|
Современная классификация сект и культов, ч.6.Автор статьи: Алексей Александрович Катаев
Вводная часть была тут: http://www.psyoffice.ru/article/106194/ Вторая тут: http://www.psyoffice.ru/article/106339/ Третья: http://www.psyoffice.ru/article/106533/ Четвертая: http://www.psyoffice.ru/article/106831/ Пятая: https://www.psyoffice.ru/article/107042/ Классификация Стивена Хассена тут: http://www.psyoffice.ru/article/105840/ Шестой тип, выделяемый В. Мартиновичем - сектоподобные группы. Это - пограничный, очаговый тип сектантства, который отличается нестабильностью и совмещением как сектантстких, так и не сектантских идей. Чтобы это скользкое и абстрактное определение стало конкретнее, обратимся к примеру. В прогрессивном западном мире йога часто воспринимается как направление в гимнастике, и в ряде центров всё сводится, собственно, к физическим упражнениям, минуя религиозно-идейное содержание. Однако нередки случаи, когда такие организации начинают наполняться религиозными и псевдорелигиозными идеями. Или когда психологи скатываются до мистицизма. Или на лекциях по экологии начинают звучать языческие концепции. Сектоподобные группы, как и любые другие, обладают динамикой. Имея нестабильную структуру, такие группы могут со временем превращаться в аудиторные или клиентурные культы. Или же - распадаться. Такие группы представляют особый интерес для изучения развития сект и культов "с нуля", отслеживания изменений и поиска факторов, которые влияют на их развитие. На этом классификация по "организационному параметру", т.е., по структуре может быть закрыта. Но что делать с идеологическим содержанием культов? В одной из предыдущих публикаций я упоминал, что второй критерий для данной классификации, собственно, содержательный.
Итого (включая разобранные 6 типов) имеем 102 вариации. Данная классификация является наиболее полной, но вместе с тем простой и практически применимой. А что же церковь? Вопрос взаимоотношения сект и "официальной религии" кажется бесконечным, хотя бы потому, что свой, теологический подход, бережно хранится внутри самих религий. Должен отметить, что автор рассмотренной классификации, В. Мартинович - имеет ученую степень по социологии(хотя и является в то же время теологом), и представленная работа основывается исключительно на академическом (социологическом) подходе к феномену сектантства. На одном форуме я читал бугурт, вызванный и такой классификацией. Связан он был по-прежнему с различным пониманием (точнее, неясностью) термина "традиционная религия" (Мартинович активно использует термин "нетрадиционная религиозность"). К вопросу об "истинности" (традиционности, правильности и др. - подставьте нужное) религии на том же форуме прекрасно высказался один из пользователей.
Мне в быту неоднократно приходилось объяснять, что секты и культы не являются явлением сугубо религиозным. Это необходимо понять не только российскому обществу, но и отечественным исследователям. Представленная классификация - существенный шаг в сторону отхода от теологического подхода, закрепившегося в нашей стране, в сторону подхода социологического. Становление профессионального психологического подхода к работе с феноменом сектантства, к сожалению, нам еще только предстоит. Картина: Сальвадор Дали, "искушение Святого Антония". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|