Психологическое пространство в современной образовательной среде

Только один раз даётся детство со всеми его возможностями.

То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.

Императрица Александра Фёдоровна

 

Психологическое пространство в системе современного образования

 

В век мобилизации, скорости, глобализации - негативные явления имеют свойство нарастать в арифметической, а в отдельных случаях и геометрических прогрессиях. В прошлых тысячелетиях люди боролись с дикой природой - спасались от хищников, стихийных бедствий.

Создавая вокруг себя искусственную среду: высотные дома, машины, ракеты, роботов, интернет – человек не заметил, как эта среда стала вытеснять его самого из этого мира, как бы стала «выживать» его из той атмосферы, где человечество вроде уже неуместно. Для обеспечения своих комфортных жизненных условий, человеку теперь необходимо больше сил, упорства, больше времени на работу. Он стал лишать себя обычных человеческих радостей: общения с друзьями, творчества, отдыха на природе.

Всё сложнее становиться оберегать себя от суеты, внешнего вторжения в своё личное пространство окружающих тебя людей, а значит, и способность справляться со стрессами снижается. Увы, но стресс в современном мире, уже приобрёл масштабы болезни – болезнь века. Серьёзное воздействие на восприятие жизненного пространства человека оказывают наши эмоции, которые развиваются в условиях общественной деятельности.

Много умных слов уже сказано о среде обитания человека и необходимости психологического пространства. Но это психологическое пространство разительно отличается от той среды, в которой живёт человек. Условия и экология жизни могут быть хорошими, а вот психологического пространства может и не быть.

Психологическое пространство – это то, что может быть осознанно самим человеком. Это система ориентиров, с помощью которых мы можем определить своё место и значение себя среди других явлений бытия. В нашем психологическом пространстве обитают мысли и чувства, воображения и мечты, радость и горе, сочувствие, и неприязнь, упрямство, люди из семейно – родственной, деловой и дружеской сфер и многое другое. Но во многом психологическое пространство зависит от нас самих. То или иное событие нашей жизни не имеет большого влияния, важно как мы интерпретируем это событие.

Первая социализация ребёнка начинается с детского сада, далее школа, институт, трудовая деятельность. Психо - эмоциональные условия ребёнка в данных учреждениях напрямую зависят, как будет проходить его приспособление, т.е. адаптация к окружающей среде.

Всё из детства! В детстве мы учим ребёнка делать первые шаги, говорить, умываться, ухаживать за собой, держать ложку и прочее, но 21 век требует от нас новых сверхспособностей - справляться с психологическим стрессом, агрессией, депрессией - вот чему мы должны учить детей уже с малых лет.

Сегодня очевидна связь психологического здоровья с образовательным процессом. В концепции модернизации российского образования (1 гл.) названы факторы, способные при отсутствии эффективной психологической помощи привести к негативным последствиям: увеличению социальной напряжённости за счёт психологической неготовности граждан к осуществлению политического и социального выбора, отсутствия целенаправленного формирования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социальной среде, ухудшению здоровья, как следствие информационных перегрузок, росту девиантного поведения в подростковой и молодёжной среде, употребление ПАВ, как реакция на неумение справляться с психологическими проблемами.

На сегодняшний момент образование достигло своего пика и не в лучшем смысле этого слова. Я представляю школу, как клетку, в которой должен выжить брошенный туда ребёнок, учитель и родитель. Родители, к сожалению, не все компетентны в области психологии. Они не могут помочь профессионально решить возникающие проблемы, они лишь могут стать подспорьем в том или ином вопросе.

Каждый заброшенный, старается, выжить по - своему. Один выгрызает свой авторитет, подобно льву, другой как павлин, распушив хвост, старается тупо понравиться, ещё один словно кролик, спрятавшись где – то в тихом местечке сидит, бубня себе под нос: «Лишь бы никто не заметил. Я никого не трогаю, и меня никто не трогает».

А ведь каждому из нас хотелось бы, чтобы пространство, в котором мы находимся было комфортным и не вызывало у нас животных инстинктов к самосохранению любыми путями.

Моя миссия – обеспечить психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, путём научения выработки одинакового отношения к ситуациям успеха и поражения - «Что ж, в следующий раз может быть всё иначе!». Можно составить некую схему созависимости участников образовательного процесса.

 

                   педагог     

Психолог                       ребёнок

                 родитель

Психолог путём проведения тренинга самоконтроля развивает умение сдерживать чувства, быть хладнокровным, не соматизировать переживания. Учит приемам, способствующим разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Участниками данных тренингов являются и педагоги, и родители, и дети.

Получается, что психолог это первая ступень на пути создания психологического пространства в системе современного образования. И от его профессиональной грамотности, жизненного опыта, гуманности и набора других человеческих качеств зависит какие смыслы, цели, ценности, аспекты отношений приобретёт будущий гражданин своей страны.

Когда речь идёт о детях, нельзя действовать наобум. Мы должны понимать, что неверно сказанное слово, неправильная интерпритация того или иного события ребёнка, неумение утешить, неспособность сочувствовать, может оказаться для несформированной детской личности детонатором. Тогда в сознании ребёнка, подростка, воспринимаемые компоненты нездоровой психологической среды трансформируются, преломляются и создают уже новую, его собственную систему смыслов и жизненных принципов.

Кто – то считает, что жизнь построена по системе бумеранга – всё возвращается. Мне же кажется, что жизнь, как игра в домино. Каждый из нас соединён невидимыми нитями с теми людьми, с кем взаимодействует он в течение всей своей жизни. Один неверный шаг и нить натягивается, тянет за собой следующего, а тот тянет другого рядом стоящего. Что я имею в виду? Неумение справляться со своими негативными эмоциями и чувствами, заставляет нас влиять на окружающих нас людей, события, ситуации, втягивая их в наш опасный аттракцион – «Будущее».

Какую роль играет школа в психологическом пространстве школьника? Как мы – педагоги можем повлиять, и зависит ли от нас благоприятное, комфортное состояние жизненного пространства маленького человека? Зависит на прямую!

Учитель воспринимается сейчас как человек, оказывающий образовательные услуги. Школа превращается в территорию бизнеса: ты мне я тебе. Кого интересует твоё психологическое пространство, если ты получаешь ту услугу, которая прописана в договоре образовательного учреждения. О психологическом пространстве речи не идёт. Необходимо поднимать статус учителя до духовного наставника. Необходимо менять стереотипы и образ мышления самого учителя. Процесс этот долгий и медленный. Но лучше это начать делать уже сейчас, чем потом жалеть о том, что ты этого не сделал. Мне хочется обратиться к учителям и родителям словами Императрицы Александры Фёдоровны: « Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз даётся детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». Нет необходимости расшифровывать сказанное. Мы можем воспитать новое общество, новое поколение, способное в каждом человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, и вдохновлять людей на развитие лучших их качеств. Создать свой идеальный мир. Мир доверия и значимости, авторитетности и ответственности, радости и спокойствия.

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Время и пространство как основа привычной для нас реальности
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
  • Всё, что не нравится и раздражает в других, есть в нас самих?
  • Геракл и его 12 подвигов в каждом из нас, которые мы пытаемся совершить регулярно. И это неизбежно
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое психологическое бесплодие и его основные причины.
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Вылечите его, и у нас в семье всё будет хорошо
  • Как быть хорошей мамой. Психологическое развитие ребёнка.
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь