Экзистенциальное понимание терапевтических изменений. Карл Роджерс

"Если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе"

(Мк. 4:26-28).

Продолжение http://www.psyoffice.ru/article/33412/

В споре о том, является ли терапия изменяющей, сломано немало копий. Проблема результатов психотерапии и критериев оценки ее эффективности активно исследуется и дискутируется с начала пятидесятых годов двадцатого столетия. Начало масштабным исследованиям в этой области положила работа Ганса Айзенка, в которой он утверждал, «что ремиссия без лечения («спонтанная ремиссия») развивается также часто, как и излечение после психотерапии и психоанализа» (1). Эта провокация Айзенка породила большое число исследований, результаты которых подтвердили, что эффективность психотерапии положительно отличается от спонтанной ремиссии (3).

Одновременно с этим, удовлетворившим клиницистов разных терапевтических школ выводом, проводившиеся исследования обнаружили факт, который позже У. Стайлз, Д. Шапиро и Р. Эллиот определили как «парадокс эквивалентности»: статистически достоверная разница в эффективности используемых психотерапевтических подходов отсутствует (2).

Таким образом, задача, связанная с выяснением эффективности психотерапевтического воздействия, была успешно разрешена, и фокус исследовательского интереса сместился на постижение содержания и механизмов изменений. Ответ на вопрос о терапевтических изменениях каждое направление психотерапии дает в терминах соответствующей парадигмы. Автору данной работы интересен взгляд представителей экзистенциально-гуманистического направления на сущность и способы достижения терапевтических изменений.

 

Карл Роджерс

Карл Роджерс с коллегами одними из первых провели крупномасштабное исследование в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах, записывая, подробно расшифровывая и тщательно анализируя сессии консультирования в соответствии со строгими научными требованиями с акцентом на динамике и причинах происходящих изменений. Роджерс был уверен в возможности познать гармонию глубоко субъективного, тонкого, полного трудноуловимыми нюансами терапевтического опыта «алгеброй» научного исследования, и посвятил свое строгое научное исследование поиску ответов на вопросы: 1) произошло ли значимое изменение; 2) если оно произошло, было ли обусловлено психотерапией, а не каким-то другим фактором (5).

Исходя из теории психотерапии, центрированной на клиенте, Роджерс предположил, что в процессе терапии происходят изменения в Я-концепции, в соотношении Я-реального и Я-идеального, в уровне зрелости и приспособленности, в принятии себя и других.  Оценивая результаты исследования, Роджерс описывает стадии и континуум изменений: «… он начинается на одном краю с ригидного, статичного, недифференцированного, безличного типа психологического функционирования. Он проходит разные стадии эволюции к другому краю - уровня функционирования, который отличается изменчивостью, текучестью, богатыми дифференцированными реакциями, непосредственным переживанием личных чувств, которые принимаются и ощущаются на глубоком уровне как собственные» (5).

Роджерс подробно описывает проявления чувств и личных смыслов, способа переживания, степени неконгруэнтности, коммуникации Я, способа организации опыта, отношения к проблемам и способа взаимоотношений на каждой из семи стадий происходящих изменений. Важным для Роджерса является и тот факт, что терапевтические изменения значимо отличаются от тех, что наблюдались в контрольной группе или у тех же клиентов в контрольном периоде ожидания. Интересно, что только в отношении гипотезы о принятии других полученные данные оказались двусмысленными и неясными.

Приведу пример описания изменений, которые происходятв чувствах и личностных смыслах клиента. На начальной стадии человек отстранен от своих чувств, они не осознаются и ощущаются им как чуждые. Вторая стадия характеризуется тем, что чувства описываются клиентом так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом. На третьей стадии часто выражаются или описываются чувства и личностные смыслы, отсутствующие в данный момент. При этом они изображаются как неприемлемые или плохие. На следующей стадии чувства и личностные смыслы описываются как объекты в настоящем, принадлежащие клиенту, однако чувства определенной интенсивности по-прежнему описываются как не относящиеся к настоящему. Имеется смутное признание того, что чувства, которые не допущены в сознание, могут прорваться в настоящее, но эта возможность пугает. На пятой стадии многие чувства выражаются свободно, как относящиеся к настоящему моменту, принимаются в гораздо большей степени; чувства, прежде отрицавшиеся, теперь прорываются в сознание, но страх того, что это произойдет, сохраняется. Наконец, на шестой стадии клиент становится способным прежде отрицавшиеся чувства непосредственно переживать и принимать, понимая, что чувства это не то, чего нужно бояться, против чего нужно бороться. И наивысшей точкой континуума является способность комфортно жить в текучем потоке своих переживаний, глубоко и непосредственно переживая и свободно выражая ежеминутно возникающие и меняющиеся чувства.

Так же детально описаны изменения в личностных конструктах, в способах переживания, в степени неконгруэнтности, в особенностях коммуникации, взаимоотношений и организации опыта, в отношении клиента к проблемам. Кроме того, приводится выполненное Роджерсом в соавторстве с Рабленом описание, которое позволяет увидеть целостный образ клиента на каждой стадии.

Подчеркивая наличие у человека тенденции к росту и развитию, Роджерс пишет: «Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя» (5).

Роджерс настаивает на наличии у человека способности, характерной для всей органической жизни, – способности распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть, двигаться вперед. Он считает эту тенденцию к росту, к самоактуализации главной движущей силой жизни, задействующей все возможности организма.

Триада Роджерса

Отвечая на вопрос, за счет чего происходят изменения, Роджерс пишет: «Я могу выразить основную гипотезу одним предложением: если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности» (5).

Р. Мэй в работе «Вклад экзистенциальной терапии» утверждает то же самое: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече оба человека меняются» (4).

При описании особенностей помогающих отношений, невозможно обойти вниманием, ставшие хрестоматийными понятия конгруэнтности, эмпатии, безоценочного принятия. Описывая механизм влияния конгруэнтности (подлинности) терапевта, Роджерс пишет: «…мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубинном или подсознательном уровне….Только при создании реально существующего отношения другой человек может успешно искать эту реальность в себе». По мнению Роджерса, правдивость важна даже в случае трудных, малоприятных отношений.

Под принятием Роджерс понимает теплое расположение к человеку, признание его безусловной ценности, независимо от его состояния, поведения или чувств. По мнению Роджерса, чем более терапевт способен принимать клиента со всем спектром его отношений, переживаний, не подразделяя их на положительные и отрицательные, тем больше шансов для создания тех отношений, которые окажутся целительными для клиента. «Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность, проистекающая от любви и уважение, мне кажется, является очень важной частью помогающих отношений», - пишет Роджерс.

Именно о таком принятии, но уже самого себя, пишет и митрополит Антоний Сурожский: «Одна вещь нам мешает любить себя: это то, что некоторые вещи в нас самих нам противны, нам не нравятся, от некоторых вещей нам делается стыдно. Если мы хотим начать себя любить творчески так, чтобы стать человеком в полном смысле этого слова, осуществить все свои возможности, мы должны принять – хотя бы предварительно – все, что в нас есть не разбирая, что нам кажется хорошим и привлекательным, а просто все без остатка. ... Иногда есть в нас свойства, которые сами по себе ничем не хороши, но которые – пока единственная опора в нашей жизни» (6).

Роджерсом описаны возможные изменения, связанные со способностью терапевта к принятию: «Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему индивидуальный подход и оценить его усилия, то он: реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял; станет более интегрированным и способным жить полноценнее; станет более похож на того, кем ему хочется быть; станет более уверенным в себе и склонным к самоопределению; станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью; лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться жизненным невзгодам» (5).

Эмпатию Роджерс представляет, как постоянное желание понимать клиента, его чувства и высказывания, как он их представляет себе в этот момент. «Принятие не стоит многого до тех пор, пока в него не входит понимание,- считает Роджерс. - Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, – только тогда вы действительно чувствуете в себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта».

Описанный Роджерсом тип отношений может стать для клиента моделью отношений с самим собой, другими людьми и отправной точкой для начала изменений и конструктивного развития.

Список литературы:

  1. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3-19.
  2.  Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Изучение психотерапии за рубежом: история, современное состояние//Журнал практической психологии и психоанализа: 2000, № 1.
  3. Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки. // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. С. 28-41.
  4.  Мэй Р. Вклад экзистенциальной терапии. В сб. Экзистенциальная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.
  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, - 1994.
  6. Сурожский А. Человек перед богом. – М.: «Практика», - 2006.


Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На стыке: Карл Роджерс
  • Карл Роджерс: долгий путь к счастливому супружеству
  • "Слушать, чтобы слышать" (Роджерс)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Психотерапия - Искусство личных изменений. Результаты психотерапии.
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Чувства, которые нужно убить
  • Развитие, которое нам не нравится. Чувства, которые нам не нравятся. Почему мы останавливаем жизнь?
  • Упражнение «Чувства в теле». Что делать, если чувства владеют нами?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Стадии невротического процесса в психотерапии (по книге К. Роджерса «Случай Герберта Брайена»)
  • Этапы развития отношений: как «взрослеют» чувства супружеской пары
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Что делать, если возникли чувства к другому человеку?
  • О динамике изменений в процессе психотерапии
  • Непереносимые чувства в психотерапии
  • Чувства как ресурс для качества отношений.
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Принципы психотерапии чувства вины.
  • Последовательность психотерапии чувства вины.
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Чувства всякие нужны, чувства разные важны
  • Стадии развития отношений в паре.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь