|
Двадцать отличительных качеств лидераАвтор статьи: Гладков Владимир Борисович
Предлагаем вашему вниманию 20 отличительных качеств, которые могли бы характеризовать успешного лидера. Важно отметить, что вряд ли получиться встретить человека, являющегося живым воплощением всех этих качеств, но эффективный лидер должен отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах. Проанализировав предложенные ниже качества, вы сможете определить свои сильные и слабые стороны, узнать насколько ваши личные качества отвечают принципам лидерства, которые действуют в вашей организации, и что можно было бы сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. 1. Видение перспективы и определение целей. Если нет четких ориентиров, члены команды начинают думать, что их работа заключается в том, чтобы иметь как можно меньше целей и как можно меньше влияния; при этом они в значительно меньшей степени стремятся участвовать в производственном процессе. Эффективный лидер всегда имеет четкое представление о том, что необходимо сделать, и способен конкретизировать свое представление, преобразовав его в систему достижимых целей. 2. Объяснение и коммуникация своих ожиданий и намерений. Члены команды хотят знать и понимать, чего от них ждут как от команды и от каждого в отдельности. Если нет понимания ожиданий руководителя, ни о какой осмысленной обратной связи не может быть и речи, что практически делает невозможным достижение поставленных целей и будущий успех. Эффективный лидер способен внятно сформулировать и объяснить интересующую его систему отношений, установив справедливые и уместные критерии оценки. 3. Коммуникации в письменной форме. Любые тексты эффективный лидер сознательно создает, ориентируясь прежде всего на уровень адресата. Иначе говоря, он не стремится просто произвести впечатление, ему нужно как можно точнее выразить свою мысль. 4. Вербальные коммуникации. Эффективный лидер информирует окружающих о содержании и смысле происходящих событий. Он готов к прямому обсуждению самых разных проблем и связанных с ними последствий для отдельного человека, создавая такие условия, которые в полной мере обеспечили бы продуктивный диалог. 5. Порядочность. Порядочность или корректность по отношению к окружающим, последовательность и честность становятся существенными факторами эффективной работы. Эффективный лидер моделирует соответствующую систему отношений, воплощая ее в реальность посредством: - установления доверительных отношений; - неукоснительной честности (даже если это означает принятие решения, расходящегося с рекомендациями начальства); - справедливости для всех; - выполнения обещаний и обязательств; - приоритетности интересов группы перед личными интересами (эго); - допущения погрешностей и конструктивной критики. 6. Творческий подход и готовность идти на эксперимент. Выдающиеся лидеры всегда ценили и пытались создать такой внутренний климат в организации, который бы опирался на доверие и открытые отношения. Это с неизменным успехом позволяло создать питательную среду для творческого порыва и новых идей. Лидер поощряет людей экспериментировать и извлекать уроки из допущенных ошибок, исключая с их стороны всякие опасения административного возмездия. Такие люди всегда отличались способностью мыслить вне традиционных рамок. 7. Воспитание кадров. Хороший лидер обязательно продемонстрирует, что он заинтересован в личном профессиональном росте сотрудников: - не принижая значение личности сотрудника при успешном выполнении порученной работы; - демонстрируя понимание разнообразия типов личности, находя к каждому свой подход; - искренне благодаря за хорошо выполненную работу; - проявляя интерес к личному и профессиональному росту сотрудников; - пытаясь найти такую аргументацию своих решений, которая будет воспринята окружающими. 8. Решительность. Быстро и решительно воплощая свой замысел, лидер не забывает разъяснить мотивы принятия того или иного решения. При этом в идеале лидер опирается на факты и приоритеты, но никак не на желание кому-нибудь понравиться, однако он знает, где и когда в процессе принятия решений есть место компромиссу. 9. Умеренный контроль. Лидер должен доверять своим подчиненным. Эффективный лидер всегда знает, когда для выполнения работы нужно оставить подчиненного или команду в покое и когда его вмешательство необходимо для урегулирования того круга проблем, который лежит вне сферы компетенции подчиненных. 10. Способность внимательно выслушивать подчиненных. Настоящий лидер доступен, внимателен, непредвзят и отзывчив. Он осознает необходимость получения информации и принимает ее в расчет. Он открыт для разных мнений и точек зрения. Обычно он пытается сформулировать услышанное своими словами, чтобы убедиться в том, что понял позицию собеседника. 11. Убедительность. Большинство людей согласится, что роль лидера нельзя назвать простой ролью, особенно когда речь идет о конфликтной ситуации; тогда как на рабочем месте конфликт — это повседневное, рядовое явление. Эффективный лидер понимает, что как личные, так и любые другие конфликты сами по себе не решаются, а наоборот, могут приобрести еще более деструктивный характер, если на них не обратить внимания. То есть здесь существен фактор времени. При урегулировании конфликтов любого рода лидер должен сохранять лицо, оставаясь честным по отношению к каждой из сторон конфликта. 12. Делегирование. Способность разумно делегировать часть своих полномочий, руководствуясь целесообразностью и конечным результатом, является одним из краеугольных камней лидерства. Делегируя полномочия и связанные с ними обязанности, лидер демонстрирует доверие к своим подчиненным. Однако для того, чтобы этот процесс был эффективным, лидер должен знать своих подчиненных и отдавать себе отчет в их качествах. При этом лидер понимает, что от эффективности данного процесса напрямую зависит развитие профессиональных навыков членов команды и подчиненных; в конечном итоге это является залогом более успешной работы. 13. Формирование команды. Выдающегося руководителя всегда отличает умение направлять и стимулировать работу команды. Он обязательно выделит и отметит отдельного сотрудника, если тот показывает незаурядные результаты. Наряду с этим прилагается немало усилий для того, чтобы минимизировать или вообще исключить негативные последствия нездоровой конкуренции, способной взорвать команду изнутри. В своей решимости исключить взаимоотношения, строящиеся по принципу «мы — они», лидер обязан проявить волю и последовательность. 14. Роль посредника. С одной стороны, от лидера ждут, что он укажет путь, с другой — он отвечает за то, чтобы обеспечить команду всем необходимым. Его лояльность имеет двоякий характер: он должен сохранять корректность как по отношению к членам команды, так и по отношению ко всем остальным, и особенно к вышестоящему руководству. Лидер защищает интересы не только отдельного человека, но и команды, отдела, всей организации. 15. Оценка и обратная связь. Успешный лидер всегда знает, что необходимо для успешного завершения работы и кто сможет с ней справиться. Для того чтобы уяснить для себя статус и характер предстоящей работы, он вынужден проникнуть во все тонкости производственного процесса. Помимо этого, его интересует любая информация, касающаяся того, насколько удовлетворены как внутренние, так и внешние потребители. Обладание такой информацией обеспечивает полноценную и своевременную обратную связь, «обслуживающую» все заинтересованные стороны. Эффективный руководитель способен всегда четко отличить хорошую работу от плохой и отреагировать соответствующим образом (то есть вознаградить или отметить хорошую работу, указать на недостатки или внести коррективы в случае плохой работы). 16. Умение быть наставником, тренинг. Истинный лидер затрачивает немало времени на то, чтобы составить определенный план и наметить пути профессионального роста своих подчиненных. С учетом конкретных обстоятельств он может предпринять следующее: - рассказать о цели и значении предпринимаемых действий; - рассказать о процессе, который предполагается использовать (либо предложить создать альтернативный вариант); - показать самому, как нужно что-то делать от начала до конца, останавливаясь на каждой детали (если принципиальное значение имеет технология); - предложить задавать вопросы, дать дополнительные разъяснения; - комментировать действия сотрудника по мере того, как он выполняет работу; - обеспечить конкретную и мгновенную обратную связь (повторить тренинг или закрепить успех); - выразить уверенность в способностях обучаемого; - по необходимости согласиться на дополнительные занятия. 17. Обучение. В идеале лидер — это человек, который готов учиться всю жизнь; это проявляется в том, что он: - готов меняться; - подключает к решению проблем окружающих; - анализирует предложения с разных точек зрения; - экспериментирует и учится на ошибках; - продолжает непрерывно повышать собственную квалификацию и приобретать новые навыки, добиваясь того, чтобы сотрудники пошли тем же путем. 18. Роль арбитра. Лидер должен иметь способность выносить справедливое решение по спорным вопросам. Он может быть весьма убедителен, если наделен соответствующими полномочиями. В то же время заведомо он не разделяет мнение ни одной из участвующих в споре сторон, сохраняя беспристрастность, пытаясь выяснить все обстоятельства дела, принимая решения только на основании фактов. 19. Отношение к критике. Любой лидер в той или иной мере подвергается критике. Однако успешный лидер никогда не будет «расправляться» со своими оппонентами. Напротив, он попытается сохранить объективность. Со временем он начинает различать тех, кто пытается предложить дельный совет, и тех, кто преследует сугубо личные интересы и действует сообразно ситуации. 20. Техническая компетентность. Предполагается, что лидер будет достаточно компетентен в техническом отношении. Однако это вовсе не означает, что он должен справляться с работой своих подчиненных лучше, чем это делают они. Скорее это означает то, что он будет иметь хотя бы общее представление и понимание того, что им нужно; благодаря чему может принимать взвешенные решения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|