Традиционный брачный ритуал как средство психологической поддержки

В наше время  отношение к браку потеряло прежнюю определённость - люди обходятся и без этого, что он дает и так ли он нужен? Какую задачу он решает в современной культуре, если и мужчины, и женщины на равных учатся и  работают, имеют собственное имущество и банковские счета, если существует свобода  выбора партнёра или партнёров, если детей, рождённых вне брака, больше не считают незаконнорождёнными, не лишают имущественных и политических прав, а  регистрация брака кажется атавизмом?

В психоаналитическом смысле традиционный брак - это зрелый бессознательный выбор в пользу генитальной сексуальности, шаг в сторону от инфантильных инцестуозных влечений, и всего "прекрасного", что с ними связано, прежде всего, от разной тяжести невротических состояний. Под инцестуозностью здесь понимается не сознательное желание инцеста, а бессознательное влечение к нему, которое может как-то контролироваться (внешне тли внутренне), а может выйти из -под контроля, нанося вред социально-психологическому состоянию субъекта. Брак является проверенным культурным институтом, надежным ритуалом, который обеспечивает итрапсихическую цензуру, спасает от возврата культурно недопустимых вытесненных содержаний  и, тем самым, может стать защитой от невроза и других тяжелых видов социального «безумия». В этом его несомненная психологическая полезность, и потому даже сегодня миллионы людей ежедневно совершают этот важный ритуальный шаг, хотя меньше всего, пожалуй, они сознательно озабочены именно этой (психологической) стороной дела.

Но именно сегодня, в силу ослабления религиозной, законодательной и материальной необходимости, брак становится все менее эффективным и в своей психологической полезности. Вероятность инфантильной регрессии существует всегда, поскольку обострение инфантильных травм приводит к возврату вытесненных содержаний, и любой  брак может быть нарушен и разрушен. Фрейд полагал, что второй брак прочее первого, так как в первом происходит проработка влечений и выбор второго брачного партнера происходит с учетом как первого (матери) так и второго.(отца) объектов инфантильных влечений. Но это  в лучшем случае. К чему может привести полный отказ от брачных традиций и о чем он свидетельствует с точки зрения состояния культуры?

Согласно классическому психоанализу, отказ от инцеста (сексуальной связи) и убийства членов своего тотема стал основой человеческой культуры – эти запреты формируют содержание символического Закона, смысл которого отражен и в реальном законодательстве. С незапамятных времен существуют институты, его гарантирующие, брак - один из них. Если важные культурные институты разрушаются, сама культура претерпевает существенные изменения, прежние институционные гарантии «нормальности»  для ее субъектов ослабевают и должны замениться новыми.

Исторически первым брачным институтом был групповой брак, в котором практиковался иной способ отказа от инцеста: тотемическая группа делилась на материнскую (женско-детскую), и мужскую (братскую), в которую входили все мужчины и подростки мужского пола с определенного возраста. Внутри тотемической группы браки были запрещены независимо от кровной связи, групповые браки осуществлялись между мужскими и женскими группами разных тотемов. Это была культура матриархата, в ней наследовался тотем матери, отцы имели вспомогательную роль, так как внутри племени основные хозяйственные функции возлагались на мужчин своего тотема – сыновей, братьев, дядей.

В более современной нам патриархатной культуре доминировало отцовское право,  традиционно практиковалась прямая передача невесты от отца к мужу, прямая санкционированная замена ицестуозного объекта на культурно допустимый. Это соответствует бессознательному процессу отказа от инцеста у девочек  - либидинозный переход от материнского объекта к отцовскому, с желанием иметь ребенка от отца, который в зрелой постэдипальной стадии заменяется желанием иметь ребенка от мужчины, заменяющего отца. Для мальчиков этот процесс связан с отказом от желания иметь ребенка с матерью в страхе быть кастрированным отцом и соотносится  с одним из способов вступления в мужскую иерархию, обретения своего места в ней.

Однако в настоящее время культурные ритуалы патриархата вытесняются, что связано с тем, что  обновляется, находит себе место и применение матриархатная культура, которую можно обнаружить в множестве явлений, включая разнообразные внебрачные формы сожительства, смену пола ( в основном, мужчинами),  гомосексуальные браки, и тд. Во многих странах эти новые формы обретают законодательную и ритуальную поддержку, но  все еще не являются общепризнанным  признаком «нормальности». Это связано и с психологическими рисками для тех, кто в  эти отношения вступает.



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Список, который может спасти Ваш брак.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Записки психолога. Гражданский брак – брак или не брак?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Может в брак? Нет, спасибо!
  • Что может превратить сожительство в брак?
  • Семьи и браки! Белый брак.
  • Семьи и браки! Виртуальный брак!
  • "50 оттенков" супружеского секса: разнополая моногамия, однополые браки и лавандовый брак
  • Что может тебе помочь сохранить брак?
  • Нужно ли жениться, а может лучше гражданский брак?
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Гражданский брак – не брак! 7 принципиальных отличий жизненной стратегии
  • Как Путин чуть не разрушил один счастливый брак, или о механизме психологической проекции
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Стоит ли сохранять брак ради детей, если любви нет?
  • Может ли лишний вес быть психологической защитой? Из практики..
  • Группа как Объект Желания. Изучение сексуальности в групповой терапии. Глава 9. Тема инцеста
  • Про страх вступления во второй брак
  • Если ваш брак зашел в тупик
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Брак – как брак. (женщины)
  • Изменения в системе. Новый брак и "бывшие". Дети от первых браков и новые супруги.
  • Зачем современной женщине брак?
  • Ох уж этот гражданский брак!
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Мотивация вступления в брак у женщин и мужчин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь