Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога

Автор статьи: 404

Прежде чем начать психологическую практику, начинающему специалисту-психологу предстоит ответить на целый ряд вопросов: Что я умею как психолог? Кто мои клиенты? С какими запросами я работаю? Придерживаюсь ли я подхода определенного психотерапевтического направления или предпочитаю интеграцию? И многие другие.

Определить четкие границы профессионального самоопределения психологу важно не только для себя самого. Немаловажно, чтобы потенциальный клиент, имел понимание относительно того, может ли он обратиться со своей конкретной жизненной ситуацией к данному специалисту или надо искать другого. Чтобы открыто презентовать себя в обществе, психологу необходимо определить свои профессиональные границы.

В качестве эффективного консультанта зрелого клиента редко встретишь молодого по возрасту психолога, только что сошедшего со студенческой скамьи. Реальность такова, что в консультировании взрослого клиента по многочисленным психологическим проблемам большую роль играют не только знания, но и жизненный опыт. Личностная и социальная зрелость являются «ожидаемыми» от эффективного психолога, а, следовательно, и возраст самого психолога-консультанта для клиента имеет значение. Многие выпускники психологических факультетов Вузов часто в связи с этим парадоксом испытывают затруднения в выборе места применения своим знаниям и навыками, и даже страх не состояться в качестве практикующего специалиста. [3]

Одна из наиболее вероятных продуктивных областей применения своих знаний и навыков для молодого специалиста-психолога,  только что окончившего обучение в Вузе - это область перинатальной психологии или детской психологии.

Перинатальная психология как область деятельности при профессиональном самоопределении психолога

Перинатальные психологи оказывают психологическую помощь женщинам и членам их семей на этапе планирования зачатия, в период ожидания ребенка, в момент его рождения и на ранних этапах его развития.

Реализация себя именно в этой сфере имеет ряд преимуществ и гармоничных совпадений для молодого выпускника. К моменту окончания Вуза по специальности "Психология" или «Клиническая психология» многие начинающие специалисты помимо обширных знаний по психологии, сами обладают опытом семейной жизни, а иногда и опытом родительства. Важно, что организация психологической помощи будущим родителям может согласовываться с собственными желаниями начинающих специалистов.

Здесь совпадают несколько факторов:

    - Наиболее вероятно, что личностные интересы самого молодого психолога в силу возраста будут актуализированы в сферах: любовь, семья, родительство, материнство, отцовство, дети, жизненная перспектива.
    - Молодая семья, обращающаяся за помощью к специалисту, как правило, состоит из людей примерно такого же возраста, как и сам молодой специалист-психолог, поэтому уровень доверия и авторитета к нему может быть довольно высок. И, естественно, это даже в большей мере проявляется при работе в области детской психологии.
    - Психологическая проблематика молодой семьи - это область традиционного широкого применения психотерапевтической помощи, в которой можно накопить колоссальный профессиональный опыт и добавить также опыта жизненного.

Таким образом, перинатальная психология может рассматриваться как наиболее гармоничная и приоритетная область деятельности при профессиональном самоопределении молодого психолога.

Оказание психологической помощи молодой семье в нашей стране, невзирая на непрекращающиеся социально-экономические преобразования, является очень актуальной и востребованной [2]. При этом семья, которая ожидает рождения ребёнка или уже имеет малыша раннего возраста, зачастую оказывается вне зоны внимания специалистов: педагогов или психологов. В лучшем случае, это - получение рекомендаций врача-педиатра, а чаще молодые родители опираются на собственный опыт или подсказки друзей, родителей.

По-прежнему в системе среднего образования, отсутствует подготовка старшеклассников к семейной жизни. Таким образом, ошибки, допускаемые родителями в воспитании ребёнка на раннем этапе, очень вероятны и, к сожалению, сложно исправляемы! Приоритетная педагогическая задача может заключаться в развитии практических навыков оказания такой психолого-педагогической и консультативной помощи будущим мамам и папам.

В учебных программах, представленных в системе высшего образования, можно найти определенное число академических часов по курсам, связанным с психотерапевтической поддержкой семьи и ребенка, однако практика в этой области зачастую остается  "слабым звеном". Типична ситуация, когда помимо высшего образования психологу необходимо повышение квалификации по многим направлениям, в частности по перинатальной психологии. Такие программы уже появляются и успешно реализуются, правда, речь идет пока о крупных городах типа Москвы и Санкт-Петербурга [1]. Отмечается все возрастающий интерес к этой сфере у молодых психологов и специалистов со стажем, которые с большим воодушевлением погружаются в область практики сопровождения семьи, ожидающей ребенка, получая необходимые навыки и знания на базе личностного и профессионального развития.

Хочется верить, что не далек тот час, когда в каждом населенном пункте будут работать специалисты, получившие подготовку в области практической перинатальной психологии, открывающие свои центры по работе с семьями или работающие на должности психолога в женских консультациях и роддомах, а также передающие опыт в перинатальной сфере коллегам.

 



Доклад на конференции

Список использованной литературы

1. Ершова С.К., Боязитова Т.Д. "Актуальные вопросы подготовки перинатальных психологов" / Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества: II Международная научно - практическая Интернет - конференция: материалы конф. (Казань, 19 февраля 2014 г.) / Сервис виртуальных конференций Pax Grid, 2014.- 69-71 с.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 223 от 30 марта 2006 года «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации» МЗ РФ. URL: http://www.rosminzdrav.ru. (дата обращения: 27.01.2016)

3. Трофимова Е. Л. Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-psihologov (дата обращения: 27.01.2016).

👉Рекомендация: Программа обучения на курсе "Практическая Перинатальная Психология", состоящая из дистанционного и практического модулей (144 ак.ч), реализуемая на базе Восточно-Европейского института психоанализа и двух роддильных домов Санкт-Петербурга.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Психология и спорт или о том, что случайности не случайны (записки психолога).
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Комментарии и вопросы к проету ФЗ "О психологической помощи населению в Российской Федерации"
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Перинатальная психология - что это и зачем она молодым мамам?
  • "Сделайте что-нибудь с ним", или мысли психолога о запросах родителей
  • Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?
  • "Штампы" или как испортить рекламу для психолога?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что можно о себе узнать при помощи профессионального тестирования?
  • Психология: День "благодарения"или как важно вовремя сказать спасибо.
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Кушетка для молодого психолога.
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Сцены из семейной жизни (Первичная консультация при помощи МАК "Дуэт")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь