Механизмы подавления личности. Как выжить в аду?

Механизмы подавления личности Как выжить в аду

Австрийский психиатр и психолог Бруно Беттельхейм был узником концлагеря Дахау.

В одном своём труде он описал механизмы подавления личности тоталитарным режимом. Что интересно, автор видит в эсэсовцах не только садистов, но и жертв той кошмарной системы, которая заставляла людей бороться за выживание и утрачивать человеческий облик. Эсэсовцы, которым приходилось издеваться над пленными и убивать их, были похожи по описанию Беттельхейма, на живых трупов. Чёрствость была их психологической защитой от чувства вины и утраты самоуважения. Также жестокость защищала их от страха - оказаться на месте пленных, и служила оправданием собственных лишений.

Автор пишет, что ему помогла не утратить рассудок и выжить в тех адских условиях рационализация происходящего - он пытался абстрагироваться от различных слухов о милостях или жестокостях нацистов и занял позицию внутреннего наблюдателя, изучающего людей, осмысливающего их поведение. Также он регулярно тренировал свою память, стараясь хорошо запомнить какое-либо значительное событие, чтобы описать его после освобождения. Да, надежда на освобождение никогда его не покидала.

Рефрейминг (приадание происходящему другого смысла) и позиция действующего субъекта, а не жертвы обстоятельств, помогли автору выжить, не потеряв рассудок и самоуважение.

Беттельхейм был свидетелем и описал в своей работе основные механизмы подавления и уничтожения личностного ядра человека. Вот некоторые из них:

1. Унижение. Автор вспоминал, как эсэсовцы заставляли пленных всячески унижать друг друга, в результате чего они сами переставали видеть друг в друге людей. В данном случае автор призывает к осознанию собственных поступков - оно ничего не изменит, но когда человек даёт оценку своим действиям, у него появляется хоть какой-то выбор и внутренняя свобода.
2. Страх. Страх наказания сильно подавлял волю пленных, т.к. ожидание наказания было гораздо мучительнее самого наказания.
3. Прививание заключённым психологии и поведения ребёнка. Обращение с заключенными в лагере часто напоминало отношение жестокого и властного отца к своим беспомощным детям. Самыми унизительными были анальные наказания, порка розгами, как наказывали раньше детей. Даже в туалет можно было ходить только по приказу, а в Бухенвальде туалет запрещалось посещать весь день.
4. Работа, лишённая смысла. Так, например, нацисты заставляли заключённых копать ямы руками, когда рядом лежали лопаты.
5. Коллективная ответственность. Если кто-то один нарушал установленный порядок, то наказывали всю группу, чтобы впоследствии члены группы сами регулировали порядок в лагере.
6. Непредсказуемая обстановка (постоянная смена лагерных порядков, неожиданные расправы над заключёнными).
7. Отсутствие мотивации. Когда эсэсовцы хотели сломить человека побыстрее, они говорили ему, что что бы он не делал, он всё равно умрёт, а тем, кого хотели воодушевить, обещали улучшение условий существования в лагере.Также на некоторое время какую-то группу пленных выделяли как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, давали жить в относительном комфорте без работы и лишений, а затем внезапно бросали на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность.
8. Разрыв эмоциональных связей, связей с семьёй. Психологическая защита требовала избавиться от эмоциональных привязанностей, вызывающих чувство вины, огорчения, сильной боли. Поэтому человек эмоционально отдалялся от своей семьи и других людей из внешнего мира, к которым был сильно привязан. 
9. Размытие индивидуальности.

Особое внимание Беттельхейм уделил описанию позиции жертвы. В лагере очень трудно было попасть в лазарет, выстраивалась целая очередь заключённых, которые умоляли их пропустить, пытались разжалобить, втереться в доверие. С ними эсэсовцы вели себя наиболее жестоко, и были благосклоннее к тем, кто пытался сохранять чувство собственного достоинства.

Беттельхейм писал: "Я не пытался взывать к состраданию эсэсовца у входа в лазарет и тем избавил его от внутреннего психологического конфликта. Я не сделал попытки провести его, проявив умственное превосходство, и это не соответствовало его ожиданиям". 

Также позицию жертвы характеризует стремление снять с себя ответственность за происходящее, переложив её на какие-то внешние силы, утрата связей с реальностью, что также приводит к психологическому надлому.

А главная цель всего этого террора - деперсонализация человека для наилучшего управления им.



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда мужчина был с вами честен, но Вы просто не хотели его слышать...
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Почему нет денег и что делать, чтобы они были.
  • Чувство вины и наказания. Как освободиться.
  • К чему приводит чувство вины и как его преодолеть.
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Часть третья. Причины аутизма. Бруно Беттельхейм и "теория холодной матери"
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Социализация личности как способ выжить в «террариуме» людей
  • Трудно спорить о вкусе апельсина с тем, кто его кушал
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • О вреде и пользе советов, а также о без вины виноватых психологах.
  • Экс-директор Киркорова пытался в трансе вспомнить избивших его преступников.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь