Традиционный брачный ритуал как средство психологической поддержки

В наше время  отношение к браку потеряло прежнюю определённость - люди обходятся и без этого, что он дает и так ли он нужен? Какую задачу он решает в современной культуре, если и мужчины, и женщины на равных учатся и  работают, имеют собственное имущество и банковские счета, если существует свобода  выбора партнёра или партнёров, если детей, рождённых вне брака, больше не считают незаконнорождёнными, не лишают имущественных и политических прав, а  регистрация брака кажется атавизмом?

В психоаналитическом смысле традиционный брак - это зрелый бессознательный выбор в пользу генитальной сексуальности, шаг в сторону от инфантильных инцестуозных влечений, и всего "прекрасного", что с ними связано, прежде всего, от разной тяжести невротических состояний. Под инцестуозностью здесь понимается не сознательное желание инцеста, а бессознательное влечение к нему, которое может как-то контролироваться (внешне тли внутренне), а может выйти из -под контроля, нанося вред социально-психологическому состоянию субъекта. Брак является проверенным культурным институтом, надежным ритуалом, который обеспечивает итрапсихическую цензуру, спасает от возврата культурно недопустимых вытесненных содержаний  и, тем самым, может стать защитой от невроза и других тяжелых видов социального «безумия». В этом его несомненная психологическая полезность, и потому даже сегодня миллионы людей ежедневно совершают этот важный ритуальный шаг, хотя меньше всего, пожалуй, они сознательно озабочены именно этой (психологической) стороной дела.

Но именно сегодня, в силу ослабления религиозной, законодательной и материальной необходимости, брак становится все менее эффективным и в своей психологической полезности. Вероятность инфантильной регрессии существует всегда, поскольку обострение инфантильных травм приводит к возврату вытесненных содержаний, и любой  брак может быть нарушен и разрушен. Фрейд полагал, что второй брак прочее первого, так как в первом происходит проработка влечений и выбор второго брачного партнера происходит с учетом как первого (матери) так и второго.(отца) объектов инфантильных влечений. Но это  в лучшем случае. К чему может привести полный отказ от брачных традиций и о чем он свидетельствует с точки зрения состояния культуры?

Согласно классическому психоанализу, отказ от инцеста (сексуальной связи) и убийства членов своего тотема стал основой человеческой культуры – эти запреты формируют содержание символического Закона, смысл которого отражен и в реальном законодательстве. С незапамятных времен существуют институты, его гарантирующие, брак - один из них. Если важные культурные институты разрушаются, сама культура претерпевает существенные изменения, прежние институционные гарантии «нормальности»  для ее субъектов ослабевают и должны замениться новыми.

Исторически первым брачным институтом был групповой брак, в котором практиковался иной способ отказа от инцеста: тотемическая группа делилась на материнскую (женско-детскую), и мужскую (братскую), в которую входили все мужчины и подростки мужского пола с определенного возраста. Внутри тотемической группы браки были запрещены независимо от кровной связи, групповые браки осуществлялись между мужскими и женскими группами разных тотемов. Это была культура матриархата, в ней наследовался тотем матери, отцы имели вспомогательную роль, так как внутри племени основные хозяйственные функции возлагались на мужчин своего тотема – сыновей, братьев, дядей.

В более современной нам патриархатной культуре доминировало отцовское право,  традиционно практиковалась прямая передача невесты от отца к мужу, прямая санкционированная замена ицестуозного объекта на культурно допустимый. Это соответствует бессознательному процессу отказа от инцеста у девочек  - либидинозный переход от материнского объекта к отцовскому, с желанием иметь ребенка от отца, который в зрелой постэдипальной стадии заменяется желанием иметь ребенка от мужчины, заменяющего отца. Для мальчиков этот процесс связан с отказом от желания иметь ребенка с матерью в страхе быть кастрированным отцом и соотносится  с одним из способов вступления в мужскую иерархию, обретения своего места в ней.

Однако в настоящее время культурные ритуалы патриархата вытесняются, что связано с тем, что  обновляется, находит себе место и применение матриархатная культура, которую можно обнаружить в множестве явлений, включая разнообразные внебрачные формы сожительства, смену пола ( в основном, мужчинами),  гомосексуальные браки, и тд. Во многих странах эти новые формы обретают законодательную и ритуальную поддержку, но  все еще не являются общепризнанным  признаком «нормальности». Это связано и с психологическими рисками для тех, кто в  эти отношения вступает.



Просмотров: 330
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Что может превратить сожительство в брак?
  • Что брак, что не брак-все равно!
  • Что может тебе помочь сохранить брак?
  • Он был старше ее, она была хороша... Не равный брак это как?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Список, который может спасти Ваш брак.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Записки психолога. Гражданский брак – брак или не брак?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Песочная терапия сегодня. Как это может быть
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Гражданский брак. Это шаг к созданию новой ячейки общества или самообман?
  • Как Путин чуть не разрушил один счастливый брак, или о механизме психологической проекции
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Забота и то, что может быть под ней
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Брак – как брак. (женщины)
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • «И чем больше поработишь, тем буду я счастливее». Второй брак Достоевского.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь