|
"А если Я - Творец?!" (конфликт творческой личности в искусстве)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Творческая личность весьма тонкий, противоречивый, сложный, порой парадоксальный объект психологического наблюдения. В ней живет дух противоречия, будто намеренно ведущий ее к глубинному анализу, постижению мира посредством интуиции, приводя личность к сложным умозаключениям и нередко к черте безумия. История стара как мир: творец и Творец, творение и Творение...Что между ними? Война? Соперничество? Ревность? Любовь? Страх? Попробуем рассмотреть витиеватую комбинацию личностного пространства творческого человека на материале драмы Олега Тепцова "Господин оформитель". Фильм "Господин оформитель" начинается с Пролога: символическая пантомима утонченно передает ощущение безысходности, быстротечности, неминуемости под музыку Сергея Курехина. Здесь мы видим и знакомые нам с детства балаганные образы, совсем как у Блока, и переживаем новые ощущения некоей мистерии, словно вытягивающей из глубин нашего подсознания архетипы и символы, связанные со страхом и гибелью, и становимся невольными свидетелями прихода Смерти в красном. В свою очередь, здесь в обозначенных образах проявляется окклюзия борьбы чувств и эмоций -антагонистов личности. История одного питерского художника атмосферна и созвучна дореволюционному, апокалиптическому Санкт-Петербургу начала ХХ века. Фильм - отражение господствующих направлений в искусстве и культуре данного периода - символизма, декаданса, модерна. Даже в качестве главной декорации используется знакомый многим ценителям петербургской архитектуры особняк Эдуарда Фолленвейдера, швейцарского подданного, говоря современным языком, великосветского кутюрье. Построенный в стиле северного модерна с элементами неоготики, дом привлекает к себе внимание необычным, завораживающим, таинственным видом. Однако в мистическом хитросплетении угадывается глубокий конфликт личности Художника. "Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот: мы с ним соперники! Он сделает, а я — доделываю", - бросает кульминационную реплику Платон Андреевич. Вся творческая жизнь художника - это состязание со Всевышним. В поиске совершенства художник впадает в неистовство. Очарованный увядающей красотой смертельно больной девушки, творец создает шедевр, который впоследствии уничтожит его самого. Концепция фильма безжалостна, но правдива. Творец (художник или поэт, музыкант или артист) нередко оказывается под ударом своего творения, едва пытаясь соревноваться с Творцом. Роковой удар неминуем, когда художник начинает считать себя Творцом. Такое неадекватное восприятие разрушительно не только для творчества, но и для личности. Зачастую миропонимание творческих личностей конфликтно и обременено целым рядом сложных, порой нереализованных программ. Желая утвердиться, такие личности несут в себе иллюзию власти над эмоциями и чувствами своих зрителей. Гипертрофированное самоутверждение - это уничтожение себя как личности. (Кстати, сюда же можно отнести и пресловутый комплекс Наполеона). Фильм многоплановый, сложный, стилистически выдержанный в духе времени, передает не только духовный кризис человека и является транслятором уникальной ментальности начала ХХ века, но и предостерегает творческую личность от возможных искушений и страстей с выраженным деструктивным началом. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|