывела своё понятие творческой связи в человекоцентрированной терапии экспрессивными искусствами.

Человекоцентрированная психотерапия, опирающаяся на философию Карла Роджерса, является одной из составляющих феноменологического подхода. Концепция Карла Роджерса наиболее полно проявляется в рамках гуманистического подхода и включает в себя три основных понятия: феноменальное «Я», человеческую свободу, самоактуализацию.

«Я-концепция» является базовым понятием гуманистической психологии в рамках феноменологического подхода. Карл Роджерс писал: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Человекоцентрированная психотерапия включает в себя такие качества, как: эмпатия, открытость, принятие, честность и конгруэнтность, которые составляют три важных условия межличностного общения, способствующие личностному развитию и обеспечивающие конструктивные личностные изменения: безусловное позитивное принятие, активное эмпатическое слушание, конгруэнтное самовыражение в общении [5,с.353]. Отсюда следует, что важными составляющими  терапии Роджерса являются три условия: первое - открытость человека своим переживаниям без психологических защит; второе фундаментальное, условие творческой деятельности говорит о том, что источник оценочного суждения находится внутри человека, третье - способность самого человека «играть» с элементами и понятиями. К.Роджерс рассматривал данную терапевтическую установку не как личностную диспозицию, которая  существует по принципу «все или ничего», а как континуум проявлений принятия от условного до безусловного [12, с.284].

 Основные положения клиент-центрированной терапии Карла Роджерса сводятся к следующему:

  1. Сам клиент всегда стремится к выздоровлению;
  2. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить по нужному пути;
  3. Терапия акцентируется больше на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных;
  4. Терапия опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивида;

5. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимальным участием терапевта.

Отсюда следуют основные научные постулаты теории Карла Роджерса:

- Социально–личностная природа средств, активизирующих конструктивный потенциал человека в рамках межличностного общения;

- Вера в изначальную, творческую,конструктивную мудрость человека;

- Представление стадиях протекания группового процесса, возникающего в заданных социально-личностных условиях и отслеживание его терапевтических результатов.

 Карл Роджерс выделяет такие аспекты, в которых клиент принимает себя, свои чувства и ощущения, испытывает уверенность в направленности своей жизни [12]. Это рождает атмосферу понимания, помогающую клиентам ощущать себя в безопасной фасилицирующей  среде,  позволяющей открываться и получать от арт-терапевтических методик максимум пользы для собственного саморазвития [10]. Исцеление и психическое  оздоровление происходит когда клиент чувствует себя принятым и понятым [12, с.284]. Карл Роджерс подчеркивал  важность терапевтической значимости вхождения терапевта во внутреннее пространство клиента [7]. Он считал, что создаваемая терапевтом  атмосфера принятия и эмпатии помогает выявить уникальный  творческий потенциал клиента. Он верил, что в каждом человеке, в каждой группе существует внутреннее намерение двигаться по пути самореализации, «если путь для этого открыт» [4, с.76]. Понимание  восприятия процесса терапии с позиции клиента изначально связано с его ожиданиями, (которые могут сильно варьироваться) в отношении психотерапевта и развивающейся  терапевтической ситуации [5, с.112]. Психотерапевт должен быть готов открыть клиенту свой внутренний мир, но, в той мере, в какой это уместно для терапевтического процесса» [11, с. 241].

У клиента в процессе подобной терапии:

1. Повышается открытость опыту;

2. Углубляются переживания;

3. Рождается доверие к самому себе и протекающим внутри процессам;

4. Формируется внутренний локус оценки;

5.Рождается готовность войти в "процесс жизни";

6.Углубляется знание о себе в процессе переживаний и самораскрытия [2,с. 380].

Принципы гуманистической человекоцентрированной терапии. Фундаментом терапии Карла Роджерса является ("триада Рождерса"). В неё входят: безусловное позитивное отношение; эмпатия; конгруэнтность. Безусловное позитивное отношение позволяет клиенту увидеть, что открытость и честность могут быть важной и ценной  составляющей человеческих отношений. Терапевт показывает, клиенту искреннюю заботу, доверяет его способности изменяться. Эмпатия - клиент-центрированный терапевт всегда действует как человек, который хочет понять, мир с точки зрения клиента. Конгруэнтность - согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту [10].

Терапевтическая система Натали Роджерс, рождённая на стыке клиент центрированной  терапии Карла Роджерса и терапии разнообразных видов экспрессивных представляет собой синтез человекоцентрированного подхода с различными методами и техниками арт-терапии [8. 9].В русле человекоцентрированного подхода, искусство является мощным средством для обнаружения, проживания и принятия человеком неизвестных аспектов своего «Я» [2, с.102]. Человекоцентрированный аспект - это базовая философия, лежащая в основе терапии Натали Роджерс .Если почва плодородна и зерно посажено, оно медленно начинает расти и достигает полного расцвета. Эти слова являются метафорой терапии экспрессивными искусствами[10,с.23].в которой гармонично сочетаются принципы гуманистического подхода с терапевтическими возможностями экспрессивных искусств [10, с.6]. Экспрессивная психотерапия родилась в результате слияния искусств и философии.

Основу программ Натали Роджерс составляет творческий процесс и творческая связь, вовлекающие и охватывающие все чувства и ощущения клиента, рождающие внутри инсайты и личностные открытия. Экспрессивное искусство, по мнению Натали Роджерс - это применение эмоциональных, интуитивных аспектов нас самих с помощью различных подручных средств [10].Это целительный метод, объединяющий психотерапию и искусство.

Главная идея экспрессивной терапии  всегда быть искренне открытым тому, что готов прожить и искренне принимать это. Экспрессивная терапия соединяет разнообразные средства, глубоко исследующие  внутренний мир человека и помогающие раскрывать творческий потенциал через переживания и ощущения, связанные с изобразительным искусством и воображением. Курс экспрессивной терапии искусствами как правило включает в себя арт терапию, танцевальную и музыкальную терапию, литературное творчество. Экспрессивные методики поднимают человека от уровня повседневных проблем до уровня, на котором возможно конструктивно управлять своей жизнью. Движение, танцы, рисование, живопись, создание скульптур, сочинение стихов и рассказов, драматические этюды направлены на поддержание и сонастройку терапевтических процессов, главная цель которых саморазвитие, исцеление и самоисцеление. Происходит погружение в эмоциональные глубины нашего внутреннего «Я», процесс исследования посредством творческой связи разнообразных художественных форм. Процесс творческого самовыражения, представляет собой исцеляющий процесс, приводящий к новому ощущению своего места в  мире [6, с.188].В процессе  творческих интермодальных практик создаётся не просто "красивая картинка", яркий танец или стихотворение, доведённые до совершенства. Важным способом осмысленного самовыражения и само исследования является также проговаривание вслух своих переживаний. Натали Роджерс на практике доказала, что творческая взаимосвязь и творческое самовыражение, вызывающие разнообразные чувства: радость, счастье, боль и страх, помогают само интеграции участника и в дальнейшем  приводят к психологическому исцелению и психоэмоциональной коррекции.

Понятие «творческая связь», введённое Натали Роджерс, -это комбинация разнообразных экспрессивных форм. Что усиливает взаимодействие между движением, искусством, письмом и звуком. Движение в сочетании с осознанием открывает более глубокие переживания, которые затем выражаются с помощью цвета, линии или формы» [10, с.24], что в значительной мере усиливает эффект творческого самовыражения. «Процесс подобен распускающимся лепесткам лотоса в теплый летний день» - говорила Натали Роджерс [10].Она видела мир клиента его глазами. Помогала клиенту использовать движения или станцевать свои переживания. Обращаясь к символическим или метафорическим формам, содержащимся в произведениях экспрессивных искусств и применяя искусства в целях высвобождения, выражения и облегчения человек получает интуитивное откровение или инсайт.  Произведения обращаются к нам, мы распознаём знаки, когда находим время, чтобы вникнуть и прочувствовать их - говорила Эйнара К.Салвесен. «Когда клиент танцует, я могу ощутить его мир таким, каким ощущает его он. Я заинтригована эффектом "взаимосвязи искусств"- писала Натали Роджерс.

Продукт ипроцесс творчества и переживания, которые испытывает клиент являются важными составляющими человекоцентрированной терапии экспрессивными искусствами. Исцеление происходит благодаря интенсивной вовлеченностив творческий процесс. Важно, принятие созданного продукта без критическойоценкис точки зрения «правильности» художественного стиля или техники исполнения. Клиент самостоятельно выбирает путь, которым идет. Терапевт – куратор являясь  фасилитатором безопасного творческого процесса входит в систему ценностей  каждого участника сенситивным и человекоцентрированным способом. Эмпатическое понимание заключено в проживании эмпатии, а не в ее «демонстрации» - отмечает А.Б.Орлов [12, с. 288].

Натали Роджерс при работе с клиентами всегда опиралась на собственный опыт: «Собственное оздоровление я почувствовала, когда объединила мои интересы в психотерапии, занятиях искусством, танцем, сочинительством и музыкой» [10, с.25].Она считала, что человекоцентрированная экспрессивная терапия возникла в результате личностной интеграции  разнообразных видов искусств и разделяемой ею философии гуманистической психологии.

  Натали Роджерс представила новую модель терапии экспресивными искусствами, включающую такие целительные формы как пение, танец, рассказывание историй и молчание, голос, письмо и воображение [10, с.83-84]. Клиент в процессе творческих практик обнаруживает свои переживания, а затем выражает их посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматического акта [10, с.8]. Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения элементов жизненного опыта [9, с.80]. В терапии экспрессивными искусствами рождается новое синергетическое взаимодействие между движением, словом и звуком, что дает возможность углубить те чувства, которые клиент выражает при помощи цвета, линий и форм [10]. Всё это помогает научиться получать удовольствие от процесса не беспокоясь о продукте.

Основные принципы Натали Роджерс строятся на гуманистических принципах Карла Роджерса:

1. Безусловное позитивное приятие,

2. Конгруэнтность (подлинность или реальность во взаимоотношениях)

3. Эмпатическое понимание (способность воспринимать мир глазами, ушами, сердцем другого человека) [10,c.149].

Она строила свой подход к терапии на основе экспрессивных искусств на глубокой вере в природную способность человека стремиться к полной реализации своего потенциала [10, c.135].

Психотерапевтического кредо Натали Роджерс напрямую взаимосвязано с гуманистическими принципами:

- Я делюсь с вами моими ценностями и убеждениями;

- Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас;

- Я верю в вас и ваши способности;

- Я всегда буду поддерживать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии[8, с.103-104].

Личные принципы Натали Роджерс:

- Все люди наделены природной способностью к творчеству;

- Творческий процесс исцеляет;

- Исцеление достигается погружением в переживания;

- Переживания это туннель, по которому мы проходим, чтобы обрести целостность;

- Творческая связь приближает человека к его внутренней сути;

- Существует связь между нашей сущностью и сущностью всех существ;

- На пути к собственной сущности или целостности человек ощущает связанность со всем миром [10].

Экспрессивная терапия искусствами включает в себя разнообразие практик таких как: создание позитивных утверждений; разнообразные коллажные практики; исследование рисунков с помощью движения; произведение в движении; выражение в позе; рисование с закрытыми глазами и протанцовывание рисунков или скульптур под музыку; произведения в звуке; рисование и исследование каракуль с протанцовыванием под музыку; идентификация с рисунком; свободное творческое письмо; художественный дневник. Благодаря письму мы начинаем осознавать свои переживания и модели поведения; техника свободного письма. Ведение художественного дневника помогает участнику ощутить силу и глубину творческой экспрессии.  Существуют и с успехом применяются  такие творческие практики, как: дневник в виде рисунков; рукописный дневник. Привлекает синтез практик: вокализация в сочетании с движением, движение на основе телесного импульса; движение и письмо; свободное движение под музыку; эксперименты со звуком (поиск своей ноты); звучание вместе с другом может сделать опыт более ярким. Много даёт для саморазвития практика молчания: «если я позволяю себе побыть какое-то время в тишине, то этот процесс порождает более высокие состояния сознания» - говорила Натали Роджерс. Интересны такие практики как: обзор событий жизни «линия жизни»; «практики на исследование влечений: «моя необузданная сторона»; «конструированное использование социальной энергии» и «наведение мостов». О каждой из выше перечисленных практик возможно подробнопрочитать в книге Натали Роджерс «Творческая связь Исцеляющая сила экспрессивных искусств»[10].

Как наиболее яркий пример  творческих практик мы можем вспомнить упражнение «Таяние и рост». Оно соединяет внутреннюю интеграцию, самосознание и движение. Важным критерием арт-терапевтических практик Натали Роджерс является движение как само исследование. Например, упражнение «Танец тени» - это способ выразить себя в свободном движении. «Я позволю телу двигаться. Наши тела – это наши храмы», - говорила Натали Роджерс [10]. «Материалом практики выступает движение тела клиента», - соглашалась с ней двигательный терапевт Барбара Метле [10,с.88].

Практическое применение практик Натали Роджерс наблюдается, как  в условиях больницы так ив обычной жизни. Проекты с применением экспрессивных искусств легко приспособить для работы с различными категориями людей [10]. Интересны программы двенадцати шагов в работе с разными состояниями клиентов: «Анонимные алкоголики», «Анонимные обжоры». Методики с успехом применяются в работе с жертвами сексуального насилия; в работе с горем переживаемым детьми и взрослыми; в работе с пожилыми людьми и  во время жизненных перемен. При неопределённости; при принятии важных решений и завершений. Применение экспрессивных искусств мощный и эффективный способ помочь клиентам обнаружить свои чувства и быть в контакте с ними. Терапия экспрессивными искусствами особенно важна для людей склонных к излишней вербализации и рационализации. В фасилицирующей, безопасной атмосфере подобные клиенты начинают осмысливать свои внутренние изображения  создавая направленность изменения изнутри вовне.

 Мы видим, что практики Натали Роджерс:

- Исследуют продукты бессознательного;

- Помогают инфицировать и осознавать свои чувства;

- Высвобождают творческую  энергию и помогают достигать инсайта;

- Разрешают внутренние  проблемы;

- Открывают интуитивную, мифологическую и духовную составляющие [10, c.143].

В заключении, обобщая всё вышесказанное, мы делаем вывод,что творческий процесс в экспрессивном искусстве помогает раскрытию эмоциональных, интуитивных аспектов личности с помощью различных средств: таких как: движение, звук, свободное письмо, рисование, живопись, ваяние, музыка, вокализация, импровизация и драматизация. Их синтез помогает регулировать психоэмоциональное состояние, способствует личностному росту, раскрытию, исцелению и самоисцелению. Участники по новому осознают свои возможности, выражают внутренние чувства посредством создания внешних форм в фасилицирующей среде экспрессивных искусств. Проходят путь от страхов и неверия к самораскрытию и доверию к себе, интуитивному откровению, инсайту.

Практическая значимость экспрессивных искусств в том, что они:

- Пробуждают творчество;

- Позволяют конструктивно выражать чувства;

- Способствуют расширению возможностей;

- Напоминают об игре и детстве;

- Облегчают работу правого полушария головного мозга и интуитивных, спонтанных процессов;

- Применяют невербальные способы коммуникации;

- Позволяют приобщиться к бессознательным сторонам жизни;

- Способствуют личностной интеграции тела, разума, эмоций и духа;

- Открывают путь в высокие состояния сознания;

- Являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия неизвестных аспектов нашего «Я» [10, с.186].

Если говорить о развитии направления «человекоцентрированной терапии экспрессивными искусствами» в России,  мы можем вспомнить что в 2009, 2010, 2011 и 2014 годах для проведения опытно-практических семинаров по терапии экспрессивными искусствами в Москву приезжала  ближайшая коллега и ученица Натали Роджерс профессор Мукти Ханна (США), которая на фестивале практической психологии «Планета людей» в 2010 году представляла направление терапии экспрессивными искусствами. В настоящее время продолжателем подхода Натали Роджерс является Варвара Сидорова (к.п.н, REAT, арт-терапевт, ведущая двухгодичной программы дополнительного образования "Терапия выразительными искусствами (интегративный подход)" на базе института МГПП). 

В дальнейшем  мы планируем более подробно раскрыть аспекты клиент центрированной терапии Карла Роджерса, а также творческой связи и «человекоцентрированной терапии экспрессивными искусствами» Натали Роджерс в рамках подхода гуманистической психологии в диссертационном проекте «Исследование эффективности программы ресурсной арт-терапии в работе с разновозрастными смешанными группами».

В процессе практических  арт-терапевтических занятий мы планируем показать что: при общении младших респондентов со старшими создаются благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения, а также раскрываются особенности межличностного взаимодействия разновозрастных респондентов. Взрослые и младшие участники благоприятно влияют друг на друга, что способствует творческой взаимосвязи и позитивному обмену опытом между поколениями.  Так же мы в дальнейшем планируем ввести новые понятия, такие как: РАТ (ресурсная арт-терапия) и РСГ (разновозрастные смешанные группы). 

Аннотация 

The article highlights the main provisions of the client-centered therapy of Carl Rogers, and creative communication "client-centered therapy expressive arts" Natalie Rogers approach to humanistic psychology with further application of theoretical materials in this article as the basis of the dissertation research.

The article describes three "necessary and sufficient conditions" of interaction with the client, such as empathy, openness, the concept of honesty and congruence ("Rogers triad"). In detail the main component of expressive therapy Natalie Rogers: "creative connection," as a combination of different expressive forms of therapy.
Discovered interesting connections between the approaches of Carl and Natalie Rogers.

The article pays special attention to the variety of practices expressive arts therapy, which we plan to include in resource program art therapy, which is the main component of the dissertation: "Study of the effectiveness of the program  resource art therapy in work with mixed-age groups."

 Ключевые слова: Humanistic psychology; Client-centered therapy with expressive arts; Expressive arts; Carl Rogers' client-centered therapy; Rogers triad; Expressive therapy Natalie Rogers; Creative connection; Expressive therapy with the arts; Mixed-aged groups; Resource art therapy; Resource program of art therapy; Art therapy; Intermodal therapy.

Список литературы:

1. Боуэнм, В. Б. (1992) духовность и личностно-центрированный подход // вопросы психологии. № 3-4."

2. Бурлачук,Л. Ф., Кочарян, А. С., Жидко М. Е. Психотерапия [Текст]: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип.- СПб.: Питер, 2007. - 480 с

3.. Паттерсон, С., Уоткинс. Э. Теории психотерапии [Текст]. - 5-е изд. – Спб.: Питер, 2003. - 544 с.

4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы [Текст] / Пер. с англ. - М.: Психотерапия, 2006. – 512 с.

5. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение [Текст] / Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2007. - 560 с.

6.Роджерс, К. (1993) эллен вест и одиночество // московский психотерапевтический журнал. № 3.

7. Роджерс, К. (1994) взгляд на психотерапию. Становление человека. - м.: прогресс- университет.

8. Роджерс, Н. (1990) творчество как усиление себя // вопросы психологии.

9. Роджерс, Н. (1995) путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // вопросы психологии.

10. Rogers Natalie THE CREATIVE CONNECTION by Natalie Rogers Original English Edition by Science & Behavior Books, Inc. 1993P.O. Box 60519, Palo Alto, California USA 94306© Science & Behavior Books, Inc. 1993. Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015г.

11.Соколова, Е. Т. Психотерапия: Теория и практика [Текст] / Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

12.Орлов,А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии //Основные направления современной психотерапии / Под ред. Боковикова, А. М. – М.: «Когито-Центр», 2000. – с. 268-299.

До новых творческих встречь, дорогие коллеги и клиенты, всегда рада делиться с Вами своими творческими открытиями .

 



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Экзистенциальное понимание терапевтических изменений. Карл Роджерс
  • Карл Роджерс: долгий путь к счастливому супружеству
  • "Слушать, чтобы слышать" (Роджерс)
  • На стыке: Карл Роджерс
  • Секреты Карла Роджерса, или что такое эффективная клиент-центрированная психотерапия.
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Инфантильная фиксация на насилии в "игрушечном искусстве" Натали Дьюрберг
  • Основные принципы клиент-центрированной терапии
  • Творческий процесс в танцевально-двигательной терапии
  • Когда в процессе терапии клиент начинает открываться
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Я продолжаю расти! (Сакральная архитектура тела - опыт Натали Дроэн)
  • Сакральная архитектура тела - опыт Натали Дроэн
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Службу спасения вызывали? (Сакральная архитектура тела - опыт Натали Дроэн)
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Секреты Карла Роджерса, или мастерство клиент-центрированного психотерапевта.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Тенденция актуализации и терапевтические действия в клиент-центрированной терапии
  • Фильм "Лёд 2". Пример терапии искусством.
  • Фильм "Лёд 2". Пример терапии искусством.
  • Классификация клиентов и процесс терапии в метафоре
  • Клиент никогда не достигает своих целей в терапии!
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Особенность клиент-терапевтической сессии в гештальт-терапии.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь