Акцентуации личности и "Золотое сечение" в свете Соционики

Автор статьи: Олег Христо

Танец акцентуаций и потери от застревания

Авторы: Саратовкин В.Д.

Христо О.В.

 Это вторая часть (выдержка) из статьи "Соционика. Роли социотипов", с полной версией которой можно ознакомиться здесь

«Знание – сила»

Ф. Бэкон

«Информация – власть»

Постулат века информатизации

 

Мы видим, что акцент на любой из восьми соционических функций полезен, а для профессиональной реализации жизненно необходим. Естественно, одновременно все функции не могут быть активизированными. Одна из них в определенный момент берет на себя солирующую роль. Поскольку, каждая из этих функций важна, в здоровом уравновешенном организме играется своего рода «мелодия», где соционические функции выступают нотами. При этом ноты должны звучать в определенной последовательности, чтобы не упустить из вида ни одну из них и не «застрять» на какой-то дольше положенного.

Рассмотрим систему качеств и ролей человека как многофакторной энерго – информационной сущности.

Таблица 7

Расположение признаков Юнга в иерархии системы тел человека

 

 

№ уровня

 

Тела

 

Проявления

Проекция на признаки Юнга

 

8

 

атманическое

миссия, смысл

Интуиция времени, T

7

 

буддхиальное

ценности

Интуиция возможности, I

6

 

каузальное

действие

Логика действий, деловая, P

5

 

ментальное

мысль

Логика мысли, ментальная, L

4

 

астральное

эмоция

Этика эмоций, E

3

 

астральное

отношение

Этика отношений, R

2

 

эфирное

ощущение

Сенсорика ощущений, S

1

 

физическое

тело

Сенсорика силовая, F.

 

 

Целостность человека характеризуется тем, что сумма энергоинформационных пространств каждого уровня выровнена. Заполнение недостающей субстанции до «целого» символизирует обуздание деструктивных акцентуаций, т.е. процесс исцеления. Семи уровням, принятым в эзотерической модели, соответствуют восемь дихотомических признаков Юнга-Аугустинавичуте, где астральный уровень представлен двумя биологически обусловленными этиками – эмоций и отношений (по этим законам живет мир растений и животных).

            В данной модели максимум энергии сосредоточен в физическом, нижнем мире. Так, чтобы получить каплю информации о свойствах самых малых частиц - бозонов, требуются гигантские энергии вплоть до десятка тераэлектронвольт в пучках Большого Адронного Коллайдера. Максимум информации – в электромагнитных, световых и гравитационных волнах всех мыслимых частот. Приведем два образа – символа такой системы.

 

  • Гекзаметр, Звезда Давида – символ взаимодействия духа (информации) и материи (энергии)
  •  Ель – символ дерева жизни

 Ствол - это нейтральное состояние человека, а ветки – состояние отклонения в сторону акцентуаций. Основная идея: заполнить максимум объема своего жизненного дерева, не застревая ни в центре, ни на опасных кончиках веток.

Феномен застревания (зацепления) описал С. Лазарев в серии книг «Диагностика кармы» (см. сайт автора). Он показал, что находиться в уравновешенном состоянии долго не получается, как бы этого ни хотелось. Если человек застревает «около ноля», он становится «серостью». Но, в какой-то момент он начинает испытывать к чему-то повышенный интерес и смещается ближе к середине ветки. Если интересом дело не ограничивается, то он смещается еще дальше, и все больше «привязывается» к предмету интереса. При дальнейшем движении по ветке человек настолько сильно «зацепляется», застревает на предмете своей любви (страсти), что формируется раздражение, а, затем, даже ненависть к тем, кто по-другому относится к этой его ценности. Застревание на пределе, на кончике ветки чревато разрушительными последствиями. Для такого человека картина мира сужается до одной точки, которую он называет: «Моя точка зрения». При этом страдает реализация на других уровнях. Если застревание искажает восприятие реальности (а это часто проявляется в витальном подсознательном блоке, т.е. не осознается), то появляются «черные учителя», описанные А.Подводным.

    Например, если безоглядно увлечься физическим развитием ради самого развития (яркий пример - спорт высоких достижений), ткани и суставы быстрее изнашиваются. Согласно статистике, хирурги, перегруженные операциями, живут в среднем меньше обычного человека. Черный учитель – «серый человек», который лишает всякой жизненной силы, изнуряетЕсли употреблять много пищи или вести беспорядочную жизнь, наступает телесное и эмоциональное «ожирение». Черный учитель – «Змей», превращающий секс в похоть и убивающий жизнь иронией.Перегрузка эмоциональной сферы чревата «выгоранием» интеллекта. Не зря среди врачей-психиатров ходит шутка: «Мы – психопатры». Черным учителем выступает «черный человек», окружающий виртуальными и реальными врагами и заражающий паранойей страха и ненависти.Застревание на ментальном уровне (синдром всезнания) ограничивает способность к активной деятельности. Есть парадоксальный афоризм: «Многие знания рождают многие скорби». На роль черного учителя претендует «Желтый человек», подменяющий истину (то твердое и согласованное с социумом, что можно эффективно использовать) ложью (то пустое, что не может быть использовано).Застревание на событийном, деятельностном уровне превращает человека в работозависимый автомат (работоголик – частый клиент психотерапевта). Черный учитель здесь – Торопыжка, не дающий человеку завершить начатое. Он подменяет созидательное суетой, что классифицируются как лень второго рода.Застревание на ценностном уровне, например, на религии, формирует агрессивного сектанта, готового уничтожить «неверующего». Есть и бытовой аспект: Черный учитель – «Свинья эгоизма». Он сужает видение человека до масштабов собственного эго. Это формирует излишние, но социально наведенные потребности: «Умру, но приобрету то, что видел (а) у имярек». Характерная фраза ее жертвы: «Могу прожить без того, что необходимо, но не могу без лишнего».Застревание на смысловом (миссионном) уровне, полностью отрывает человека от ценностей всех других уровней. В искаженном подсознательном мире здесь властвует «Дракон самоутверждения». Он подменяет высшее социальное «Я» низшим. Возникает болезненное желание славы, любви, почитания. Иньский вариант – презрение к «низкому». Дракон особо опасен тем, что, ненасытен. Агрессивно самоутверждаясь за чужой счет, он требует новых приношений. Именно этот феномен отмечается в пословице: «хочешь узнать человека, дай ему власть».

Запредельная профессиональная акцентуация приводит к профзаболеваниям. Отсюда возникает рекомендация: после «операции» не забыть «помыть руки», очиститься, полностью сменить роль, сбегать на другие целительные ветки дерева жизни. Пусть на работе я жесткий руководитель, но дома – уступчивая жена, нежная свекровь, нежный муж и отец.

Если взять библейские образы, то известные тезисы о смертных грехах извещают нас, что «грех — это то, что сокращает жизнь». Тезис: «мы рождены в грехе и живем грешниками» можно интерпретировать как «мы склонны повторять ошибки, даже после получения слабых, а, затем и более весомых сигналов об их последствиях». Подводный высказался жестче: «Удар судьбы в лоб говорит о том, что не возымели действия ее пинки в зад». Неверующие могут заменить слово «Творец» на слово «Природа». У альпинистов в ходу афоризм: «Природа не зла и не коварна. Но она безжалостно карает тех, кто нарушит ее законы».

Оптимальная рабочая акцентуация

«Между гением и безумным то сходство, что оба живут

 в совершенно другом мире, чем все остальные люди».

А. Шопенгауэр.

 

Соционика дает нам в руки инструмент, с помощью которого мы можем увидеть «нормальность» в том, что «невооруженным глазом» восприняли бы как болезнь. Например, Н. Чюрленис, если оценивать его творчество и личностные особенности в сравнении со «средней нормой» может вызвать (и вызывал) желание лечить его в строгой изоляции от общества. Если же мы разглядим в нем проявление социотипа Искатель («Дон-Кихот»), то все то, что делал этот творец входит в понятие нормального отклонения или акцентуации. Существует даже такое высказывание, что гениальность и сумасшествие – две стороны одной медали. Однако, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Соционика позволяет различить эту тонкую, и зачастую едва уловимую грань. Я.И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации.

Соответственно, столь необходимая человеку для жизни акцентуация (как вариант рабочей нормы) какой-либо черты характера находится где-то между полюсами «Отсутствие отклонения» и «Психопатия». Возможно, некоторые гармонические соотношения дадут подсказку об идеальных пропорциях, имеющихся в человеке противоположных качеств, и, соответственно, идеальное сочетание их загруженности. Насколько нагружать свои энергосберегающие, главные производственные функции, а насколько давать им отдых «как смену деятельности», подключая адаптивные?

Нас больше интересуют не точные цифры, а скорее, области возможностей применения знаний об акцентуации характера человека на практике для определения стратегий и тактик содействия человеку в его саморазвитии и реализации потенциала.

В частности, понятие «золотое сечение» определяется как отношение суммы к большей ее части (62+38)/62 = 100/62. Есть и другие гармоничные соотношения. Так, отношение суммы основания и высоты целительной пирамиды к ее основанию 100/61.

У Леонардо да Винчи существует канон: если сложить лист бумаги размером 42х58 вдвое, длина превращается в ширину, и пропорция остается прежней. Складываем исходные числа и делим на большее (58 + 42)/58 = 100/58. Существует закон Менделя 100/75, закон Парето 100/80. По данным исследований анкет кадрового агентства «СУПЕРКАДРЫ» (г. Новосибирск) у 5000 мужчин и 5000 женщин, мы выявили, что 85% мужчин относятся к логикам, 77% женщин – к этикам, т.е. соотношение в среднем 100/81. Нормальный интервал частоты сердцебиения человека (75 +/- 15) ударов в минуту.

Получилась общая картина. Можно отнести к «оптимальному» сочетание в человеке 60 - 80% основной роли и 20 - 40% дополняющей. Ближе всего к оптимуму находится цифра 75. Сигнал из законов биологии: идеальная загруженность главных производственных, энергосберегающих функций социотипа равна 75%. Реализацию себя в занятости только одной деятельностью ниже 60% и выше 90% можно отнести к отклонениям, требующим наблюдения либо вмешательства психолога, психотерапевта. В первом случае получаем мало результативное рассредоточение, демотивацию, низкую самооценку. Эти синдромы чреваты невротизмом, депрессией. Во втором случае имеем дело со сверхсосредоточением, зацикливанием, тем самым застреванием, эмоциональным выгоранием, а, в пределе, психопатией, агрессивной экспрессией. Заметим, что данные рекомендации не претендуют на абсолют. Всегда есть исключительные случаи. Но и судьбы высоко акцентуированных гениев подчиняются этому закону. Вспомним возраст преждевременного ухода из жизни высокоталантливых актеров, поэтов: 30 – 40 лет… В их времена гигиена труда не была в моде.

Наибольших успехов в своем развитии человек достигает, когда хорошо знает пределы своих возможностей, развивается нагрузкой в тренировочном режиме и время от времени, но непреклонно работает над расширением пределов. Главную производственную, профессиональную функцию (лидерскую, творческую, рутинную или экспертную) полезно нагружать на 75%. Например, накачивая мышцы, поднимать штангу весом 75% от текущего рекорда. Но время от времени тестировать себя, поднимая штангу предельного веса. К. Бутейко, автор методики поверхностного гипокислородного дыхания, рекомендует время от времени задерживать дыхание, измеряя комфортное время задержки. Нагружаться на 90-100% желательно под руководством опытного наставника и в условиях глубокой системной профилактики здоровья.

Борьба и войны за рабов, за территории, за деньги уходит в прошлое. Наступает время экономики знаний, экономики компетенций, экономики производства человека. Нам надо быть готовыми воспринять приход новых талантов – человеческого капитала будущего, социального и культурного капитала будущего. За ними будет такая же азартная охота (Head-Hunting), как сегодня за деньгами. Их ждет жизнь взахлеб, в азарте интереса. Их ждет активное долгожительство.

 

 



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Сексуальная энергия: взгляд Запада и Востока. Роль сексуальной энергии в жизни человека.
  • Роль эмоций в жизни человека
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Время жизни человека
  • Если вы встретили действительно своего человека...
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Зеркальный мир, или роль отражения в жизни обычного человека
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Если у вашего любимого человека пограничное расстройство личности?
  • Влияние эмоций на жизнь человека. Персонажи книг.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Роль сновидения в жизни человека
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Если у любимого человека проблемы
  • Если у близкого человека депрессия
  • Если у человека истерика, что делать?
  • Если у близкого человека депрессия
  • А человека нет. Что мне делать, если смерть.
  • Если у близкого человека онкология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь