Проблема формирования личности профессионала


Проблема формирования личности профессионала



В психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежныхсущественное внимание уделяется роли деятельности в формировании личности человека. Причем, под деятельностью понимается активность субъекта, благодаря которой происходит познание им окружающей среды, самоактуализация и самовыражение. Связь личности и профессиональной деятельности в первую очередь определяется набором индивидных физиологических свойств человека, спецификой структуры личности отдельно взятого человека, так и психологическими особенностями самой деятельности. Такие взаимоотношения профессиональной деятельности и личности принято представлять в виде системы, которая обладает свойством динамичности, заключающейся во взаимной адаптации, приспособлении составляющих структур данной системы, что ведет к развитию, формированию личности профессионала. [2, с. 54-56]
Особенности взаимоотношений, названных структур в системе личностно-деятельных отношений, определяют постановку проблемы исследования развития личности профессионала, которая нашла отражение в трудахПоваренкова Ю.П., Климова Е.П. Методологической основой для данных исследований явилисьположения, обозначенные в работах Ананьева Б.Г о взаимосвязи человека и профессиональной деятельности, его становлении на жизненном пути, роли сложных и критических ситуаций в данном процессе. С точки зрения данных авторов «профессиональная» психика формируетсяв ходеобучения, деятельности и впитывания профессионального опыта; она влияет на все характеристики личности. [1, с. 70; 4, с. 64; 8, с. 20]
В настоящее время при исследовании проблем развития личности профессионалапринято изучать психологические, физиологические, медицинские и социальные аспекты, поскольку данная проблема является комплексной. Теоретический аспект психологической составляющей этой проблемы, в общем,изучает формирование личности на этапе профессионализации, а в частности, влияние на данный процесс психологическихкачеств субъекта,исследует индивидуальные особенности,способствующиереализации и развитию человека в той или иной профессии. Практическая сторона изученияпроблематики профессионального развития определяется задачами самоопределения субъекта, обучению в процессе труда, социально-психологической адаптации, психологической реабилитации в процессе деятельности [2, с. 66].
Таким образом, в результатепрофессионального развития перестраиваютсявсе уровни человека – биологический,личностный уровеньсубъекта деятельности, индивидуальный. К примеру, Б. Ливехуд выделил три аспекта профессионального развития человека [6, с. 120]:
1) биологическое развитие специалиста, его индивидных характеристик;
2) психическое развитие, связанное с развитием личности специалиста;
3) творческое развитие.
Большое значениев исследовании данной проблематики отводится изучению закономерностей и факторов становления личности на этапах профессионализации, а такжев частности осознанию личностью себя как субъекта своей профессиональной деятельности и видение общественной пользы своей профессии. Ключевым понятием здесь является«профессионализация» субъекта. Под профессионализацией, с точки зрения психологической науки, понимается процесс развития трудовой активности человека на основе формирования его профессионально направленных особенностей, осуществляющих познание, коммуникацию и регуляцию в определенной трудовой сфере деятельности [2, с. 134]. Итогом профессионализации является формирование профессионализма как особойхарактеристики личности, проявляющейся в деятельности и в общении. Профессионализм – это особенности профессиональной мотивации субъекта труда, его мышления, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда [4, с. 111].
Профессионализация связана с развитием личности, котораяосуществляется при изменении условий деятельности и профессиональной среды и вызванными этими процессами психологической профессиональной адаптации. Изначально под профессиональной адаптациейпонимался процесс установления равновесия в системе «профессиональная среда – субъект» [3, с. 25]. Продолжая изучать данную тему, А. А. Реан сталрассматривать процессадаптациикак основание для появления новообразований психических качеств [9, с. 68].В последующем Л. М. Митина выделила две стратегии профессиональной адаптации [7, с. 30]:
1) профессиональное функционирование;
2) личностный и профессиональный рост.
Психическим механизмом формирования профессионализма является интериоризация субъектом существующей в обществе модели профессии, модели профессиональной деятельности и развитие профессиональной Я-концепции. Формирование профессионала тесно связано с развитием его профессионального самосознания, которое включает в себя присвоение существующих норм и правил профессии, что позволяет личности строитьотношения с людьми внутри профессионального сообщества. Профессиональная Я-концепция постоянно формируется и изменяется.
На исследование проблемы профессионального развития человекав настоящее время оказывают влияние теоретико-методологические основы теории деятельности и личностиЛеонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. о ведущей деятельности и ее смене; положения о роли кризисных явлений в формировании человека Анцыферовой Л.И; закон о гетерохронности, неравномерности, противоречивости психического развития личности,Ананьева Б.Г.; воззрения о соотнесении индивидуальных особенностей личности с требованиями профессииКлимова Е.А., Поваренкова Ю.П.
Анализ исследований, отмеченных выше авторов, позволил сделать выводы относительно профессионального формирования личности, в виде следующих теоретических положений [2, с. 205]:
1. Факторами, детерминирующими развитие личности в профессии, ее отношение к труду считаются профессиональные, физиологические, психологические и другие;
2. Все субъекты профессионального развития отличаются друг от друга по индивидным, индивидуальным, профессиональным качествам;
3. Характер ведущей деятельности и ее смена является определяющим в становлении личности в профессии;
4. Успешность личности в той или иной профессии определена степенью соответствия личностных особенностей субъекта требованиям профессии;
5. Профессиональное развитие субъекта труда осуществляется гетерохронно, неравномерно, индивидуально и разновременно;
6. Отдельно взятый субъект может соответствовать целому ряду профессий по индивидным и психологическим качествам;
7. Процесспрофессионального развития личности осуществляется на протяжении всего трудового пути;
8. Уровень близости и соотношения индивидуальных качеств и требований профессии может определять степень интереса к профессии и удовлетворенностью в ней, и желанием расти и развиваться в ней.
Формирование личности профессионала происходит как объединение нескольких психологических процессов: формирование человека в онтогенезе и его профессиональное развитие, включая этап самоопределения и завершения профессиональной деятельности. На этом положении и строятся существующие основополагающие теории развития профессионализма.

Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер. – 2002. – 339 с.
2. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / В.А. Бодров. – М.: ИП АН СССР. – 1991.– с. 305.
3. Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации /
М.А. Дмитриева. – СПБ: Изд-во СПбГУ. – 1991. – 257 с.
4. Климов, Е.П. Психология профессионала / Е.П. Климов – М.: Издательство Института практической психологии. – 1996. – 400 с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение. – 1975. – 352 с.
6. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью / Б. Ливехуд. – Калуга: Духовное познание. – 1994. –224 с.
7. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности /
Л.М. Митина. – М.: Изд-во МПСИ. – 2002. – 400 с.
8. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М.: Издательство УРАО. – 2002. – 160 с.
9. Реан, A.A. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб: Изд-во Михайлова В. А. – 1999. – 288 с.
10. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин – М.: Издательство Институт практической психологии. – 1997. – 416 с.



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Теория интеграции личности как основа практической деятельности психолога
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Депрессия менеджера. Стратегическое решение проблем в профессиональной деятельности.
  • Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Интуиционные параметры профессиональной деятельности медицинских работников
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь