Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды

 КОНЦЕПЦИЯ А.МАСЛОУ  В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

     Проблема учебной успешности является одной из актуальных проблем школы. На то, чтобы  ее повысить, тратится огромнейшее количество усилий  и средств - пишутся новые учебники и  программы, проводятся  психологические исследования эффективности  педагогических технологий, ведется работа с
семьей, учителя повышают квалификацию. Но иногда упускаются из виду очень эффективные подходы. А именно, в различных современных направлениях психологии уже  имеются  эффективные концепции и технологии, которые можно использовать прямо сейчас. Одна из них  – это концепция об иерархии и потребностей человека А. Маслоу.

     Нами была предпринята попытка рассмотреть школу как организацию,  затем - как потребности учеников удовлетворяются в школе, и каким образом удовлетворение потребностей влияет на эффективность обучения.Успешность в обучении возможна, если к обучению есть достаточная и предпочтительно положительная мотивация. При этом по отношению к процессу обучения  должна быть  задействована мотивация  хотя бы 4-го уровня, а именно – мотивация, базирующаяся  на потребности самоуважения, достижения успеха, престижа, одобрения. В оптимальном случае обучение, как принятие нового жизненного опыта,  как развитие,  расширение  и личностный рост благодаря этому  опыту, должно  в  значительной части базироваться на мотивации, исходящей из потребностей 5-ого уровня – а именно, из потребностив самоактуализации и реализации собственных возможностей и способностей. Но это дело более далекого будущего нашего образования и вообще нашего восприятия ребенка. В настоящее время будет прогрессивным продвигаться с 1-ого, 2-гоого и 3-его уровня на 4-ый.

 Концепция Маслоу в диагностике образовательной среды

     Какое конкретное выражение находит эта пирамида потребностей в школе?  Из теории Маслоу известно, что потребности более высокого уровня не включаются в мотивацию поведения человека, если потребности более нижнего уровня не удовлетворяются, и если личность в предыдущем  развитии личности не
достигала 5-го уровня  (самоактуализации).  Поэтому при диагностике среды школы, среды  класса, важно рассмотреть, как обстоит  дело с удовлетворением потребностей ниже лежащих уровней.

    Основание пирамиды состоит из физиологических потребностей. В школе это – тепло зимой в помещении, удобные стулья и парты, соответствующие росту ученика,  возможность съесть хороший и доступный завтрак в столовой, помыть руки теплой водой (вместо ледяной), и это условия гигиены и комфорта в школьном туалете. Это также портфель с 3-4 учебниками вместо 6-10, адекватный по тяжести к физической комплекции ученика. Это также возможность слышать, что говорит учитель в классе (акустические свойства помещений зачастую не продуманы с точки зрения учебного процесса). Это освещение в классе и отсутствие шума от люминесцентных ламп. Поразительно простые вещи! А теперь попробуйте честно исследовать обычную школу во всех этих аспектах.

 

     Следующий, 2-ой  уровень занимает потребность в безопасности.  Это потребность иметь защиту от разрушения, боли, потери, страха, неустроенности, эмоционального оскорбления. Этот уровень не менее актуален, чем 1-ый, т. к. иногда  легче приспособиться к холоду в классе, чем к тому, что на уроке в любое мгновение сосед сзади может дернуть тебя за косичку. Постоянная необходимость отслеживать собственную безопасность может очень сильно отвлекать внимание и энергию от направленности на учебный процесс.

     Проблема безопасности в школе имеет следующие компоненты: физическая безопасность, физические и личностные границы, защищенность от материальных и эмоциональных потерь и от эмоционального оскорбления.

     Важный компонент безопасности –  границы информации о семье и  личности ученика. Право личности на  информацию о себе недостаточно озвучено  в психологии и педагогике. Зачастую эта граница нарушается  на родительских
собраниях  в  высказываниях учителя и других формах вторжения, не согласованных с «собственниками» информации. В американских школах  присутствует практика передавать родителям отметки учеников  в конвертах.
Таким образом родители не знают, как учатся остальные дети в классе. Это
уменьшает возможность сравнивать своего ребенка с другими детьми и увеличивает возможность эмоционально принимать и своего ребенка, и других детей в классе, и строить непредвзятые отношения.

     Большой проблемой является недостаточная защищенность ученика от эмоциональных потерь, связанных с переводом из школы в школу, из класса в класс (например, при ротации учеников при переходе из начальной школы в среднюю). И  чрезвычайно актуален вопрос эмоциональной безопасности в отношениях ученик - ученик. В некоторых классах,  учебная активность учеников значительно блокируется страхом быть осмеянным другими учениками за ошибку и неправильный ответ учителю. В такой ситуации, как бы ни хвалил учитель ученика за отличные ответы, потребность нижележащего уровня (потребность в безопасности) будет руководить учеником. Поэтому  важно не игнорировать необходимость создания безопасной атмосферы  в школе, атмосферы эмоциональной защищенности.  

     Безопасность  означает  также прекращение  соревновательности между учениками. Тенденция к соревнованию возникает благодаря сравнению  личности и/или   результатов учебной деятельности ученика  с личностью и/или  результатами деятельности другого ученика. За этим следует чувство враждебности к тому, чей результат лучше, и чувство собственной неполноценности. И то, и другое не только  способствует учебному успеху, но и разрушает отношения, делает опасными  индивидуальные проявления ученика (что является частью реализации уровня 5). Правильно же сравнивать результатов ученика с  его предыдущими во времени результатами.

     Следующий, 3-ий уровень содержит потребность в принадлежности, в эмоциональном контакте, эмоциональной связанности. И это прежде всего связь ребенка с семьей, а семьи с ребенком. Наша точка зрения состоит в том, что выход ребенка в более широкий мир не должен сопровождаться утратой предыдущих уровней функционирования. В данном случае связи с семьей могут продолжать свое существование и также переходить на новые иерархические более высокие уровни функционирования. Тенденцию к ослаблению связи ребенка  с семьей мы предлагаем рассматривать как культурально и исторически обусловленную и связанную с недостаточно изжитой в нашей культуре тоталитарной идеологией, так как именно тоталитарные сообщества заинтересованы в разрыве связи человека с семьей, с тем, чтобы он стал более управляем со стороны группы и государства.  В рамках школы предлагается рассматривать потребность ребенка оставаться в связи с семьей как важную и проводить профилактические и поддерживающие эту связь мероприятия. Между тем,  можно констатировать, что организация жизни школы ограничивает контакт ребенка с родителем, родителя со школой,  родителя с учителем, присутствие родителя в школе и т.п. Бывает, что ребенок не имеет доступа к телефону, чтобы в случае необходимости связаться с родителями в течение учебного дня. К сожалению, рамки тезисов не дают возможности изложить  вопрос подробней. Но именно  нарушение эмоциональных связей (с родителем, учителем, сверстниками) - одна из ведущих причин школьной дезадаптации,  ведущей к
провалам в учебной успешности вплоть до двоек в триместре и  за год.

     Потребность в достижении успеха, в признании, в престиже и одобрении относится к 4-ому уровню. Чтобы  эта потребность включалась в действие, три  иерархически ниже лежащих потребности  ученика должны быть удовлетворены. То есть, желание ученика достигать успеха и  различные формы поощрения успеха в школе (отметки, грамоты, другие формы социального признания), или, говоря языком транзактного анализа, поглаживания со стороны учителей будут высоко эффективны тогда, когда проработаны три предыдущих уровня заботы об ученике.           
                 



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про школу | Как учителю поддержать ученика в “трудный период”
  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Учитель, излечи ученика!
  • Парадоксы наших желаний (переписка ученика с учителем)
  • Позиция ученика: 4 шага к успеху
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Мастер и 3 ученика
  • Позиция ученика
  • Потребности в безопасности по Маслоу
  • Упасть до состояния Ученика
  • С чего начинается путь ученика?
  • Подняться до уровня ребенка
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Про потребность в безопасности и отношения
  • Советы бывалого ученика или Как подготовить себя к экзаменам и ЕНТ
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Потребность в любви, принадлежности и уважении у ребенка.
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Психологический комфорт и безопасность ребенка в школе
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • А есть ли мальчик? Или три уровня личности в экзистенциальном анализе
  • Потребности в признании и в самоактуализации по Маслоу
  • Невроз | причины | потребность в безопасности
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь