|
Почему психологическое сообщество разобщено и в чем может быть выход?Автор статьи: Козлов Вячеслав Валерьевич
Почему психологическое сообщество разобщено и в чем может быть выход? (умный и занудный пост, по мотивам моего доклада на совещании ассоциации АГИП)
Наблюдая за психологическим сообществом нашего города, у меня родилось несколько наблюдений. Психологи «варятся» в разных «кастрюльках». Под «кастрюльками» я понимаю небольшие и автономные группы. Эти группы мало контактируют между собой. Более того, некоторые «кастрюльки» даже не подозревают о существовании каких-то других «кастрюлек». И в истории нашего города, как в капле воды, отражается история российского психологического сообщества.
Исторически, причин того , что отечественные психологи разобщены, несколько.
Причина 1. Антогонизм внутри самого сообщества (или какая «кастрюлька» главнее). Факторов определяющих поведение, поступки, мировоззрение конкретного человека просто невероятное количество. И это порождает методологическую сложность, усложняет появление и развитие необходимых базовых методологических принципов. А это, на историческом этапе накопления научных фактов, привело к усилению центробежных сил, к возникновению невиданного для других наук количества направлений, школ, групп, часто враждующих друг с другом. Казалось, должно было быть наоборот. Должны были прийти к взаимообогащению и взаимодополнению, совместному решению проблем. Но каждая школа решила создать свою терминологию, свою классификацию психических явлений.
Причина 2. Легкие деньги (или в какой «кастрюльке» суп понаваристей). Всеобщая заинтересованность широких масс и возможность быстро заработать деньги явились следствием внедрения в психологию различных околонаучных течений. Конец ХХ века еще раз удивил расцветом принципиально антинаучных направлений. Бурную деятельность развили парапсихологи, маги, колдуны, уфологи и т. п. И эта тенденция не утихает до сих пор. Рядом с «кастрюльками» появляются «адские сковородки» и «откровенные чайники»
В чем искать выход? Содержимое всех «кастрюлек» в одну емкость не перелить. Да это и не нужно! И психологи, и специалисты по методологии науки, говорят о том, что психология в системе наук находится в самом центре, на пересечении естественных, технических, общественных и гуманитарных. Совершенно не случайно в истории есть множество примеров, когда в поле психологии работали: клиницисты и физиологи, философы и историки, математики и физики, педагоги и представители многих других наук. И именно междисциплинарность может быть тем, что будет лежать в основе решения проблемы разобщенности психологического сообщества. Пусть «кастрюльки» теснее прижмутся друг к другу, чтобы как можно плотнее касаться друг друга стенками и краями.
Жизнь – это то, что происходит на границах. Когда граница чего-то касается границы другого чего-то. И именно в пограничных областях кипит исследовательская и практическая жизнь. Происходит взаимообмен.
В психологии междисциплинарность реализуется на трех уровнях. Первый - внутрипсихологический - подразумевает исследования тех проблем, которые возникают на границах различных ее отраслей. Именно они определяют развитие психологической науки, создавая многочисленные промежуточные подотрасли, фактически ставшие зонами наиболее интенсивного накопления новых психологических знаний. Если для примера проанализировать реально существующие "пограничные зоны" исследований лишь одной психологической отрасли - социальной психологии - с другими, также психологическими отраслями, то можно легко выделить более десятка сложившихся подотраслей: социально-политическая и социально-экономическая психология, социальная психология труда и управления, социально-педагогическая психология и т.д. Яркой иллюстрацией тенденции к междисциплинарности исследований внутрипсихологического уровня являются часто возникающие трудности, связанные с отнесением диссертационных работ к одной из психологических специальностей, утвержденных ВАКом РФ.
Говоря о втором - внешнепсихологическом - уровне междисциплинарности, подразумевают исследования, пограничные с другими науками: медициной, физиологией, техническими науками, лингвистикой, историей, социологией, политологией и т.д. Здесь приведены лишь те науки, с кем плотно сотрудничает и проводит совместные исследования лаборатория Института психологии РАН.
У междисциплинарности этого уровня есть своя специфика. Отдельные отрасли психологической науки "внедрились" в ряд наук, реально став их структурными составляющими и специальностями. Тут речь идет о: инженерная психология как техническая специальность, клиническая психология как медицинская, а социальная психология как социологическая специальность. И эта тенденция будет развиваться и далее.
Третий уровень обозначим как "внепсихологическим". Это когда какая-то отрасль другой науки может развиваться в психологии и становиться ее структурной составляющей. Если говорить уже о сегодняшнем дне, то такой вариант связан с психотерапией, возникшей и развивающейся в недрах медицинской науки. Хотя здесь есть известные сложности и уже насчитывающая не один десяток лет "игра в перетягивание каната". Представители медицинской науки выступают против права психологов заниматься психотерапией. Хотя справедливости ради нужно сказать, что и психологам полезно было бы пересмотреть программы своей профессиональной подготовки, чтобы быть готовыми профессионально заниматься научными исследованиями и практиковать в области психотерапии.
И если на всех трех уровнях «кастрюльки» будут теснее соприкасаться стенками друг к другу, тереться друг о друга, то всем будет теплее. Ведь известно, что от трения одного тела о другое получается тепло. Тогда мы сможем «сварить» еще больше интересных и вкусных блюд (книги, телепередачи, образовательные программы, практические исследования и пр). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|