Особенности общения ребенка

1. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 

В первом полугодии жизни ребенок взаимодействует с миром через взрослых, которые обеспечивают ему выживание (уход, кормление и т.д.). Взрослый удовлетворяет основные потребности младенца, взаимодействуя с ним. Одновременно происходит общение ребенка и взрослого.  В первый год жизни ведущей (основной, наиболее значимой для развития) деятельностью ребенка является эмоциональное общение со значимыми взрослыми, в первую очередь с мамой и папой. 

Уже с рождения ребенок предпочитает игрушкам социальные объекты.  Он дольше задерживает взгляд на лицах людей, нежели на игрушках. 

В первые месяцы жизни у ребенка формируется комплекс оживления. Комплекс оживления – это положительные эмоциональные проявления, которые возникают у младенца при виде знакомого человека, будь то мама или другой хорошо знакомый взрослый или ребенок. Комплекс оживления появляется примерно на третьей-четвертой недели жизни ребенка. Ребенок, при виде знакомого лица замирает, сосредотачивается на объекте. Через несколько недель ребенок начинает еще более бурно реагировать на других людей: он улыбается, вокализирует, совершает движения ручками и ножками. Комплекс оживления развивается примерно до 3-4 месяцев. 

О чем же свидетельствует комплекс оживления? Появление у младенца комплекса оживления свидетельствует о том, что у ребенка появляется и развивается потребность общаться со значимыми взрослыми. Комплекс оживления показывает, что у ребенка есть не только потребность общаться со взрослым, но также и то, что он сам проявляет  инициативу в общении. 

Отсутствие у ребенка комплекса оживления – тревожный фактор, свидетельствующий о недостатке общения ребенка со значимыми взрослыми. Так, известно, что у детей, растущих в домах малютки, комплекс оживления проявляется позднее и не так ярко, как у детей, которые достаточно общаются со взрослыми  и удовлетворяют собственную потребность в общении. 

Известный детский психолог М.И. Лисина называет общение ребенка в возрасте до шести месяцев со взрослых ситуативно-личностным общением. Это значит, что общение происходит в первую очередь с помощью таких средств общения как мимика, экспрессия. Эта форма общения важная для развития и эмоциональной, и интеллектуальной сферы ребенка.   

Рекомендации родителям.

Не нужно стараться всегда играть с ребенком в игрушки. Игрушка может присутствовать в игре, но она не должна всегда находится между родителем и ребенком. Для ребенка гораздо важнее непосредственный контакт, непосредственное взаимодействие с родителями, а не опосредованное игрушками. Разговаривайте с малышом, держите его за ручки, прикасайтесь к нему, играйте в простые игры («Ладушки», «Сорока» и т.д.). 

2. СТРАХ «ЧУЖОГО»

После появления комплекса оживления, эмоциональная сфера младенца активно развивается. Малыш тянется к взрослыми, радостно улыбается, что не может не радовать родителей.  Важно, что ребенок почти одинаково положительно реагирует и на хорошо знакомых взрослых и на тех, кого видит достаточно редко или даже впервые. Примерно до 7-8 месяцев младенец спокойно реагирует, если его берет на руки малознакомый человек. 

Примерно в 7-8 месяцев ситуация кардинально меняется. Появляется страх «чужого». Если раньше ребенок на прогулке спокойно, с улыбкой реагировал на проявления симпатии посторонних людей, то неожиданно он начинает пугаться и реагировать плачем. Ребенок уже не хочет идти на руки к бабушке, которая приезжает навестить его раз в месяц, однозначно предпочитая ей маму или бабушку, которая навещает его несколько раз в неделю и является хорошо знакомым, значимым взрослым. 

Что же произошло с малышом? Почему неожиданно он стал  совершенно другим?  Иногда взрослые беспокоятся, думают, что с малышом не все в порядке, что он стал «диким», необщительным. В реальности, произошел важный этап в развитии ребенка. А именно, ребенок стал различать «своих» (хорошо знакомых) и   «чужих» (малознакомых). Соответственно, ребенок начинает активно общаться с теми, кого хорошо знает и с опаской относится к малознакомым людям.   

Хорошо ли это? Нормально? Конечно, хорошо и совершенно нормально. Мы, взрослые, по-разному общаемся со знакомыми и малознакомыми людьми, не так ли? Именно этот процесс дифференциации на знакомых и незнакомых начинается и у ребенка. У ребенка сформировалась привязанность к тем, кого он хорошо знает. Естественно, он предпочитает общаться именно с этими людьми, опасаясь малознакомых. 

Также важно понимать, что взрослый, категоризируя других людей, учитывает свои знания об этом человеке. Так, для матери малыша, которая редко видит свекровь, она – безопасный объект. Потому что женщина знает, что свекровь – мать ее мужа. И уже это знание – основа спокойствия при общении. Для малыша категоризация строится не на знании о безопасности или опасности человека, а на эмоциональной привязанности. Именно поэтому, бабушка, которую малыш видит в третий раз в жизни для него не менее безопасна, чем человек на улице, которого он видит в первый раз. 

Рекомендации родителям.

Если ребенок отрицательно реагирует на малознакомого взрослого (плачет, хмурится), оградите ребенка от неприятного для него на данный момент общения. Вы можете взять ребенка на руки, увеличить дистанцию между ребенком и малознакомым человеком.

Если взрослый расстраивается от реакции малыша или настаивает на общении, объясните ему, почему ребенок так реагирует.

 

3. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – это возраст до одного года до трех лет. В этом возрасте ведущая деятельность ребенка смещается с эмоционального общения на предметно-практическую деятельность. Следовательно, и общение ребенка со взрослыми меняется. Оно начинает осуществляться за счет предметно-практической деятельности. 

Ребенок в этот период предпочитает предметно-практическую деятельность. Он с огромным удовольствием перекладывает мелкие предметы из коробочки в коробочку, пересыпает крупу, переливает воду, откручивает крышку бутылки и снова закручивает, крутит разные ручки и т.д. Однако ребенок не готов всегда самостоятельно овладевать предметно-практической деятельностью. Ему не менее важно общение со взрослым. Но если до этого ребенку было достаточно слышать голос взрослого, ощущать прикосновения его рук, то теперь ситуация меняется.  У ребенка появляется потребность не только в «чистом» общении, но и в общении, опосредованном предметно-практической деятельностью. Что это значит? Это значит, что ребенок хочет все делать вместе со взрослым. После года ребенок всеми стремится постоянно быть рядом со взрослыми и при этом хочет быть включен во все дела взрослого. Он хочет мыть посуду, наливать чай, стирать, гладить белье, поливать цветы и т.д. Именно поэтому ребенок обычно не может долго самостоятельно заниматься (лепить, рисовать, играть в игрушки), а вот вместе со взрослым он с удовольствием включается в разные виды деятельности. 

Бывает, что взрослые расценивают желание ребенка совместно со взрослыми заниматься разной деятельностью как несамостоятельность и стараются подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он занимался, играл самостоятельно. В реальности же ребенок начинает сотрудничать со взрослым. Это новый этап в его развитии, который важно поддержать. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте желание ребенка взаимодействовать  с вами. Занимайтесь вместе домашними делами, не старайтесь всеми силами научить ребенка занимать себя самому. Всему свое время. На данном этапе ребенку важно научиться сотрудничать, получить и принимать помощь. 

 

4. ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для ребенка младшего и среднего дошкольного (3-5 лет) возраста наиболее актуальным является общение со взрослым в контексте познавательной активности. 

В этом возрасте дети активно задают взрослым вопросы и ждут от взрослых ответа. Если ребенок задает один и тот же вопрос несколько раз на протяжении какого-то промежутка времени или мучительно думает, какой же вопрос задать, это значит, что ему важно не только получить ответ (знание), но и ему важно пообщаться со взрослым (эмоциональная составляющая процесса общения). Нередко взрослые устают от многочисленных детских «почему» и уходят от общения. Они не отвечают на вопросы, просят ребенка помолчать или перенаправляют ребенка к другому взрослому. 

Очевидно, что прерывать познавательную активность ребенка некорректно. Но что же делать взрослому, если он устал от того, что один и тот же вопрос задается ему несколько раз? Например, взрослый может спросить у ребенка, задавшего вопрос: «А ты как думаешь?». Нередко ребенок начинает сам с энтузиазмом  отвечать на вопрос, который задал только что. Получается, что ребенку на самом деле важно именно общаться со взрослым, обсуждать какие-то важные для него вопросы. 

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают обращать особое внимание на обратную связь, которую они получают от взрослых в процессе общения. А что такое обратная связь? Чаще всего оценка деятельности, оценка поступков ребенка. Формирование самооценки ребенка происходит за счет того, что ребенок получает обратную связь от взрослого. Дети 3-5 лет достаточно чувствительно к оценке. Нередко, получив негативную оценку своей деятельности, они отказываются продолжать начатое. Напротив, похвала действует на ребенка стимулирующее. 

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) у ребенка проявляется интерес к «чистому» общению, не опосредованному предметно-манипулятивной деятельностью или познанием. Общение становится для ребенка самоценностью. 

В старшем дошкольном возрасте ребенок активно социализируется, то есть, усваивает нормы и ценности окружающих его людей. В связи с этим, взрослые становятся для ребенка эталоном, объектом для подражания. Именно через общение со взрослыми ребенок узнает, как целесообразно вести себя в определенной ситуации. 

Рекомендации родителям.

Поддерживайте инициативу ребенка общаться. Именно в общении с родителями у ребенка формируются первые навыки общения. Не старайтесь перенаправить ребенка, который задал вам вопрос, на другого взрослого.

Не осуждайте ребенка («ты плохой»). Можно осудить поступок ребенка, но не его личность. Обращайте внимание на достижения ребенка, хвалите его и поощряйте. Это поможет формированию у ребенка  адекватной самооценки.

 



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Детская кроватка. Как и зачем отучать ребенка спать со взрослым!
  • Развивать ребенка….. Как? Что именно?
  • Что такое фрустрация? И почему важно научить ребенка с ней справляться.
  • Ни рыбы-ни мяса, или как достучаться до ребенка, если он никак не реагирует
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь