|
Влияние эмоций на жизнь человека. Персонажи книг.Автор статьи: Юлия Вадимовна Воронина
Эмоция – это реакция организма на раздражитель, который воздействует на него с целью информирования о чём-то. Этот раздражитель вызывает в организме отклик на это информирование (образ, форма, речь, запах, вкус, прикосновение к чему-то или кому-то) в виде переживаний, движений, изменениями висцеральных функций (повышение и снижение кровяного давления, усиление и ослабление кишечной перистальтики) субъекта. Эмоция - отражение мозгом человека (животного) актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоциональное внимание – внимание, которое привлекается сильными эмоционально - значимыми стимулами (память – процесс запечатления информации). Все мы переживаем то, что происходит в нашей жизни и вокруг нас. Все мы переживаем чувства или эмоции по отношению к окружающей нас действительности. Сильные эмоции или аффекты проявляются у нас в виде вербальных или невербальных переживаний (опасность/безопасность). В эмоциональных процессах устанавливается связь или взаимоотношение между ходом событий, которые совершаются в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на их удовлетворение и течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнедеятельность организма. В результате этого человек настраивается на действия или противодействия. Содержание эмоций разное: 1. Объективный опыт, который испытывает сам субъект в виде ощущений: тепло, холод, свет; 2. Субъективный опыт в виде проявления чувств: звук, вкус, обоняние, боль, свет, тепло. Чувства, возникающие у человека при виде предметов, которые нравятся или не нравятся, чувства в момент волевого и другого акта. Любая эмоция отражает знания и отношения: удивление, изумление, любопытство, сомнение. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоциональные состояния: радость, гнев, печаль, страх, отвращение. Положительные эмоции (позитивный настрой на жизнь) и Отрицательные эмоции (недооценка реальности). Выражение эмоций: жесты, мимика. Положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности. Отрицательная эмоция - об удалении от него. Субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Предметное содержание: сходство, импликация (истинность), совпадение, уверенность отношения: будущее, настоящее, прошлое, условный, отрицательный, утверждение. Сферы эмоций
Проявления эмоций
Концептуальная модель системы личность («Я» - внешний мир): формирование плана и программы поведения. Эмоции настоящего опыта человека, его внутреннего и внешнего мира, оцениваются по случайным признакам: поспешные решения, всегда основанные на аналогии поступков. Эмоции прошлого опыта базируются на аналогии сравнения с коллективным опытом: обучение, воспитание, мировоззрение. Эмоции прогноза будущего – настоящая реальность как отправная точка для предвидения последующих событий в жизни человека. С биологическими эмоциями связаны те центры, которые реализуют стереотипные программы поведения. Эмоции деятельности связаны с динамической интеграцией структур головного мозга, которые образуются при выполнении деятельности (лимбический мозг, гиппокамп, миндалина). Гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти. Лимбическая система определяет эмоциональный настрой человека и побуждение к действию, процессы научения, памяти. Её влияние на функции органов происходит через гипоталамус. Гипоталамус — небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (свыше 30 ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма. В боковой части среднего мозга находится миндалина, которая отвечает за реакцию страха и агрессию. Важную роль играет ретикулярная формация моста и ствола головного мозга (лобная и височная кора). При раздражении лимбико-ретикулярного комплекса происходят вегетососудистые изменения. Физиолог Ю. Конорский дал название этой системе «эмоциональный мозг». Если обратить внимание на тексты художественных произведений, то получается то, что эмоции, которые возникают, у персонажей (Гамлет у В. Шекспира, Семь полководцев у Эсхила) детерминируются в поведенческие реакции. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы, темперамента и свойствами личности, характера. Например, эмоции идеалов, общественного долга проявлены у персонажей: Чапаев, Печорин, Матросов. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость. Сила же возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и т. п. Когда я стала работать в направлении библиотерапия, то стала обращать внимание на, то, как люди реагируют на фрагменты текстов художественных произведений из книг, которые им нравятся или не нравятся. Сцены с теми героями, с которыми читатели себя ассоциировали, вызывали у них сильные эмоции: радость, смех, счастье, гордость, воодушевление, то есть герой служил примером для них. И наоборот те герои, которые их не привлекали, вызывали в них различные негативные чувства: возмущение, раздражение, гнев, желание наказать героя. Секрет библиотерапии заключается в том, чтобы увидеть ошибки персонажей и проработать их в себе самом. В этом и заключается целительная сила этого направления арт-терапии. Замена настольных книг читателей помогает переключить его внимание на положительные качества героя, поменять образ своей жизни, изменить свой сценарий судьбы. Мы не задумываемся о том, что каждое слово, которое мы читаем или произносим, вслух является кодом или ключом для создания программы реализации нашей жизни. Отследить фразы, которые нас цепляют, в текстах помогает их контент-анализ. Самому увидеть свои блоки трудно, так как у нас есть много шторок, ширмочек безопасности внутри сидит. Библиотерапевт сможет отследить места блок-программ и направить Вас в нужное русло. Примеры эмоций и поведенческих реакций персонажей художественной литературы Подробно о «Гамлете» В. Шекспира (эмоции, поведение, характер)
Представьте, что Вы в горе, Вам плохо, приходит Гамлет и начинает сопереживать Вашему горю так, что Вы, глядя на Гамлета, понимаете, что у Вас-то не всё так и плохо. Ведь переживания Гамлета всегда будут сильнее Ваших. Гамлет - блюститель с жестким моральным кодексом. Для него плохое - это плохое, хорошее - это хорошее. Эти категории не плавают в его восприятии. Он больше настроен на свои эмоции, так как виктим, а значит, поведение будет вызывающим, кричащим. Виктим всегда хороший, просто мир вокруг - злой и жестокий. Если на Вас направлены эмоции Гамлета, можете быть уверенными в том, что в данный момент он играет как минимум для Вас и еще пары-тройки человек, заряжает своим эмоциональным фоном. Кратко о произведениях и героях: «Семеро против Фив» Эсхила
«Чапаев» Д. Фурманова Черты характера, эмоции Чапаева: народный герой, боец, воин, полководец, защитник Родины, бесстрашный, смелый, отважный, готовый к риску, вечно молодой душой, с чувством юмора. Сравнение героя: «А по степи ветер, как вздох, ходит пахучими и холодными валами, ходит над белыми снегами, ходит над снежными пустырями, пропадает в чистую синь раннего мартовского неба». «Герой нашего времени» (Печорин) М. Лермонтова Черты характера, эмоции плюс Печорина: бесстрашие, смелость, щедрость, способность на пылкое, глубокое чувство, доброта, внимательное отношение, при желании к другому человеку. Черты характера эмоции минус: авантюризм, непостоянство, быстрая смена настроения, эгоизм, равнодушие. Персона и Тень в сочетании целой натуры. «Александр Матросов» П. Журба Черты характера, эмоции Александра Матросова: моральная чистота, огромная требовательность к себе, весёлый характер, жизнелюбие, храбрость, готовность к риску, патриотизм. Любые эмоции активизируют автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы. Желательно своевременно реагировать на проявляющиеся симптомы и обращаться к специалисту.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|