Функции лидера в местах лишения свободы

Можно выделить следующие основные функции лидеров: информационную, организаторскую, нормативно-регулирующую и принятия решения.

Информационная функция заключается в сборе, анализе и оценке сведений (новых правил, данных о конкретных лицах, событиях и т. д.), необходимых для урегулирования внутри- и межгрупповых процессов.

Организаторская функция складывается из планирования и распределения обязанностей, а также контроля их выполнения членами группы. Основное назначение этой функции – распределении поручений, определение доли участия каждого в групповой деятельности.

Частью организаторской функции является функция принятия решения в тех или иных ситуациях, а также принятия лидером ответственности за правильность решений, их соответствия нормам и правилам, распространенным среди группы. Строгое выполнение всеми принятого решения способствует укреплению позиции авторитета.

Нормативно-регулирующая функция состоит в распространении и укреплении правил и норм поведения, защите интересов группы, регулирование взаимоотношений между членами группы в соответствии с правилами поведения[1].

Кроме того, лидеры выполняют часто и другие функции. Например, разрешают спорные вопросы, возникающие между осужденными в процессе группового взаимодействия. Им принадлежит право «решающего голоса» или «последнего слова» при применении той или иной неофициальной санкции в отношении членов группы, допустивших отклонения от ее норм. Лидеры в отдельных случаях осуществляют функцию представительства своей малой группы в процессе общения с другими малыми группами. Осужденные, являющиеся лидерами, проявляют более высокий уровень участия и влияния в различных видах групповой и межгрупповой деятельности, чем остальные члены группы, являясь как бы образцом для других участников взаимодействия.

Для поддержания лидерства эти лица используют различные способы воздействия на членов группы: похвала, угроза, шантаж, предоставление различных возможностей (чай, продукты питания, сигареты и пр.). Лидеры, как правило, располагают компрометирующей  информацией в отношении членов группы и, если наблюдается попытка со стороны участника группы выйти из группы или перейти в другую, используют соответствующую информацию. В целях поднятия своего престижа лидер в некоторых случаях может взять чью-либо вину на себя. Используются и другие способы влияния на осужденных в зависимости от конкретной ситуации и от типа лидера.  

В. И. Быстрых подчеркивает, что характер проявления общих социально-психологических особенностей, свойственных институту лидерства, в местах лишения свободы исключительно сложен, так как практически все компоненты, влияющие на содержание этого  явления (характер группы, сфера ее жизнедеятельности, психологические особенности участников и т. п.) отличаются большой спецификой[2].

Не лишним будет сказать и о факторах, которые оказывают влияние на достижение лидирующего положения в малых группах осужденных. Среди них особо значимы такие как интеллектуальная развитость, высокий уровень инициативы и активности, достаточно высокая степень коммуникабельности, богатый криминальный опыт, эмоционально-волевые черты, личная привлекательность, физическая сила. Важное значение имеют длительность срока наказания, количество прежних судимостей.


[1] Социально-психологические явления в среде осужденных. Саратов, УИН Минюста России по Саратовской области, 2005 г. С. 55.



[2] Быстрых В. И. Социально-правовая характеристика неправомерного поведения осужденных в ИТУ / В. И. Быстрых. – Рязань, 1987. С. 18.





Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Интервизорские группы: основные черты.
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Члены группы: вы мне кто?
  • Про психологические и психотерапевтические группы
  • Размеры малой группы
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Важно ли посещать психологические группы?
  • Интервизорские группы: основные черты. Intervision group: main features.
  • Подростковые психологические группы: разница в возрасте
  • Сила группы
  • Основные группы заболеваний.
  • Психологические группы: виды, показания, преимущества перед личной терапией
  • Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Креативная игра “Счастливый случай” как инструмент разрешения проблем малой группы
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Разделение группы на «сильных» и «слабых» в группах по обучению иностранному языку. Причины и последствия.
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь