|
Концепция Маслоу в диагностике образовательной средыАвтор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
КОНЦЕПЦИЯ А.МАСЛОУ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ Проблема учебной успешности является одной из актуальных проблем школы. На то, чтобы ее повысить, тратится огромнейшее количество усилий и средств - пишутся новые учебники и программы, проводятся психологические исследования эффективности педагогических технологий, ведется работа с Нами была предпринята попытка рассмотреть школу как организацию, затем - как потребности учеников удовлетворяются в школе, и каким образом удовлетворение потребностей влияет на эффективность обучения.Успешность в обучении возможна, если к обучению есть достаточная и предпочтительно положительная мотивация. При этом по отношению к процессу обучения должна быть задействована мотивация хотя бы 4-го уровня, а именно – мотивация, базирующаяся на потребности самоуважения, достижения успеха, престижа, одобрения. В оптимальном случае обучение, как принятие нового жизненного опыта, как развитие, расширение и личностный рост благодаря этому опыту, должно в значительной части базироваться на мотивации, исходящей из потребностей 5-ого уровня – а именно, из потребностив самоактуализации и реализации собственных возможностей и способностей. Но это дело более далекого будущего нашего образования и вообще нашего восприятия ребенка. В настоящее время будет прогрессивным продвигаться с 1-ого, 2-гоого и 3-его уровня на 4-ый.
Какое конкретное выражение находит эта пирамида потребностей в школе? Из теории Маслоу известно, что потребности более высокого уровня не включаются в мотивацию поведения человека, если потребности более нижнего уровня не удовлетворяются, и если личность в предыдущем развитии личности не Основание пирамиды состоит из физиологических потребностей. В школе это – тепло зимой в помещении, удобные стулья и парты, соответствующие росту ученика, возможность съесть хороший и доступный завтрак в столовой, помыть руки теплой водой (вместо ледяной), и это условия гигиены и комфорта в школьном туалете. Это также портфель с 3-4 учебниками вместо 6-10, адекватный по тяжести к физической комплекции ученика. Это также возможность слышать, что говорит учитель в классе (акустические свойства помещений зачастую не продуманы с точки зрения учебного процесса). Это освещение в классе и отсутствие шума от люминесцентных ламп. Поразительно простые вещи! А теперь попробуйте честно исследовать обычную школу во всех этих аспектах.
Следующий, 2-ой уровень занимает потребность в безопасности. Это потребность иметь защиту от разрушения, боли, потери, страха, неустроенности, эмоционального оскорбления. Этот уровень не менее актуален, чем 1-ый, т. к. иногда легче приспособиться к холоду в классе, чем к тому, что на уроке в любое мгновение сосед сзади может дернуть тебя за косичку. Постоянная необходимость отслеживать собственную безопасность может очень сильно отвлекать внимание и энергию от направленности на учебный процесс. Проблема безопасности в школе имеет следующие компоненты: физическая безопасность, физические и личностные границы, защищенность от материальных и эмоциональных потерь и от эмоционального оскорбления. Важный компонент безопасности – границы информации о семье и личности ученика. Право личности на информацию о себе недостаточно озвучено в психологии и педагогике. Зачастую эта граница нарушается на родительских Большой проблемой является недостаточная защищенность ученика от эмоциональных потерь, связанных с переводом из школы в школу, из класса в класс (например, при ротации учеников при переходе из начальной школы в среднюю). И чрезвычайно актуален вопрос эмоциональной безопасности в отношениях ученик - ученик. В некоторых классах, учебная активность учеников значительно блокируется страхом быть осмеянным другими учениками за ошибку и неправильный ответ учителю. В такой ситуации, как бы ни хвалил учитель ученика за отличные ответы, потребность нижележащего уровня (потребность в безопасности) будет руководить учеником. Поэтому важно не игнорировать необходимость создания безопасной атмосферы в школе, атмосферы эмоциональной защищенности. Безопасность означает также прекращение соревновательности между учениками. Тенденция к соревнованию возникает благодаря сравнению личности и/или результатов учебной деятельности ученика с личностью и/или результатами деятельности другого ученика. За этим следует чувство враждебности к тому, чей результат лучше, и чувство собственной неполноценности. И то, и другое не только способствует учебному успеху, но и разрушает отношения, делает опасными индивидуальные проявления ученика (что является частью реализации уровня 5). Правильно же сравнивать результатов ученика с его предыдущими во времени результатами. Следующий, 3-ий уровень содержит потребность в принадлежности, в эмоциональном контакте, эмоциональной связанности. И это прежде всего связь ребенка с семьей, а семьи с ребенком. Наша точка зрения состоит в том, что выход ребенка в более широкий мир не должен сопровождаться утратой предыдущих уровней функционирования. В данном случае связи с семьей могут продолжать свое существование и также переходить на новые иерархические более высокие уровни функционирования. Тенденцию к ослаблению связи ребенка с семьей мы предлагаем рассматривать как культурально и исторически обусловленную и связанную с недостаточно изжитой в нашей культуре тоталитарной идеологией, так как именно тоталитарные сообщества заинтересованы в разрыве связи человека с семьей, с тем, чтобы он стал более управляем со стороны группы и государства. В рамках школы предлагается рассматривать потребность ребенка оставаться в связи с семьей как важную и проводить профилактические и поддерживающие эту связь мероприятия. Между тем, можно констатировать, что организация жизни школы ограничивает контакт ребенка с родителем, родителя со школой, родителя с учителем, присутствие родителя в школе и т.п. Бывает, что ребенок не имеет доступа к телефону, чтобы в случае необходимости связаться с родителями в течение учебного дня. К сожалению, рамки тезисов не дают возможности изложить вопрос подробней. Но именно нарушение эмоциональных связей (с родителем, учителем, сверстниками) - одна из ведущих причин школьной дезадаптации, ведущей к Потребность в достижении успеха, в признании, в престиже и одобрении относится к 4-ому уровню. Чтобы эта потребность включалась в действие, три иерархически ниже лежащих потребности ученика должны быть удовлетворены. То есть, желание ученика достигать успеха и различные формы поощрения успеха в школе (отметки, грамоты, другие формы социального признания), или, говоря языком транзактного анализа, поглаживания со стороны учителей будут высоко эффективны тогда, когда проработаны три предыдущих уровня заботы об ученике. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|