Воспринимайте этот текст как забавный. И игрушку к нему тоже. Написал я его для начинающих психологов. Потому что им приходится практически заново формировать свои границы. И надо знать как. Понимая, что границы личности (в том числе и профессиональной) формируются в забавах и с юмором, я создал этот текст к бумажному символу кушетки.
В качесте эпиграфа шутка, приписываемая Зигмунду Фрейду, чтобы уж сразу определить как у читателя с границами в психоанализе :
- Как уложить свою мамашу на кушетку?
- Скажите ей, что за вводный сеанс возьмёте пол-цены.
********************
Не слышат клиенты молодого по возрасту психолога. С их точки зрения, психолог должен быть стар, сед и сидеть. А поскольку вы молоды, да ещё с натуральным цветом волос, то вам лучше встать и водить руками. Серьёзно.
Не для клиентов нужно РукоВодство. Очень быстро после начала практики вы убедитесь, что Человек не видит вашего лица и не слышит речи. Для того, чтобы посетителя "открыть" предназначены различные техники. И вам придётся их осваивать. Чем больше техник вы перепробуете в начале пути, тем лучше. Это как занятия спортом, пока не займёшься десятком направлений - не узнаешь к какому расположен организм. Как есть способности к боксу или к шахматам в спорте, так есть способности к гештальту или транзакционному анализу. На начальном уровне мы все умеем двигать фигуры и сжимать кулаки. От природы мы видим части и целое и можем прикидываться и родителем и ребёнком. Но деньги и признание, как в спорте, так и в психологии, получат только те, кто выйдет к толпе зрителей.
Водить руками нужно самим молодым психологам для интериоризации. Как учат ребёнка частям тела? Да просто тыкая пальцем в нос, уши и рот и умильно спрашивая "а где у нас носик, ушки, ротик"? Через пару месяцев тренировок на вопрос "где у нас …" ребёнок сам касается пальцем названной части тела. А потом он просто поворачивает голову и выпячивает к спрашивающему ту часть, что назвали. Равно молодой психолог переносит внутрь себя через движение такие понятия как "стыд", "удовольствие", "депрессия" с парой сотен других и, заматерев, через несколько лет демонстрирует клиенту понимание своими малыми движениями. Не делать лишних движений - признак профессионализма, возникающего после отсортировки суетливых размахиваний.
Да, орудие психолога - это знак, воплощённый в речи. Слово, имеющее значение в контексте сеанса, состояния клиента и совместной практики. Но это потом, когда вы уже определитесь с техникой и когда прилипнут клиенты к этой технике подходящие (это как собрать болельщиков на свой матч). А до этого придётся понять к чему идёт собственная душа и как использовать её вместе с телом.
Итак, для начала интериоризации границ личности вытяните вперёд свои руки и посмотрите на кончики пальцев. Походите с вытянутыми руками по комнате или по двору, дотрагиваясь ладонями до различных предметов. Так ваши глаза научатся видеть зону ближнего контакта куда должен попасть клиент. Попросите своих друзей или членов семьи поучаствовать в обучении, то есть вы будете к ним подходить как к стенам и деревьям, а они изображать из себя пенёк с глазами. Потом убирайте руки и повторите упражнения без рук, на глаз. Заодно, тренируясь на чём и ком попало, вы снимите с себя и первичный страх перед клиентом. Попавший к вам на границу в интимную зону будет приравнен мозгом к привычному объекту.
Это похоже на упражнение пиратов, когда они одевали чёрную повязку на один глаз. Один глаз они использовали для дневной работы, а в сумерках и ночью снимали повязку с другого глаза, который привык довольствоваться малым светом. Преимущество в депрессивных условиях получали пираты, кривые на один глаз :) Приучите себя к малым зонам и малым движениям, ведь к психологу часто попадают на приём тонкие души.
Как только вы почувствуете готовность к свершениям, вам нужно определиться с местом работы. Скажем честно: места на первых порах не будет! Даже если вы запишитесь волонтёром, то уголка для профессионального развития сразу не получите. Для того, чтобы отделиться от своих же, научитесь вовремя приоткрыть свои границы - вздёрнуть руку и сказать громко "Я" на вопрос о добровольцах. Так вы сможете оторваться от преждевременных наблюдателей и в стороне установить индивидуальные контакты.
В той же мере научитесь звать к себе манящими мягкими движениями, если увидите нуждающегося в психологической помощи человека. Даже если вы не угадаете и он просто ищет у кого попросить зажигалку, то вы научитесь входить в личный контакт, а тело запомнит положение расположения.
Используйте представившиеся случаи контактов без супервайзеров чтобы попробовать физическое касание руками, дотрагивайтесь до людей, пока вы молодой психолог. Вам это простят по возрасту, но вместе с тем ваша психика запомнит реакции. Ошибки в прикосновениях для убелённых сединами стоят в разы дороже.
А ещё пишите и рисуйте. Много пишите и много рисуйте. Если уж научно сказать -"интериоризируйте" полученный опыт в знак через ручную работу. Постепенно у вас выработается навык записей и своя система обозначений и связей. Через письменную речь сначала в сознание, а потом в подсознание проникает система. А от неё недалеко и до собственной школы.
И как маленький подарок начинающему психологу игрушка - кушетка с руками.
Разрисуйте её под свою технику. Поставьте в приятную позу. Подарите себе радость. Или пошлите как открытку другому психологу.
На странице https://www.psyoffice.ru/ludologer/
тренинги и курсы на основе личного опыта. Записывайтесь.