Представление об "актуальной стае" как инструмент психологической помощи

В разработанном нами методе под названием "системно-функциональный дизайн" ключевое место занимают два понятия: "первобытная стая" и "актуальная стая". Оба понятия используются для дополнения понятия "семья" в системной семейной психологии. 

Во времена эволюционного перехода от обезьяны к человеку "первобытная стая" протолюдей была предшественником семьи (протосемьей). И мы убеждены, что представления об отношениях в стаях человекообразных обезьян должны использоваться как отправная точка для анализа процесса возникновения и эволюции семьи.

При этом мы считаем, что в современном обществе сохранился реликт первобытной стаи, который мы условно назвали "актуальной стаей". 

"Актуальная стая" - это малая социальная группа, которая является реликтом первобытной стаи в современном обществе. Как и в первобытные времена членов современной "актуальной стаи" объединяет общая задача: выжить в окружающей среде за счет более или менее устойчивого закрепления функциональных ролей за теми её членами, которые способны эффективнее, чем другие, исполнять эти роли.  

По нашему мнению именно "актуальная стая", а не семья является основной единицей системного анализа отношений и взаимодействий.

Конечно, чаще всего ядром "актуальной стаи" является именно семья, но если присмотреться повнимательнее, то у членов семьи всегда есть взаимосвязь с людьми, которые так или иначе обеспечивают семье полноценное функционирование.

Например, если у женщины есть маленький ребенок, а ей нужно иметь больше свободного времени, то она может искать няню. Если удалось найти хорошую няню, то у самой женщины и ребёнка устанавливаются особые отношения с ней. В каком то смысле няня становится частью семейной системы, частью семьи, но одновременно, она все же остается чужим человеком, который только выполняет жизненно важную для семьи функцию. Связь между семьей и таким человеком прежде всего функциональная, но к ней в той или иной степени примешиваются и личные отношения. 

Так, при привлечении чужого человека к выполнению жизненно важной для семьи функции возникает феномен, который мы называем "семья+". В данном случае "семья + няня"

В узком семейноцентрическом значении "актуальная стая" это и есть "семья+".

Таким образом, мы имеем дело со случаем, когда семья как бы "прирастает" за счёт тех людей, которые выполняют за членов семьи жизненно важные для семьи функции. И таких функций может быть несколько. Например, функцию стабилизации семьи в период семейного кризиса может выполнить хороший семейный психолог, психотерапевт.

Вопрос, сколько в семье комплексных жизненно важных функций мы пока оставим без рассмотрения.  

Конечно, жизненно важные для семьи функции как бы должны выполнять сами члены семьи, но довольно часто у них есть две серьёзные причины переложить эти функции на других людей:

1) у них необходимых для этого способностей, знаний, навыков и умений;

2) у них нет для этого времени, так они работают или занимаются бизнесом. 

Рассмотрим первую причину внимательней. В современном мире родители, как правило, не способны выполнять функцию учителя. Все знают, что, и родители, и их дети могут воспринимать первую учительницу как "вторую маму". Потом эта же функция переходит к классному руководителю. И, в конце концов, когда ребенок становится взрослым, воспитанным и образованным, то функция "обучения" и "воспитания" в диспозиции старший-младший теряет свою актуальность.

В старших классах и в вузе, отношения с учителями и преподавателями - это отношения между равными, где ответственность за успех самого процесса обучения уже преимущественно лежит на плечах старшеклассника и студента. 

Если семье, что называется повезло, и первая учительница, и классный руководитель ребёнка были, что называется, "от Бога", то и жизнь семьи в целом от этого была намного благополучнее. Но так бывает, увы, не очень часто. И психологические травмы, нанесенные учителем, по своей тяжести и влиянию на жизнь клиента могут быть не менее, а иногда и более болезненными, чем психологические травмы, нанесенные родными и родителями.  

Это понятно и известно всем, но до сих пор, насколько мы знаем, не учитывается в семейной системной психологии, которая анализирует ситуацию только в пределах семьи. 

Мы же считаем, что при анализе состояния клиента необходимо учитывать его отношения и взаимодействия со всеми членами "актуальной стаи" хотя бы в аспекте "семья+". 



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь