|
Гуманистическая парадигма в психологии XX века: история и современностьАвтор статьи: Толмачева Ольга Александровна
Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основоположники направления Карл Роджерс и Абрахам Маслоу говорили нам о том, что человеку присуща некая внутренняя сила - тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил и способностей. В этом подходе человеку приписывается некоторые заданные потенции, некая заданная природа, позитивная по своей сути, которая актуализируется в процессе развития. Развитие есть разворачивание того, что уже в человеке заложено. К.Роджерс приписывал определение направленности развития биологической природе человека, содержащей определенный набор возможностей. То, что человек приобретает в ходе социализации, не может улучшить, а может только исказить истинную природу. А. Маслоу говорит о значимости культурных влияний, но тенденция к самоактуализации также, по его мнению, заложена изначально. На сегодняшний день существует необходимость выявления связи исторически сложившихся гуманистических воззрений на природу человека с современным взглядом. Гуманистические психологи исходят из того, что человек вступает во взаимодействие с миром, уже будучи наделенным определенным набором качеств. Соответственно в качестве единицы анализа выступает отдельно взятая личность с присущими ей потенциями. При взгляде на природу человека гуманистические психологи разделяют следующее мнение: природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности. История возникновения гуманистической парадигмы в психологии Гуманистическая психология возникла в США в конце 1950-х годов. Она сформировалась как союз ученых, разделяющих некоторые общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, причем основой для этого союза во многом явился протест против двух подходов – психоанализа и бихвеоризма. В этих подходах за пределами рассмотрения остаются как раз специфические для человека высшие сущностные проявления. Именно их и поставила в центр своих интересов зарождающаяся гуманистическая психология. Гуманистическая линия в психологии как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в культуру «милитаризацию» общества. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на прогресс человека, невиданные ранее масштабы жестокости, агрессии и разрушительности заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Первые работы психологов-гуманистов приходятся на 50-е годы ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х- начале 70-х годов. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «Американская ассоциация гуманистической психологии в первые годы своего существования выдвинула следующее, достаточно размытое определение: “Гуманистическую психологию можно определить как третью основную ветвь психологических исследований (две другие ветви - это психоаналитическая и бихевиористская), которая занимается прежде всего теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли своего места ни в позитивистской или бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории. Речь идет о таких понятиях как, например, креативность, любовь, самость, развитие, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, теплота, трансценденция эго, автономия, ответственность, психологическое здоровье и родственные понятия. Этот подход может также быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов”. Данное определение обрисовывает то проблемное поле, на котором развернулась гуманистическая психология, а так же тех теоретиков и практиков, которые участвовали в развитии этих идей. Центром этого гуманистического направления стали США, а лидирующими фигурами - К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны И.Павловым, З.Фрейдом и др. Влияние экзистенциальной философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы. Каждое новое направление в науке определяет свою программу через анализ и противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка бессознательного. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать, абстрактными понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия). Таким образом, в гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врождённые тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развёртывание этих врождённых тенденций. По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознаёт себя, осознаёт свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек- творец собственной личности, творец своего счастья. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека. Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. Научное обоснование тенденции человека к самоактуализации – это огромный вклад гуманистических психологов в научное познание как таковое. Это новый вклад в философскую мысль, в психологию как науку вообще, так и в отдельные ее ответвления. Кроме того, некоторые науки, такие как, например, медицина, могут взять себе на заметку основные положения гуманистической парадигмы и пересмотреть свой научный взгляд на психосоматические заболевания. Это, прежде всего, касается вопросов потенциальных возможностей личности, которые можно использовать как для лечения некоторых заболеваний, так и их профилактики. Основной исторической предпосылкой возникновения гуманистической парадигмы явился протест большинства ученых против двух подходов – психоанализа и бихвеоризма. Эти подходы за пределами рассмотрения оставили специфические для человека высшие сущностные проявления. Именно их и поставила в центр своих интересов зарождающаяся гуманистическая психология. Современный взгляд на гуманизацию психологии Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея индивидуального человека как высшей ценности. На уровне практики - это бережное отношение к каждому конкретному человеку. Современный гуманизм, постулируя, что каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью, еще не вполне определился со своими главными тезисами. Одно дело - поддержка стремление взрослого человека к свободе и саморазвитию, другое - утверждение права каждого на комфорт. Одно дело - забота о прогрессе, второе - забота о безопасности и желание притормозить прогресс в его сумасшедшем беге. Одно дело - поддержка прав лучших представителей человечества, людей наиболее умных и творческих, другое - забота о детях, слабых и обездоленных. Начинал гуманизм с первого, сегодня уверенно склоняется ко второму. В соответствии с современными гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка - абсолютная ценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, неприемлимо давление, принуждение и манипуляции. Одной из высших жизненных ценностей считается комфортная, свободная, внутренне гармоничная жизнь. Для взрослого человека в памяти должно существовать "счастливое детство". В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, реализующей принцип "Не навреди!" и ставящей задачу спасти от проблем, избавить от душевной боли. Это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, безоценочный подход. Человек – это главная ценность. Благодаря трудам К. Роджерса в научной психологии была сформулирована новая концепция человека и его природы. Она радикально отличается от существовавших в ней ранее психоаналитических и бихевиористских представлений, в соответствии с которыми человеческая природа изначально и по своему существу зла и несовершенна. Оппонентами подобных представлений, восходящих к постулатам социализированного (церковного) христианства о греховности человеческой природы и глубоко укоренившихся в западной культуре, традиционно были философы. Вплоть до середины XX в. эта «гуманистическая оппозиция» оставалась философской, хотя при этом она все более и более психологизировалась: от философии Возрождения и Просвещения через классическую немецкую философию и материализм Л.Фейербаха и К. Маркса к персонализму и экзистенциализму. Лишь во второй половине XX в. к этой философской гуманистической оппозиции примкнули психологи и психотерапевты (А.Маслоу, К.Местакес, Р.Мэй, К.Роджерс). Отчетливая психологизация современного гуманизма оправдана и понятна: гуманизация мира невозможна без гуманизации его сердцевины — человека. Гуманистическая психология — это явление не узконаучного, но общекультурного, а точнее, «ноосферного», «планетарного» (В. И. Вернадский) масштаба. Возникнув первоначально как сугубо психологическая инновация, она стремительно, всего за несколько десятилетий расширила сферу своего приложения, проникла в медицину и педагогику, антропологию и социологию, теологию и политику. Наш мир быстро изменяется, и его универсальной идеей, противостоящей сегодня всем традиционным идеологиям, становится современный гуманизм. К. Роджерс прошел путь от индивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом в работе с малыми группами, а затем с нациями. Человекоцентрированная психотерапия, буквально шокировавшая в 50-е гг. психологическое сообщество, эволюционировала в 60—70-е гг. в человекоцентрированное обучение, вызвавшее не меньшее непонимание и сопротивление у педагогов, и, наконец, в 80-е гг. воплотилась в человеко-центрированную политику, существование и позитивное влияние которой мировое сообщество еще только начинает осознавать. В последние годы жизни К. Роджерс много работал в «горячих точках» нашей планеты: в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. Всего за несколько месяцев до своей кончины он посетил Советский Союз. Исходную оппозицию традиционным психотерапевтическим, педагогическим, политическим и прочим практикам и идеологиям составляют три базовых гуманистических принципа, или убеждения: люди по своей природе свободны и добры; пациенты, учащиеся, представители политических партий, социальных классов и т. п. — это прежде всего люди; конструктивное (дающее облегчающий, лечащий, обучающий, развивающий, умиротворяющий и подобные эффекты) взаимодействие с людьми возможно только в том случае, если психотерапевту, учителю, политику удается войти с ними в трансперсональные (а не интерперсональные, т.е. медицинские, педагогические или политические) отношения. Важнейшее научное открытие К.Роджерса заключается в том, что он установил необходимые и достаточные условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающие конструктивные личностные изменения: безоценочное позитивное принятие другого человека, его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении с ним. О сложной судьбе гуманизма в современном мире свидетельствует та первичная реакция, которая возникает у каждого, кто впервые сталкивается с идеями гуманистической психотерапии, педагогики и политики. Это глубоко противоречивая реакция, в которой одновременно находят свое выражение убеждение в абсолютной тривиальности гуманистического подхода и убеждение в его утопичности (чисто человеческие отношения невозможны, так как люди в действительности всегда являются не просто людьми, но пациентами, учащимися, представителями тех или иных социальных групп; отвлечься от этого невозможно, абстрактного человека вообще в этом мире просто не существует). Таким образом, к основополагающим гуманистическим принципам можно отнести следующие убеждения: люди по своей природе свободны и добры; люди — это прежде всего люди; взаимодействие с людьми возможно только в том случае, если удается войти с ними в трансперсональные (а не интерперсональные) отношения. Важнейшим вкладом в гуманизацию психологии и общества в целом является научное открытие К.Роджерса: необходимые и достаточные условия гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающие конструктивные личностные изменения – это безоценочное позитивное принятие другого человека, эмпатия и конгруэнтность в общении с ним. Это открытие может быть использовано в социологии, политологии, психологии, психиатрии, конфликтологии и многих других областях научной деятельности. Проблема становления психически здоровой личности всегда являлась ключевой в гуманистической психологии. Достижение личностной зрелости является интегративной характеристикой личности. Зрелая личность - это личность развитого интеллекта, умеющая реализовывать свои цели. Все это возможно только при наличии личностного здоровья. Личностное здоровье - состояние личности, обеспечивающее ее устойчивое развитие, успешный личностный рост, движение в сторону самоактуализации. Личностное нездоровье - состояние невозможности развиваться прежним образом, блоки на пути развития, потеря ориентиров развития, возвращение к более примитивным моделям поведения, моменты личностной деградации. Мотивационный статус здорового человека состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, "идеальное функционирование". Исходя из всего выше сказанного, изучение личностного роста и самоактуализации личности является одной из ведущих задач науки психология. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование. Это врожденная потребность. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Таким образом, тенденция к раскрытию своего потенциала, к самоосуществлению, которая красной нитью проходит сквозь всю гуманистическую парадигму, влияет на научное знание в целом. Современная ситуация в социальной сфере также делает проблему гуманизации межличностных отношений крайне актуальной. Человек все более склонен видеть в другом лишь средство для собственного удобного существования, то есть занимать по отношению к нему чисто потребительскую позицию. Современный человек, таким образом, утрачивает возможность установления продолжительных и надежных связей с окружающими людьми, происходит частичное отчуждение между ним и социумом, он замыкается в мир собственного одиночества, находя компенсаторное удовлетворение в виртуальной реальности, например. Жизнь, таким образом, все больше смещается в направлении вектора виртуализации и утраты связи с непосредственной реальностью. Все это говорит об актуальности и злободневности проблемы гуманизации межличностных отношений для современной науки. Важным аспектом исследуемой проблемы является вопрос о выработке новых принципов этической философии в условиях современного мира.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|