Механизмы подавления личности. Как выжить в аду?

Механизмы подавления личности Как выжить в аду

Австрийский психиатр и психолог Бруно Беттельхейм был узником концлагеря Дахау.

В одном своём труде он описал механизмы подавления личности тоталитарным режимом. Что интересно, автор видит в эсэсовцах не только садистов, но и жертв той кошмарной системы, которая заставляла людей бороться за выживание и утрачивать человеческий облик. Эсэсовцы, которым приходилось издеваться над пленными и убивать их, были похожи по описанию Беттельхейма, на живых трупов. Чёрствость была их психологической защитой от чувства вины и утраты самоуважения. Также жестокость защищала их от страха - оказаться на месте пленных, и служила оправданием собственных лишений.

Автор пишет, что ему помогла не утратить рассудок и выжить в тех адских условиях рационализация происходящего - он пытался абстрагироваться от различных слухов о милостях или жестокостях нацистов и занял позицию внутреннего наблюдателя, изучающего людей, осмысливающего их поведение. Также он регулярно тренировал свою память, стараясь хорошо запомнить какое-либо значительное событие, чтобы описать его после освобождения. Да, надежда на освобождение никогда его не покидала.

Рефрейминг (приадание происходящему другого смысла) и позиция действующего субъекта, а не жертвы обстоятельств, помогли автору выжить, не потеряв рассудок и самоуважение.

Беттельхейм был свидетелем и описал в своей работе основные механизмы подавления и уничтожения личностного ядра человека. Вот некоторые из них:

1. Унижение. Автор вспоминал, как эсэсовцы заставляли пленных всячески унижать друг друга, в результате чего они сами переставали видеть друг в друге людей. В данном случае автор призывает к осознанию собственных поступков - оно ничего не изменит, но когда человек даёт оценку своим действиям, у него появляется хоть какой-то выбор и внутренняя свобода.
2. Страх. Страх наказания сильно подавлял волю пленных, т.к. ожидание наказания было гораздо мучительнее самого наказания.
3. Прививание заключённым психологии и поведения ребёнка. Обращение с заключенными в лагере часто напоминало отношение жестокого и властного отца к своим беспомощным детям. Самыми унизительными были анальные наказания, порка розгами, как наказывали раньше детей. Даже в туалет можно было ходить только по приказу, а в Бухенвальде туалет запрещалось посещать весь день.
4. Работа, лишённая смысла. Так, например, нацисты заставляли заключённых копать ямы руками, когда рядом лежали лопаты.
5. Коллективная ответственность. Если кто-то один нарушал установленный порядок, то наказывали всю группу, чтобы впоследствии члены группы сами регулировали порядок в лагере.
6. Непредсказуемая обстановка (постоянная смена лагерных порядков, неожиданные расправы над заключёнными).
7. Отсутствие мотивации. Когда эсэсовцы хотели сломить человека побыстрее, они говорили ему, что что бы он не делал, он всё равно умрёт, а тем, кого хотели воодушевить, обещали улучшение условий существования в лагере.Также на некоторое время какую-то группу пленных выделяли как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, давали жить в относительном комфорте без работы и лишений, а затем внезапно бросали на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность.
8. Разрыв эмоциональных связей, связей с семьёй. Психологическая защита требовала избавиться от эмоциональных привязанностей, вызывающих чувство вины, огорчения, сильной боли. Поэтому человек эмоционально отдалялся от своей семьи и других людей из внешнего мира, к которым был сильно привязан. 
9. Размытие индивидуальности.

Особое внимание Беттельхейм уделил описанию позиции жертвы. В лагере очень трудно было попасть в лазарет, выстраивалась целая очередь заключённых, которые умоляли их пропустить, пытались разжалобить, втереться в доверие. С ними эсэсовцы вели себя наиболее жестоко, и были благосклоннее к тем, кто пытался сохранять чувство собственного достоинства.

Беттельхейм писал: "Я не пытался взывать к состраданию эсэсовца у входа в лазарет и тем избавил его от внутреннего психологического конфликта. Я не сделал попытки провести его, проявив умственное превосходство, и это не соответствовало его ожиданиям". 

Также позицию жертвы характеризует стремление снять с себя ответственность за происходящее, переложив её на какие-то внешние силы, утрата связей с реальностью, что также приводит к психологическому надлому.

А главная цель всего этого террора - деперсонализация человека для наилучшего управления им.



Просмотров: 391
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Часть третья. Причины аутизма. Бруно Беттельхейм и "теория холодной матери"
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Свобода религий. Устраняем страх смерти. А также немного о развитии наших сверхспособностей
  • Чувство вины и наказания. Как освободиться.
  • Чувство вины ищет наказания
  • О великих гуру и мгновенных исцелениях, а также о том, почему психологическая служба советов не даёт
  • О вреде и пользе советов, а также о без вины виноватых психологах.
  • Социализация личности как способ выжить в «террариуме» людей
  • Заставить себя влюбиться также трудно, как и заставить не влюбляться
  • А были ли деньги? Лучше бы не было.
  • Разрыв эмоциональных связей, разлука и траур (часть 2)
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • О дружбе эзотерики и психологии, а также о гуманности и человечности в них
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Кто делал работу расстановщика, когда не было расстановок?
  • "Никому твое Я не нужно!", а также эгоисты, трусы и лицемеры
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Жизнь с тираном: убивать себя, чтобы выжить.
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Я - автор своей истории.
  • Я! автор своей жизни.
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Из практики. Я автор своей жизни.
  • Страх оценки. Как избежать "наказания"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь