"Мобинг" и "булинг" в образовательной среде

Современная школа, современные подростки и современное общество – это то, что выделяет так называемых «своих» и «чужих». Вспомните фильм "Чучело", где можно увидеть, что проблема жестокости раскрыта ярко. А теперь давайте обратимся к современным условиям, в которых живут и воспитываются и социализируются наши дети. Сейчас очень часто упоминается о таких социально-психологических явлениях в образовательной среде, как: мобинг и булинг. Давайте остановимся на каждом из них подробнее.

Наше первое знакомство с коллективом происходит тогда, когда мы впервые переступаем порог детского сада. И уже тогда мы можем столкнуться с таким неприятным явлением как мобинг. Английское слово «мобинг» переводится как «нападение толпой». Это такое явление, когда коллектив или часть его ополчаются на одного или нескольких своих членов с целью изгнать или хотя бы ослабить его позицию.

Так кто же может стать жертвой мобинга? Да практически любой. В группу риска входят новички и старожилы, те которых принимают взрослые и те которых они недолюбливают, хорошие ученики и не очень, словом, всех не перечислишь. Но мобинга можно избежать, если знать его проявления и действия против него.

Проявления мобинга бывают самыми разнообразными, хотя чаще всего он протекает по двум сценариям. При «черном» – зачинщик провоцирует конфликт с жертвой по любой причине, к нему с готовностью, подобно стае, подключаются остальные. В случае же «белого» - ребенка выдавливают из числа членов того или иного  коллектива тихой травлей при внешнем благополучии и вежливой атмосфере. «Белый» вариант мобинга может затянуться на месяцы, а ущерб для здоровья жертвы - максимален. Именно данный вариант проявления мобинга и часто отмечается в стенах образовательного заведения. Я думаю, вы согласитесь, что в современном обществе данное явление можно наблюдать как в старшем дошкольном возрасте, так и в подростковом.

Травля толпой – это мобинг, про который мы говорили ранее. Но часто  мы сталкиваемся с регулярным агрессивным и негативным поведением как со стороны детей, так и со стороны значимых ребенку взрослых.  Ответом на поставленные вопросы и станет такое явление, как «буллинг». Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. В последние 20 лет данная проблема стала международным социально-психологическим и педагогическим явлением, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.

 

Различают два типа буллинга: непосредственный, физический, и косвенный, который иначе называют социальной агрессией. Это поведение имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности.

Чаще всего речь идет об отношениях, складывающихся в детской среде, но буллинг нередко практикуют и взрослые. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления.

Известный норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет следующие типичные черты детей, склонных осуществлять буллинг:

1. Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

2. Они импульсивны и легко приходят в ярость.

3. Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

4. Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

5. Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

1. Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

2. Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

3. Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

4. Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

5. Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Мы можем отметить, что характерные черты жертвы и зачинщика взаимодополняют друг друга.

Вместе с тем существует и другая, численно меньшая, категория жертв буллинга, так называемые провокаторы, давайте остановимся на этом подробнее, так как нам родителям и педагогам, воспитывающим детей, важно это знать и учитывать. Часто провокаторы – это дети, испытывающие трудности в учебе, письме и чтении  или страдающие расстройствами внимания и повышенной возбудимостью. Хотя эти дети по природе не агрессивны, их поведение часто вызывает раздражение у многих одноклассников, педагоги их тоже не любят, что делает их легкой добычей и жертвами буллинга и способствует закреплению социально невыгодных психологических черт и стилей поведения.

Итак давайте остановимся на основных характеристиках лиц – участников данных социальных явлений, к которым отнесем как зачинщиков «травли», так и жертв.

На личностном уровне, «классические» зачинщики подобного вида психологической, физической травли отличаются повышенной агрессивностью, слабым самоконтролем. Иногда за этим стоят врожденные генетические или гормональные особенности, например, повышенный уровень «мужского» гормона тестостерона.

При этом отмечается, что социально изолированные, выключенные из групповых связей дети становятся легкой добычей нападений, в форме булинга или мобинга потому, что не могут адекватно ответить на провокации, без которых не обходится никакое детское, особенно мальчишеское, сообщество (феномен «мальчика для битья»). Агрессивный же или гиперактивный ребенок может подвергнуться нападению со стороны потому, что его поведение раздражает других детей и провоцирует встречную агрессию с их стороны («провокативная жертва»).

Также не можем оставить без внимания и положение ребенка в классном коллективе. Как правило, дети не любят и изолируют тех сверстников, которые стоят в стороне от коллектива и не способствуют достижению общих групповых целей – единства, гармонии и развития. Почему это происходит? Агрессивные и просто отчужденные (может быть в силу своей более ярко выраженной индивидуальности) дети часто оказываются одинаково уязвимыми, и за это их наказывают, а яркий лидер кажется всего лишь исполнителем групповой воли. Это очень большая социально-психолого-педагогическая проблема.

Кроме того, за буллингом нередко стоят социально-экономические факторы, например, имущественное, социальное и этническое неравенство. Мальчики из бедных и неблагополучных семей вымещают свои фрустрации на более благополучных сверстниках, заставляя их испытывать страх и одновременно - чувство своей неполноценности.

Сейчас часто  на экране телевизора, экране компьютера, экране телефона можно увидеть множество видео-роликов, телевизионных передач и репортажей, при просмотре которых создается ощущение, что объявлен конкурс по номинации «Самый жестокий». И это смотрят наши дети.

Результаты проведенного исследования в ОУ нашего города позволяют говорить о том, что для подрастающего поколения часто «виртуальный мир» способен заменить прогулки, посещение секций и кружков по интересам, даже общение со сверстниками для многих представляется менее значимым и неинтересным. И только мы, родители и педагоги, можем помочь нашим детям.

Сейчас можно поставить запрет на компьютеры, поговорить и обсудить со своим ребенком, что есть плохого в том или ином видео, которое ты просмотрел или скачал на свой телефон. Будущее детей в ваших руках.

Проблема мобинга и буллинга  была изучена волонтерами городской организации «Путь к Себе». Нами была разработана анкета и проведена среди обучающихся 8 – 11 классов школ города.

Было предложено дать определение своему «Я», определение понятию «Лидер», выявить информированность относительно понятий «мобинг» и «буллинг». Обратите внимание на слайд, в котором видно, что 100% опрошенных подростков имеют те или иные знания по теме: «мобинг» и «булинг». Давайте обратимся к ответам подростков относительно определения собственного «Я». Данные позволяют отметить следующие интересные параметры:

1. 21% считает себя агрессивными;

2. считают себя добрыми и отзывчивыми 54%;

3. открытость отмечают 15% респондентов, то есть, скорее всего, только данные подростки поделятся своими переживаниями и проблемами с родителями.

Обратимся к определению подростками понятия «лидер». Остановимся на следующих важных показателях анкетирования:

1. сильную потребность во власти отмечают 43% подростков;

2. всплески агрессивного реагирования как следствие неподчинения отмечают 13% подростков.

         Давайте снова обратимся к слайду, на которых отмечены черты лиц, склонных искать жертву. Мы видим, что параметры похожи. О чем это свидетельствует? Современные подростки, владея знаниями и активно принимающие новое в обществе, могут быть как жертвами, так и зачинщиками.

Таким образом перед нами сейчас встает следующий основной вопрос: как же противостоять «мобингу» и «буллингу»?

 Ответ на данный опрос для педагогов образовательных учреждений можно увидеть в следующих мероприятиях:

1. Сплочение детского, педагогического и родительского коллективов с использованием имеющих возможностей образовательного учреждения и системы образования, культуры, здравоохранения и спорта.

  1. Меры психолого-педагогической и социальной поддержки, направленные на личностное развитие ребенка.
  2. Профилактическая и развивающая деятельность по формированию навыков бесконфликтного взаимодействия.
  3. Коррекционная работа с обучающимися, имеющими признаки зачинщиков и жертв, или ставшими ими.

Рекомендации родителям:

  1. обозначить для всех членов семьи  рамки и ограничения неприемлемого поведения;
  2. родители сами должны  выступать в качестве авторитетов и эталонов подражания;
  3. родительская любовь для ребенка вещь не очевид­ная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят и это сформирует у него чувство беспомощности и незащи­щенности, а следовательно, и неуверенности в себе; любите и цените своего ребенка.

Также для вас подготовлены памятки с практическими приемами и методами.

Давайте также обратимся к тому ребенку, который стал жертвой «буллинга» и «мобинга»? Помощь и поддержка наша с вами  здесь должна строиться по трем основным направлениям:

1. Создание условий, способствующих восстановлению психологического и физического стержня личности ребенка.

2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.

3.      Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.

Что мы здесь можем предложить?

Для того, чтобы понять как исправить статус изгоя, следует понять причину, по которой началось преследование.

Почему хорошие, нормальные дети вдруг становятся злыми и жестокими? Что скрывается за их поведением? А, может они вовсе не такие какими хотят казаться, может они просто надевают "маску зла" когда находятся вместе с другими "себе подобными"?

Можно ли винить только родителей в том, что они не смогли вырастить и воспитать достойных, хороших людей из их детей? Стоит ли обвинять видео игры фильмы, которые порой слишком жестоки?

 Давайте будем прислушиваться к зову сердца и быть внимательней к нашим детям, к нашим ученикам, воспитанникам. Давайте будем объяснять им как можно чаще, что надо защищать беззащитных. И самое главное: давайте сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы наши дети выросли добрыми и хорошими.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • О вреде гаджетов для детей или Почему они хотят стать блогерами?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Зона психологических открытий. Что такое «утренние страницы» и для чего они нужны?
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь