|
Психологическая реабилитация дезадаптированных участников деструктивных культовАвтор статьи: Кудеярова Татьяна Анатольевна
Психологическая реабилитация дезадаптированных участников деструктивных культов (авторская программа «Возрождение»)
Аннотация: в статье рассматривается авторская программа психологической реабититации дезадаптированных участников деструктивных культов. Анализируется опасность тоталитарных сект, проблемы жертв тоталитарных сект, практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов, причины и симптомы, с которыми нужно работать психологу, работающему с жертвами деструктивных культов. Предлагается авторская программа реабилитации жертв деструктивных культов «Возрождение» Ключевые слова: секты, индоктринация, идентичность, реабилитация, дезадаптация, дизентеграция, культовый контроль сознания, адаптация, манипуляция, страхи, зомбирование, гармонизация. Наше время вовсе не случайно многими культурологами и представителями общественных наук именуется эпохой расцвета тоталитарных сект. Во всех развитых странах мира нарастает осознание крайней необходимости оказания эффективного противодействия всё возрастающему деструктивному влиянию всевозможных «гуру» и «вестников». Современная Россия, как паутиной, опутана всевозможными организациями оккультного и псевдорелигиозного характера. В современном обществе человек чувствует возросшую потребность в поиске идеалов, смысла жизни, личностных ценностей, духовности, поиске своего места в этом неспокойном мире, адаптации к обществу и сложившимся условиям существования. Выстоять в современных условиях, найти себя, не сломаться может только духовно зрелый, сильный, умный человек с внутренним духовным стержнем, религиозный человек. Человек духовно незрелый, с комплексом жертвы, реализуя все вышеперечисленные потребности, может попасть в деструктивную секту, которая, на первый взгляд, предлагает весьма заманчивые условия для заполнения духовного и экзистенциального вакуума, реализации потенциала личности. На практике всё оказывается иначе – секты опустошают человека духовно, превращают его в зомби, делают его существование в обществе бессмысленным, дезадаптивным, лишённым всякой опоры в жизни. Секты противоречат сложившейся традиционной религии, очень часто финансируются из-за рубежа и направлены на распад и деградацию лиц, посещающих их. До сих пор не получила должного развития практика восстановления социальной идентичности жертв деструктивных культов, хотя социальный запрос на проведение реабилитационных психокоррегирующих мероприятий угрожающе значителен. Однако вряд ли можно разработать эффективную систему психореабилитационных мероприятий без углубленного понимания механизмов самой скрытой насильственной индоктринации [5]. Опасность тоталитарных сект заключается в том, что их руководители присваивают себе прерогативу на владение душами новообращённых, на полный контроль над их поведением и имуществом. Когда идёт работа гуру со взрослым человеком, перед первым стоит задача изменить фундаментальный смысловой и ценностный фильтр последнего. Матрица семантических глоссов разрушается сильнейшим психофизиологическим стрессом, а затем выстраивается другая. Но сначала необходимо депрограммировать человека в секте от социальных влияний [4, с. 413]. При индоктринации неофита осуществляется «фактическая дезинтеграция образа «Я»», выросшего естественным путём. Происходит насильственная замена его на искусственно сформированный псевдообраз «Я», сама суть которого подразумевает возможность быть ведомым, управляемым и подчиняемым. Фактически личность фрагментируется и дезинтегрируется, насильственно лишается целостности и организующего центра. Результатом оказывается исчезновение желания быть независимым, критически мыслить, стремление к рабскому повиновению более сильной фигуре и прекращение мотивации, направленной на реальное саморазвитие. Фактически жертва такого рода методичной деперсонализации неизбежно останавливается в своём развитии. Внутреннее время, в пространстве которого разворачивается личная судьба и осуществляется углубление самовосприятия, останавливается. Такой человек начинает жить вне личной истории, диссоциируется из мира реальных взаимодействий с окружающими субъектами. Он переходит в виртуальный мир специально выстроенных для него и ему же навязанных совершенно искусственных отношений с многозначащими фигурами гуру и «братьями по вере». Этот человек выпадает из реального культурного пространства, попадая в своего рода лакуну вневременного забытия, потому-то без применения специальных репрограммирующих техник столь трудно до него достучаться, как бы ярко ни блестели его глаза, сколь бы живой ни казалась его речь. На самом деле он «спит наяву», будучи глубоко погруженным в галлюцинаторную виртуальную реальность впечатываемого в его психику сектантского мировоззрения. Главной причиной, приводящей людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи. Проблемы жертв культового контроля сознания [6]: • крайнее нарушение идентичности; • диссоциирующие состояния – «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни); • приступы паники и тревожности; • депрессия; • расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР); • психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения); • проблемы с зависимостью в принятии решений; • замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы; • вина (грех); • страх; • расстройство сна: кошмары; • пищеварительные расстройства; • сексуальные проблемы; • потеря доверия: боязнь близости (интимности) и обязательств – окружающие и работа; • преследования и угрозы; • огорчающая потеря друзей, семьи; • духовное насилие над душой. Цель программы: психологическая реабилитация жертв деструктивных религиозных сект – возвращение докультовой личности, способствовать успешной адаптации личности в обществе. Объект – человек, попавший под влияние деструктивных религиозных сект. Предмет – сознание и подсознание адепта деструктивной религиозной секты, его поведение в семье и социуме. Задачи программы: • возвращение докультовой личности; • способствовать успешной адаптации личности в социуме; • развитие уверенности в себе, самостоятельности, независимости; • раскрытие личностного потенциала, творческих возможностей; • научить распознавать манипуляции и противостоять им; • развитие навыков эффективного общения; • научить принимать себя и окружающих такими, какие они есть; • преодоление страхов; • научить решать свои проблемы самостоятельно; • гармонизация семейных отношений; • коррекция ценностно-смысловой сферы личности. Данная программа основана на трудах таких известных психотерапевтов и психологов, как С.Хассен, Н.А.Орёл, Е.Г.Трошихиной, С.С.Харина и др. Программа рассчитана на 50 индивидуальных занятий. Продолжительность одного занятия 2-3 часа. Программа состоит из 10 блоков, в каждом блоке по 5 занятий: • Организационный блок; • Как распознать манипуляции; • Личностный блок; • Коммуникативный блок; • Блок социальной активности; • Расширение тоннеля реальности; • Коррекция ценностных ориентаций; • Работа с фобиями; • Семейный блок; • Интеграционный блок. На первом этапе перед проведением данной программы проводится консультирование участника деструктивного культа, где выясняется его культовая история, с помощью психодиагностических методик выявляются личностные особенности, особенности межличностных и семейных отношений, рассказывается об особенностях данной программы, спрашивается согласие на участие в данной программе. Основополагающие принципы организации креатизирующего (высвобождающего индивидуальную творческую волю) терапевтического процесса, противоположные технологиям зомбирования: • ненасильственность влияния, предполагающая диалоговый режим с замотивированным к освобождению от воспринятой деструктивной доктрины субъектом; • предоставление возможности сколь угодно долгой остановки на достигнутом в ходе равноправного диалога; • честное информирование готовящегося к освобождению от индоктринации субъекта о приёмах и методах воздействия; • свободное предоставление участнику терапевтического процесса всей информации как о негативных, так и о позитивных последствиях предполагаемого лечебного диалога; • согласие в любой момент прекратить терапевтические интервенции по первому желанию исцеляемого субъекта (хотя как раз это и явится безусловной коннотацией терапевтического непрофессионализма). Вся программа посвящена одной в общем-то простой идее – быть собой и самому строить свою жизнь. Но для реализации этой простой идеи нужно вернуть бывшего адепта деструктивной секты в нормальную среду обитания, вернуть докультовую личность и помочь обрести ей те навыки, которыми она не обладала и которых ей так не хватало – развитие уверенности в себе, самостоятельности, независимости, раскрыть потенциал личности, её творческие возможности, научить распознавать манипуляции и противостоять им, навыкам эффективного общения, научить принимать себя и окружающих такими, какие они есть, преодолеть свои страхи, гармонизация семейных отношений, способствовать успешной адаптации личности в социуме. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, пересматривая свои ценностные ориентации, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, приходя к выводу, что реальность гораздо шире, глубже и интереснее идей и концепций, навязываемых деструктивными сектами, что даёт жизнь новым возможностям. На протяжении всех пятидесяти занятий бывший культист пытается как бы открыть себя заново, пересмотреть свои жизненные концепции, принять ответственность за свою жизнь, научиться критически мыслить. Данная программа предусматривает и самостоятельную работу бывшего адепта – домашние задания, т.е. клиент решает свои проблемы не только на занятиях, но и «круглосуточно» - он встречается и беседует с бывшими культистами, составляет словарь культового языка, читает книги, выполняет различные задания и упражнения, способствующие его психологической реабилитации и успешной адаптации в социуме. Данная программа «учит» человека быть взрослым, психологически здоровым и самому нести ответственность за свою жизнь и судьбу. Участвуя в данной программе, человек не изолируется из социума, а учится делать выбор – либо остаться в данной секте и навсегда потерять себя и свою индивидуальность, либо стать собой и самому строить свою жизнь. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» - к этой идее человек должен прийти самостоятельно, принять своё прошлое, изменить настоящее, пересмотреть ценностно-смысловую сферу личности и поверить в своё счастливое будущее. Предлагаемая программа учит человека распознавать любые манипуляции и противостоять им, обрести целостность и независимость личности, быть сильным духовно и уметь противостоять жизненным трудностям. Человек должен поверить в себя и обрести внутренний духовный стержень, помогающий выстоять перед любыми жизненными невзгодами. Это непросто – оставаться в любой ситуации истинно автономным, никому не делегируя собственную свободу, и нести всю тяжесть возможных последствий на своих плечах. Это нелегко, но почётно – быть самим собой, даже если порой этого достичь не так легко и просто, как того хотелось бы. Главным ключом к профилактике собственной роботности и противоядием против любых покушений на самоценность «Я» - не поступаться собственной свободой, осознавать драгоценность собственной личности, во что бы то ни стало не поддаваться угрозам, уговорам или посулам, учиться распознавать механизмы и приемы манипулирования, подавления индивидуальной воли – всё это не раз поможет выстоять в нелёгкой битве с деперсонализаторами и различными манипуляторами [2]. Автор данной программы не претендует на истину в последней инстанции, а лишь предлагает свой вариант программы психологической реабилитации жертв деструктивных культов и поэтому рассмотрит любые предложения, рекомендации и пожелания коллег-психологов. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|