|
Интервизорские группы: основные черты. Intervision group: main features.Автор статьи: Лейбман Ирина Яковлевна
Интервизия - важная форма профессиональной поддержки психотерапевтов,хотя в профессиональной литературе ей уделяется мало внимания, поэтому мы решили написать статью, суммирующую основные черты интервизорских групп, чтобы дать возможностьнашим коллегам ориентироваться и выбирать удобный для себя форматинтервизорской группы, в которой планируют участвовать. Интервизия нужна психотерапевту для того, чтобы соотнести свою профессиональную позицию с позицией коллег, получить и оказать эмоциональную и методическую поддержку. В некоторых источниках встречается определение интервизии (англ. – intervision: «inter» - взаимодействие, взаимная направленность» и «vision» - «виденье» - дословно взгляд в середину, проникновение в суть) как «интерколлегиальный» или «межколлегиальный» метод работы в группе специалистов, занимающихся психотерапией [4,2].Одной из значимых для нас характеристик является то, что, в отличии от супервизизорских и терапевтических групп, все участники интервизорской группы находятся в равных позициях.Когда говорят об интервизорских группах, вспоминается высказывание Ж. Пиаже о необходимости ребенку сверстника, как равнонесовершенного партнера. Участники группы допускают равнонесовершенство друг друга и это дополнительный повод для открытости и коллегиальности. Иногда обсуждение случая похоже на мозговой штурм. Если у супервизора главная задача - раскрыть профессиональный потенциал терапевта, помочь ему выявить личный стиль, и будет смешением жанра, когда супервизор начнёт поучать (хотя есть лазейка методического подхода), в интервизии участники равноправны и допустимо, что слушавший сообщение говорит о своём видении случая и какую стратегии работы выбрал бы он, находясь на месте докладчика. В отличии от терапевтической группы, ответственность за происходящее в равной мере несут все участники и каждый отвечает за себя. Цель происходящего - поддержание профессиональной идентичности каждого участника, с уважением к границам его личности, поэтому недопустимо стремление кого-либо изменить. В изученных нами источниках выделяют следующие функции интервизорских групп: - обмен профессиональным опытом; - профессиональный обмен информацией; - обретение и поддержкапрофессиональной идентичности; - возможность получить поддержку среди коллег; - профилактика «синдрома профессионального выгорания»; - обретение альтернативных способов действий в работе с клиентом; - разбор сложных случаев. Подчеркивая значимость такой работы для практикующих психологов, психологи ереванского центра «Позитив»отмечают что "интервизионные встречи помогают сделать начинающих терапевтов более опытными. Они позволяют реализовывать запрос на конкретные практические и теоретические навыки и знания, и воспитывают более глубокие мета-навыки (способности учиться, принимать другие точки зрения, клиническую проницательность), поддерживают профессиональную идентичность. Интервизия помогает участникам увидеть «слепые пятна» и новые возможности для профессионального развития"[4]. Задачи, которые могут рассматриваться в интервизорской группе: Формы организации разбора случая в интервизорских группах:
Участники заранее договариваются кто будет докладчиком, группа сохраняет очерёдность. Докладчик может представлять как текущую, так и завершенную работу. В зависимости от того, как организована группа, возможны варианты: докладчик сам решает на чем ему интересно сфокусировать внимание и какой выбрать случай, либо заранее выбирается направление темы обсуждения, - тогда случай готовится в соответствии с рассматриваемой темой.Например, работа с ребенком в сложной семейной ситуации, работа с депрессивным клиентом. После доклада участники комментируют сообщение согласно регламенту группы: это может быть методический разбор, анализ процесса, обсуждение стратегий и т.д. Случай для разбора предъявляется на группе во время шеринга. Участник заявляет случай, актуальный для него в данный момент, в котором надо что-то прояснить. Если есть несколько желающих обсудить свою работу, то после краткого описания группа выбирает, что будет рассматриваться, что больше отзывается остальным участникам. В некоторых малочисленных группах время делится поровну между участниками: каждый рассказывает свой случай и получает обратную связь от коллег. Докладчик может заранее сообщить, что он ждёт от слушателей, на что обратить внимание, какой результат сообщения ему важен, в других группах слушатели просто сообщают своё видение. Методически ориентированные группы могут готовить к встрече какой-либо теоретический материал, обсуждать его и разбирать случай коллеги с позиции рассматриваемой теории.Некоторые группы (например, "пятерки" в процессе обучения на третьей ступени МГИ) разбирают теорию и проводят упражнения, позволяющие лучше осознать рассматриваемый вопрос. Группы, организованные психологами с небольшим опытом работы могут выполнять тренировочную функцию: участники отрабатывают определённые методики, учатся работать с клиентами и группой, на новом уровне продолжают то, что делали в учебных тройках. Например, участники по очереди выполняют роль ведущего предлагая коллегам упражнения, а потом следует коллективный разбор. В таких группах бывает так же индивидуальная работа в кругу и групповая супервизия на нее. Стоит отметить, что деление на задачи достаточно условно и ничто не мешает группе в разные моменты выбирать разные формы работы. Это результат договора между участниками и хорошо, когда решение принимается в результате открытого обсуждения, а не возникает стихийно. Организация границ интервизорской группы, правила. Любой группе нужны свои рамки и регламент работы, чтобы участники понимали в каком проекте и на каких условиях они участвуют. Для этого стоит определить: 1) число участников и состав участников интервизорской группы Возможны разные подходы к организации группы:могут собраться психотерапевты одного уровня и одного направления (например, те, кто обучался в программе и продолжают собираться после окончания) или участники с разным опытом работы в психотерапии, но работающие в одном подходе (такая группа может возникнуть после конференции или во время интенсивна), бывают группы, объединяющие представителей разных подходов, а в некоторых случаях и представителей разных профессий, решающие одни задачи [6]. Нет строго регламента, все зависит от доброй воли участников. Они же решают какой будет верхняя и нижняя границы числа участников, закрытая или открытая группа. Есть группы, которые стараются собрать равных по опыту коллег [5], есть группы, которые стараются, чтобыучастники группы различались по сфере работы (психотерапия, социальная работа, преподавание и т.д.), предыдущему образованию, возрасту и полу - для того, чтобы обеспечить большее разнообразие обратных связей и увеличить эффективность использования специфики знаний и опыта друг друга[1]. 2) открытый, полуоткрытый, закрытый режим работы Если группа открытая, то определяется максимальное и минимальное число участников, естьлиправило "вето"(то есть однозначного отказа)для кого либо из желающих принять участие в работеи какое оно (например: в группе не могут участвовать близкие родственники, или коллеги, с которыми много личных пересечений). Если при рассмотрении кандидатуры нового участника хотя бы один из членов группы возражает, то стоит эту кандидатуру отклонить, потому что это может существенно повлиять на последующую динамику группы.Есть группы, работающие как полуоткрытая - то есть возможен приход новых участников при условии наличия свободных мест. Для закрытой группы полезно заранее обсудить условия выхода из группы и возможны ли случаи, когда группа откроется для приёма новых участников. 3), частота и продолжительность встреч, в каких случаях возможна отмена встречи, пропуски встреч. Участники договариваются с какой периодичностью они встречаются, длительность каждый встречи. Так же согласовывается, как принимается решение об отмене встречи.Чаще всего договариваются о том, что участники заранее уведомляет о своём отсутствии на группе. Бывают группы, в которых принято правило о том, что участник, пропустивший подряд 3 встречи, выбывает из состава группы, а в случае, если участник предупреждает группу о предстоящем длительном пропуске (более 3-х встреч), то вопрос о его дальнейшем участии или выходе из состава группы решается группой. Обычно встреча интервизорской группы длится 2,5-3 часа и встречаются раз в две недели. Есть группы, которые встречаются на 1,5 часа (например, небольшие группы вскайпе), есть группы, которые встречаются на 5 часов (например, в случае редких встречгруппы те, что собираются раз в месяц). 4) место проведения, пространство группы Любой группе нужно место проведения и хорошо, если удаётся обеспечить стабильность. Иногда это происходит на личной территории одного из участников, однако желательно, чтобы это было комфортно для всех. Если группа снимает помещение, то обсуждаются расходы: например,как распределяются средства на аренду – между присутствующими или те, кто отсутствует так же платит. Местом встреч интервизорской группы может быть скайп. Встречи в скайпе имеют свои преимущества: - есть возможность встречаться с участниками из других городов, - не нужно тратить время на дорогу, - сокращаются расходы на аренду помещения. Однако есть и недостатки: - периодически встречаются проблемы со связью и участник может выключаться не только из процесса обсуждения, но и из процесса доклада. Группе нужны дополнительные договоренности о системе оповещений в случае проблем со связью, а также о том формате, в котором может быть продолжено обсуждение в случае, если докладывающий случай участник будет выключен из обсуждения - временно или до конца встречи. -зачастую возможен только аудио-формат встреч - в этом случае более стабильной остается та группа, где участники имели опыт взаимодействия заранее, поскольку сложившиеся отношения позволяют им воспринимать друг друга глубже, чем позволяет аудио-встреча. Стоит так же обратить внимание, что- в группе, работающей по скайпу, меньше места для неформального общения - с одной стороны, это замедляет групповую динамику, с другой стороны, усложняет прохождениединамических моментов, так как в скайпе проще избежать прямой коммуникации. 5) правила группы Чаще всего в группе принимаются два правила: первое о конфиденциальности: участнику важно знать, что доверенная им группе информация не будет обсуждаться с третьими лицами. В интервизорской группе это особенно важно, потому что речь идет о конфиденциальностине только участников, но и их клиентов. Поэтому рекомендуется изменять имя клиента; стараться не сообщать личную информацию о клиенте, если она не важна для данного обсуждения и не выносить любую информацию за пределы интервизорской группы" [5]. Второе правило "стоп", защищающее участников внутри группового взаимодействия. Например, в некоторых группах правила могут звучать так: "Все участники должны соблюдать принцип конфиденциальности: мы не выносим во внешний мир то, что происходит в группе. Правило "СТОП" – в любой момент участник может остановить процесс, направленный к нему и развернуть процесс к группе" [7]. Обычно группы принимают и правило обсуждения случая: "Безоценочность в высказываниях и действиях по отношению к другим и к себе. В группе не оценивается и не интерпретируется происходящее, принято говорить о своих чувствах и личном опыте через "Я-сообщение" [5]. Темой договора является так же взаимодействие в социальных сетях: обсуждается конфиденциальность поддержания контактов, переписки и упоминания о происходившем, личных переживаниях. Правил может быть гораздо больше и они могут включать пожелания личным качествам участников. Например, в руководстве по проведению интервизии (UNODC), разработанном в управлении ООН по наркотикам и преступности, рекомендуются следующие основные правила:
6) динамические процессы и внешняя супервизия работы группы Интервизорская группа располагает ресурсом времени и внимания коллег, и хотим мы или нет, это предмет конкуренции между участниками. Так же очень часто встречается тема профессионального признания, не говоря уже о том, что личностные особенности и фон жизни каждого участника влияют на происходящее в группе. Не всегда удается справиться с динамикой своими силами и стоит заранее подумать о возможности разовых приглашений внешнего ведущего и как эта работа будет оплачиваться. Полезно договориться об этом заранее, т.к. в острой ситуации желание покинуть группу достаточно велико и не всегда хватает сил на обсуждение.Например, есть группы, в которых принято обсуждение динамических вопросов каждые полгода получение супервизии у внешнего независимого супервизора;заказные супервизии оплачиваются всеми участниками группы, не зависимо от посещения [7]. 7) чайные паузы В некоторых группах участники группы пьют чай до или после встречи. В этом случае хорошо договориться заранее, сколько времени на это отводится, как организован процесс: будет ли кто-то отвечать за это и собираются ли дополнительные средствана покупку всего необходимогоили каждый приносит что хочет, либо группа отказывается от такой формы взаимодействия. Организация работы группы 1) время группы и его распределение, формат проведения встречи. Как сказано выше, чаще всего одна встреча длится 3 часа (180 минут). Варианты распределения времени группы (формат работы) зависит от принятой договоренности. Например, в небольших группах время после шерингаможет быть распределено поровну между всеми участниками и обсуждается несколько случаев. Другой вариант (формат работы интервизорской группы из 10 человек): время работы (180 минут) распределяется на две части по 85 минут каждая, между которыми 10-минутный перерыв.[7]Например, в интервизорские группы винтегративной танцевально-двигательной терапии распределяют 180 минут следующимобразом: обсуждение протокола предыдущей сессии (в группе ведется запись всех сессий), составление расписания, приведение в порядок актуальных запросов участников, работа с центральной темой (известной заранее), круг вопросов и завершение[6]. Большинствоинтервизорскихгрупп проводят начальный и завершающий шеринги, когда участники сообщают о своём актуальном состоянии, с чем пришли и что ожидаютвначале встречи, и что получили и с чем уходят по окончании работы.Если нет договоренности заранее, то в процессе или сразу после окончания шерингагруппа определяет чему будет посвящено времявстречи.В целях ограничений групповой динамики может существовать договоренность о том, что шеринг (начальный и заключительный) не предназначены для дискуссий.Для решения организационных вопросов отводится время по предварительной договоренности или обсуждение выносится в пространство группы в интернете. Для обсуждения одного случая час работу можно структурировать следующим образом: докладчик описывает ситуацию, свое видение процесса (20 минут), вопросы к докладчику (10 минут), эмоциональные отклики (10 минут) и гипотезы слушателей (20 минут) в соответствии с запросом докладчика. Вопросы докладчику задаются участниками поочередно по кругу, в случае большой группы может быть введено дополнительное правило: один вопрос от человека по очереди, если кто-то не успел задать вопрос в отведенное время, он переформулирует вопрос в гипотезу.Если есть потребность в этот формат могут быть внесены изменения: например, изменена последовательность высказывания эмоциональных откликов и вопросов к докладчику: сначала эмоциональные отклики, а затем вопросы. Другой вариант изменений формата:по желанию докладчика можно изменить распределение времени: например, 15 минут выделить на рассказ и 15 на вопросы, так как вопросы коллег иногда помогают расширить видение ситуации. Эмоциональными откликами участники делятся по желанию, в свободной форме, в зависимости от собственных потребностей.Эта часть обсуждения важна докладчику тем, что позволяет осознать, что происходит в поле сессий и остается невысказанным.Круг гипотез в большой группе похож на круг вопросов - одна гипотеза от каждого участника по очереди. Если нет актуального случая, но возникли профессионально значимые вопросы- время группы делится на их рассмотрение.Примеры вопросов для обсуждения в группе [4]:
Если рассматривается упражнение, то договариваются сколько времени на проведение, сколько на обсуждение и какой формат обсуждения будет. 2)модератор и секретарь Группы договариваются о том, как модерируется процесс:выбирается модератором постоянный человек илиэто переходящая функция между всеми участниками группы. Группа решает,будет ли график модерирования составляться заранее или будут договариваться перед каждой встречей,или один модератор будет вести группу несколько встреч.Иногда устанавливается график модераторства заранее - например, в начале года и договариваются о возможности передачи функции модератора, например: "в случае, если участник не может по какой-либо причине присутствовать наинтервизии и/или выполнять свои функции, он ответствен за то, чтобы вовремя найти себе замену. Замена может быть осуществлена только в порядке обмена" [1]. В группе, где кто-то из участников предоставляет свое помещение для работы, может существовать договоренность о том, что этот участник не берет на себя функции модератора. Выстраивая формат работы, группа оговаривает права модератора. Выше неоднократно подчеркивалось, что участники равноправны. Но кто-то должен следить за происходящим в группе: соблюдение временного формата, соблюдение контракта, последовательности действий, выполнять функции ведущего. Например: модератор - это тот человек, который наблюдает и отмечает временные и содержательные границы. Функция модератора - обозначить границу для всех. Модератор назначается до обсуждения случая и он говорит о том, когда начинается шеринг. В шеринге модератор собирает заявки и обозначает их для группы. Так же, если существует договоренность, модератор может обозначать группе моменты нарушений принятых правил: например, если в шеринге разворачиваются дискуссии или обсуждения посторонних тем.при обсуждении кто-то из участников пытается провести терапевтические интервенции без предварительного согласия. Пример описания функций модератора в статье Гиршона: "Председатель [модератор] имеет своей задачей структурирование сессии. Он(а) следит за тем, чтобы были представлены все части сессии интервизии, а также следит за временем. Может случиться, что в разделе «Первой помощи» поднимается слишком много тем. Тогда Председатель [модератор] должен придти к соглашению с группой о планировании и приоритетах. Если возникают какие-либо темы, вопросы, к которым так или иначе необходимо будет вернуться в другие моменты обучения, Председатель [модератор] должен прояснить и договориться, кто, когда и как должен об этом позаботиться"[1]. Иногда в группах кроме модератора, есть секретарь, задача которого - составить протоколотчет сессии. В этом протоколе должно отражаться то, что обсуждалось или прорабатывалось на сессии и каким образом. Секретарь заботится о том, чтобы сохранялась конфиденциальность. Личностный материал должен, следовательно, излагаться в анонимной форме и с мета-позиции [1]. В заключении хотим сказать, что самое важное - создать безопасное и комфортное для всех участников рабочее пространство интервизорской группы, это достигается благодаря разным договоренностям -не случайно довольно большое место в нашей статье мы уделили вопросам организации группы. Само умение договариваться с коллегами и выстраивать кофортные для себя условия участия в группе - важный и ценный навык, получаемый в интервизорской группе, полезный в терапевтической работе. В данной работе мы предложили далеко не полный обзор того, как могут быть организованы интервизорские группы и какие задачи профессионального роста психотерапевта они обслуживают. Мы будем рады, если работа заинтерессует коллег и кто-то продолжит развитие темы. Литература Гиршон А.Е., Морозова Ю. Руководство по интервизии в интегративной танцевально-двигательной терапии. - Режим доступа Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|