|
Представление об "актуальной стае" как инструмент психологической помощиАвтор статьи: Стегний Павел Анатольевич
В разработанном нами методе под названием "системно-функциональный дизайн" ключевое место занимают два понятия: "первобытная стая" и "актуальная стая". Оба понятия используются для дополнения понятия "семья" в системной семейной психологии. Во времена эволюционного перехода от обезьяны к человеку "первобытная стая" протолюдей была предшественником семьи (протосемьей). И мы убеждены, что представления об отношениях в стаях человекообразных обезьян должны использоваться как отправная точка для анализа процесса возникновения и эволюции семьи. При этом мы считаем, что в современном обществе сохранился реликт первобытной стаи, который мы условно назвали "актуальной стаей". "Актуальная стая" - это малая социальная группа, которая является реликтом первобытной стаи в современном обществе. Как и в первобытные времена членов современной "актуальной стаи" объединяет общая задача: выжить в окружающей среде за счет более или менее устойчивого закрепления функциональных ролей за теми её членами, которые способны эффективнее, чем другие, исполнять эти роли. По нашему мнению именно "актуальная стая", а не семья является основной единицей системного анализа отношений и взаимодействий. Конечно, чаще всего ядром "актуальной стаи" является именно семья, но если присмотреться повнимательнее, то у членов семьи всегда есть взаимосвязь с людьми, которые так или иначе обеспечивают семье полноценное функционирование. Например, если у женщины есть маленький ребенок, а ей нужно иметь больше свободного времени, то она может искать няню. Если удалось найти хорошую няню, то у самой женщины и ребёнка устанавливаются особые отношения с ней. В каком то смысле няня становится частью семейной системы, частью семьи, но одновременно, она все же остается чужим человеком, который только выполняет жизненно важную для семьи функцию. Связь между семьей и таким человеком прежде всего функциональная, но к ней в той или иной степени примешиваются и личные отношения. Так, при привлечении чужого человека к выполнению жизненно важной для семьи функции возникает феномен, который мы называем "семья+". В данном случае "семья + няня". В узком семейноцентрическом значении "актуальная стая" это и есть "семья+". Таким образом, мы имеем дело со случаем, когда семья как бы "прирастает" за счёт тех людей, которые выполняют за членов семьи жизненно важные для семьи функции. И таких функций может быть несколько. Например, функцию стабилизации семьи в период семейного кризиса может выполнить хороший семейный психолог, психотерапевт. Вопрос, сколько в семье комплексных жизненно важных функций мы пока оставим без рассмотрения. Конечно, жизненно важные для семьи функции как бы должны выполнять сами члены семьи, но довольно часто у них есть две серьёзные причины переложить эти функции на других людей: 1) у них необходимых для этого способностей, знаний, навыков и умений; 2) у них нет для этого времени, так они работают или занимаются бизнесом. Рассмотрим первую причину внимательней. В современном мире родители, как правило, не способны выполнять функцию учителя. Все знают, что, и родители, и их дети могут воспринимать первую учительницу как "вторую маму". Потом эта же функция переходит к классному руководителю. И, в конце концов, когда ребенок становится взрослым, воспитанным и образованным, то функция "обучения" и "воспитания" в диспозиции старший-младший теряет свою актуальность. В старших классах и в вузе, отношения с учителями и преподавателями - это отношения между равными, где ответственность за успех самого процесса обучения уже преимущественно лежит на плечах старшеклассника и студента. Если семье, что называется повезло, и первая учительница, и классный руководитель ребёнка были, что называется, "от Бога", то и жизнь семьи в целом от этого была намного благополучнее. Но так бывает, увы, не очень часто. И психологические травмы, нанесенные учителем, по своей тяжести и влиянию на жизнь клиента могут быть не менее, а иногда и более болезненными, чем психологические травмы, нанесенные родными и родителями. Это понятно и известно всем, но до сих пор, насколько мы знаем, не учитывается в семейной системной психологии, которая анализирует ситуацию только в пределах семьи. Мы же считаем, что при анализе состояния клиента необходимо учитывать его отношения и взаимодействия со всеми членами "актуальной стаи" хотя бы в аспекте "семья+". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|