|
Интеллект и творчество. Вопросы психологической наукиАвтор статьи: Толмачева Ольга Александровна
Творческое мышление служит основным проявлением одаренной личности — с этим согласны все психологи. Но нет единого подхода к выделению и оценке факторов его развития в связи с развитием личности, нет ясности в изначальном соотнесении понятий творческий интеллект и творческая личность. Интеллектом в психологии принято считать форму организации индивидуального ментального опыта. Интеллектуальная одаренность – это уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации и т.д. Творческое восприятие действительности носит название креативности. То есть способности к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности. Творчество как научная проблема изучается в психологии сравнительно давно и не случайно считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования. В этой проблеме в той или иной мере представлены вопросы активности психического отражения, продуктивности деятельности человека, природы способностей, их социальной и биологической обусловленности. Во многом неразработанность конкретной научной проблематики в области психологии творчества, связана со сложностями методологического свойства, которые, как правило, часто не осознаются и в силу этого недооцениваются. При всем многообразии подходов и позиций, различии контекстов, в которых описывается картина творческой деятельности, богатстве аргументов в пользу той или иной точки зрения, практически во всех работах выделяются известные с конца XIX в. три основные фазы, или стадии решения так называемых творческих задач, предлагаемых испытуемому в качестве «стимульного» материала. Первая по содержанию представляет собой попытки использовать накопленный опыт в поисках решения задачи. Если задача не решается, о чем свидетельствуют «пробы и ошибки», являющиеся наглядной иллюстрацией характера деятельности на этой стадии, возникает вторая стадия, когда в деятельности наступает более или менее явно выраженная пауза. Ряд авторов считают, что в течение этой паузы осуществляется некая скрытая, но психологически важная работа — «инкубация», или «созревание» идеи. Затем наступает третья стадия, когда неожиданно для самого человека, порой в самой неподходящей обстановке возникает идея решения стоящей перед ним проблемы, происходит так называемое озарение — инсайт. Как правило, подобное состояние эмоционально переживается очень остро; это дает многим психологам основание полагать, что необходимую, если не определяющую, роль в творчестве играют не столько интеллектуальные возможности человека, сколько его эмоции и чувства, выступающие основным фактором смысловой организации и регуляции поведения. Далее, как считают многие исследователи, идет лишь «доводка» найденного решения, его «оформление», проверка следствий, разработка деталей, анализ условий внедрения результатов и т.п. Творческий познавательный процесс, как установлено в исследованиях продуктивного мышления, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем и раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса. Решение проблемы возникает при выявлении существенных для рассматриваемой проблемной ситуации отношений между ее элементами, но не играющих такой роли в других, привычных ситуациях, создающих барьеры прошлого опыта. В связи с этим особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. Используемые воображением ассоциации и аналогии приводят к порождению новых оригинальных комбинаций и сочетаний, ложащихся в основу открытий и изобретений. Возможность порождения множества различных идей из данного источника информации, названная Дж. Гилфордом дивергентным мышлением, рассматривается как ведущая черта творческого процесса. Из нее вытекают такие проявления творчества, как способность рассматривать проблему под разными углами, вводить ее в разные контексты. В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей. Вместе с тем дивергентность мышления усиливает значение оценочных компонентов в творческом процессе, обеспечивающих выбор отвечающего условиям и требованиям задачи решения. Необходимость выбора решения приводит к такой характеристике творчества, как точность, вариантами проявления которой выступают разработанность идеи и переформулирование проблемы. Согласно наиболее распространенному взгляду, творческий результат характеризуется новизной, или оригинальностью, и соответствием поставленным проблемой целям. Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь их решения, зависит от внутренней мотивации личности. Было показано, что для развертывания поисково-исследовательской активности необходимо личностное принятие ситуации как проблемной, иными словами, внутренняя личностная потребность в недостающих знаниях превращает ситуацию в проблемную. В тех случаях, когда внутренняя — обусловленная самой выполняемой деятельностью и интересом к предмету — познавательная мотивация отсутствует, также отсутствуют не только самостоятельное обнаружение проблем, но и поиск решения проблем. Д.Б. Богоявленская рассматривает нестимулированное извне продолжение мышления за пределы заданных требований, т. е. проявление внутренней познавательной мотивации, как основную черту, позволяющую диагностировать творческую личность. Как показывают исследования в области психологии творчества, достижение творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности. Одной из ведущих черт, вслед за К. Роджерсом, признается открытость, означающая готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. И наоборот, закрытость приводит к наиболее простым и очевидным решениям, лежащим на поверхности. Закрытость накладывает преждевременные ограничения на процесс творчества: необычные идеи отвергаются как невозможные, их развитие и разработка прекращаются. Открытость новому позволяет творческим людям более полно использовать имеющуюся в их распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Не менее важной чертой является возможность творческой личности действовать в условиях неопределенности. Неизвестное выступает вначале в виде расплывчатого образования, гипотезам и догадкам также присуща доля неопределенности, которая устраняется по мере их разработки, приводя к переопределению проблемы. Для творческой личности характерно также стремление докапываться до сути проблемы, выяснять истинные причины явлений. Таким образом, творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю познавательную мотивацию как основное условие, необходимое для проявления личностью своих творческих возможностей: «пусковой механизм» творческого процесса и сами эти возможности к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению. Этот путь является основой развития одаренности. Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:
При всем разнообразии в проявлении творческой одаренности ее общим выражением применительно к детскому возрасту служит опережающее развитие. Существенная роль в творческом познавательном развитии принадлежит процессу понимания, во многом отождествлявшемся гештальтпсихологами с продуктивным мышлением. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала, обусловленной их отношением к стоящей задаче, что ведет к выявлению проблем. Осмысление материала в системе его внутренних взаимосвязей позволяет определить суть возникших затруднений. Осознание понятого составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса. Д.Б. Богоявленская выделяет и рассматривает интеллектуальную активность в качестве единицы анализа творчества. Она подробно разбирает часто употребляемое в литературе разноречивое понятие «интеллектуальная активность», которое она сама трактует в аспекте «инициативы». Такая трактовка очень точно, емко и полно отражает сущность данного явления: именно мера инициативы и определяет уровень интеллектуальной активности. В исследовании Д.Б. Богоявленской проблема творчества поставлена и экспериментально решена не только как проблема интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности. Д.Б. Богоявленская пишет, что интеллектуальная активность — это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации. Она раскрывает структуру интеллектуальной активности, в которую входят как умственные способности, так и мотивационные факторы. Диалектическое взаимодействие этих двух подсистем дает в итоге то свойство личности, которое и определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности. На большом экспериментальном материале убедительно показано, что умственные способности действуют, лишь преломляясь через мотивационную сферу личности, которая может либо стимулировать, либо тормозить проявление этих способностей. Таким образом, старая проблема единства аффекта и интеллекта ни в одном исследовании последних лет не выступила так отчетливо, а главное, так экспериментально разработанно, как в исследовании Богоявленской. Исследования автора показали, что для формирования творческой активности недостаточно обеспечить операциональную сторону деятельности, т.е. сформировать у человека определенные знания, умения и навыки. Если интеллектуальная активность представляет собой единство интеллектуальной и мотивационной сфер личности, то проблема формирования творчества неизбежно поднимает проблему нравственного воспитания. Такой подход к творчеству позволяет наметить основы нового научного направления, которое можно было бы назвать педагогикой творческой активности личности, так как фундамент такой активности закладывается еще в дошкольные годы, и очень важно построить единую систему формирования творческой личности. В наши дни как никогда остро стоит задача формирования с самого раннего возраста творческих способностей. Об этом много говорят и пишут как в общедоступной, так и в специальной литературе, часто не раскрывая самого содержания творчества и творческих способностей. Данная публикация составлена на основе обзора статей журнала “Вопросы психологии” за последние 10 лет.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|