|
Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы.Автор статьи: Догадова Анна Валериевна
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СТРУКТУРЕ НАХОДКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА Итоговая научно-практическая конференция Находка, 2009 г. А.В.Догадова Практический психолог Психологическая поддержка безработных в среде тренинговой группы. В данной статье представлены заметки и наблюдения из опыта проведения тренингов с безработными. Потому буду придерживаться стиля эссе, без заявки на научную основу. Речь пойдет о вопросах психологической поддержки безработных различных возрастов. В моем опыте есть проведение тренингов для безработных инвалидов предпенсионного возраста, безработной молодежи и взрослых. Тренинги проводятся на базе Центра занятости населения Чугуевкого района. Каждый раз приходя в новую группу безработных, встречаясь с ними для совместной работы в среде тренинговой группы, я замечала как много проявлений потребности в поддержке. Запросы от участников тренинга выражаются по разному: кто-то делиться своим опытом, кто-то жалуется на отсутствие поддержки от общества. Кто-то сетует, что нет понимания и поддержки от близких или заявляет, что нет смысла вообще ждать поддержки потому, что «ничего никому не нужно». Так или иначе, каждый «звучащий» на тренинге сообщает о необходимости в поддержке того или иного рода: материальной, моральной, психоэмоциональной, духовной…Добавьте свой вариант и вы будете правы- такая форма поддержки тоже числится в «списке запросов». Дальнейшие размышления и примеры буду касаться проявлений и поиска психологической поддержки. К такому роду помощи условно отнесу моральную и психоэмоциональную поддержку. Отмечу, что классически - психологическая поддержка оказывается в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации, формирования адекватной самооценки, формирования эффективных форм поведения, повышения мотивации безработного гражданина к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству. Чаще всего участники приходят на тренинг с уже сформированными способами психологической поддержки и самоподдержки. Таким образом, в условиях тренинговой среды может проявляться ресурсный способ психологической поддержки через активизацию соучастия группы в проблемах каждого из участников. На мой взгляд, это важный аспект именно для проведения тренингов с безработными. Во-первых, безработные часто противопоставляют себя личности тренера по принципу «работающий-безработный». Это создает некий первичный барьер для налаживания контакта с группой в целом или с некоторыми ее участниками, занимающими такую позицию на начальных этапах тренинга. Но, именно это противопоставление благоприятно для проявления интереса участников друг к другу, так как группа в целом оказывается на одной из сторон указанной противоположности. Здесь можно продолжать развивать мысль о ходе дальнейших событий: в результате появления причастности участников тренинга друг к другу образуется нечто вроде «первичной» групповой сплоченности и начинают проявляться ее признаки (ролевое поведение, лидерство и т.д.). Из выше указанной первой характеристики вытекает вторая: часто безработные указывают на свою разрозненность с теми, кто оказался в подобной ситуации. В результате, по отдельности, безработные не владеют информацией как справляются (морально) другие безработные. И тогда в тренинговой среде создается единство «мы безработные», или «мы ищем способ, чтобы эмоционально благоприятно справиться с ситуацией безработицы» и т.п.. Это также ресурсное явление, активизирующее интерес к соучастию тренинговой работы. Более того, такое единство часто провоцирует интерес к собственному опыту и потребность поделиться им. В итоге, многие отмечают, что до участия в тренинге не рассматривали собственные способы психологической самоподдержки как применимые к другим или более полезные, чем у других. И конечно, такое единство дает чувство «плеча» и общности. Именно эти два явных ресурсных проявления в тренинговой среде необходимо использовать в работе с безработными. Тогда ведущему полезно выстроить контактные отношения на первых этапах работы в среде тренинга для выявления таких ресурсных «источников». Итак, первым ресурсным направлением для активизации способов психологической поддержки и самоподдержки является возможности группы и каждого участника. Второе направление ресурсного развития – это собственно психологическая поддержка тренера, как создателя соответствующей благоприятной среды. Здесь намечается ряд «веток»: обращение к опыту участников с опорой на их личностные характеристики, выявление стереотипных представлений о себе как о эффективном сотруднике, выявление истинных потребностей в овладении профессией без учета реально существующих возможностей. После анализа такой информации о каждом из участников следует коррекционная и ориентационная работа по развитию или активизации в «образе-Я» качеств и состояний помогающих рассматривать вопрос отсутствия на данном этапе жизни рабочей занятости с точки зрения существующих умений человека, готовности развить полезные умения, практически опробовать свои возможности в среде тренига. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого участника, у некоторых формируется более уверенная позиция и самоощущения. Для примера приведу описание ситуации из работы с молодыми участниками тренинговой группы. Тренинг проходил три дня. Основная работа была направлена на оказание психоэмоциональной поддержки в ситуации длительной безработицы (год и более). Из высказываний участников выяснилось, что существуют ряд стереотипов в их представлении об эффективном сотруднике, которые расходятся с требованиями к современному работнику. Многие молодые люди сетовали на то, что кроме самого факта отсутствия рабочих мест(как внешнего фактора безработицы) есть еще один важный аспект (как внутриличностный фактор) – непонимание.. Они описывали себя как трудолюбивых и исполнительных работников, при этом высказывали непонимание причин их увольнения. Главное заявление примерно звучало так: «….я готов работать где угодно, и выполнять что скажут. Я так работал всегда и не пойму за что меня уволили». В соответствии с этими заявлениями делаю эмпирический вывод: такие представления о эффективном работнике у безработных не соответствует требованиям современного работодателя и рынка труда.. Добавлю, что многие из молодых безработных часто устраиваются на одни и те же, по статусу, рабочие места и не видят перспективы продвижения по службе. Далее при более подробном интервью проявились и другие стороны, повлиявшие на формирование таких представлений у участников в процессе их жизни. Таким образом выделилось ряд причин, которые, как полагаю, провоцировали ситуацию на потерю работы для данных участников (здесь описываю с опорой на интервью): во-первых, рассогласование представлений участников о эффективном работнике и требованиях работодателя, во- вторых, отсутствие у некоторых участников образа и образца полезного поведения у их родителей и близких старших, в-третьих, отсутствие опыта перестройки и гибкости поведения в ситуации меняющихся требований со стороны работодателей, в-четвертых, отсутствие опыта инициативной работы и выдвижения предложений по повышению эффективности трудовой деятельности. В результате полученной информации были предприняты рад мер в последующие тренинговые дни. Проведены краткие сообщения о требованиях работодателей. Участники занимали разные ролевые позиции: работодатель и безработный (в игровой среде тренинга). Были активизированы представления об инициативе и перенесены на сознавание соответствующих качеств в личности. Участники совершили «экскурс» к истокам своей успешности в прошлом и выявили инициативы как могут быть полезны эти возможности в настоящий период жизни при поиске работы и в дальнейшем для продвижения по службе. Такеж в работе по психологической поддержке были использованы арт-терапевтические методы ( визуализации, рисование). В целом по итогам тренинга, пример ситуации которого я привела, могу сказать следующее: многие участники заявили о желании продолжить развиваться и приступить к конкретным действиям по поиску работы в соответствии со своим прежними желаниями ( например, всегда хотел поступить в техникум, но до сих пор был уверен что не примут и т.п.), также ряд участников пересмотрели свое отношение к работе и задались целью проявить себя. Для дополнения обсуждения специфики психологической поддержки в среде тренинга укажу ряд «иллюстраций» из опыта работы с другими группами безработных: инвалиды предпенсионного возраста; взрослые. В процессе взаимодействия в среде тренинга с безработными инвалидами предпенсионного возраста наблюдается наиболее частый запрос на ресурс психологической поддержки «мы-группа» (мы-инвалиды, мы-пожилые, мы-безработные). А основным источником взаимоподдержки является личный опыт решения проблем в связи со слабым здоровьем и безработицей. Многие из инвалидов проявляли незаурядные способности в умении справляться с ситуацией. В результате участники сообщали «на круг» о своем способе и предлагали применить его другим участникам. На основе получения «обратной связи» от группы известно, что многие с легкостью приступали к использованию предложенного способа справиться с ситуацией. Так, например, с первых дней тренингвоой работы многие из участников больше всего высказывали жалобы на плохое самочувствие и отсутствие хорошего сна. На этом основании мною были введены в график групповой работы телесные упражнения. В ответ на такое дополнение участники группы высказали свои способы регуляции самочувствия. В результате группа приняла решение выполнять телесные упражнения регулярно и сообщать об изменениях самочувствия в повседненвности. На третий день тренинговой работы у участников улучшился сон. В дополнение к способам предложенным участникам, Общая картина самочувствия улучшилась. Участники начали больше проявлять активности в своих сообщениях о разнообразных умениях, делиться опытом взаимодействия с молодым поколением. Таким образом была активизирована социальная позиция безработных инвалидов, что позволило выявить их потенциал как полезных членов общества. Отличительной особенностью взаимодействия в трениговой среде со взрослыми (от 35 до 45 лет) является ориентация участников на способы вхождения и перестройки в социуме в связи с безработицей. Потому, основные запросы по психологической поддержке касались проблем уверенности в себе, самопрезентации, оценки собственных возможностей, самопредставлений. Для данной группы участников основной запрос - на ресурс тренинговой среды и тренера. Потребность в эмоциональной поддержке участники восполняли за счет ресурса «мы-группа» Например, на равне с желанием освоить способы самопрезентации для эффективного прохождения собеседования, некоторые участники проявляли фрустрационные реакции при выполнении различных ролевых заданий. Опираясь на основные инструкции для выполнения упражнения, консультации с тренером, участники также получали от группы эмоциональную поддержку (подбадривания, приведение примеров, оптимистичных пожеланий и т.п.) участник справлялись с трудностями. Подводя итог с опорой на полученный эмпирический опыт, скажу, что тренинговая среда обладает благоприятными характеристиками и позволяет использовать различные формы психологичекой поддержки как мост к «ресурсным хранилищам». Тогда специфика тренингов с безработными будет заключаться, как мне видится, в активизации групповых ресурсов и применение их потенциала для поддержки и развития каждого участника. А в результате такая направленноать работы в средетренинга позволяет выходить на решение центральной проблемы описанной катеригори лиц- решение вопросов безработицы и трудоустройста. Таким образом, получаем возможность создавать благоприятные условия для пересмотра своей позиции по отношению к себе и к обществу у безработных. Овладевать продуктивными спсобами решения для дальнейших мер по поиску работы и своевременной социальной адаптации в современном обществе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|