Влияние эмоций на жизнь человека. Персонажи книг.

Эмоцияэто реакция организма на раздражитель, который воздействует на него с целью информирования о чём-то. Этот раздражитель вызывает в организме отклик на это информирование (образ, форма, речь, запах, вкус, прикосновение к чему-то или кому-то) в виде переживаний, движений, изменениями висцеральных функций (повышение и снижение кровяного давления, усиление и ослабление кишечной перистальтики) субъекта.

Эмоция - отражение мозгом человека (животного) актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.
Эмоциональное внимание – внимание, которое привлекается сильными эмоционально - значимыми стимулами (память – процесс запечатления информации).

Все мы переживаем то, что происходит в нашей жизни и вокруг нас. Все мы переживаем чувства или эмоции по отношению к окружающей нас действительности. Сильные эмоции или аффекты  проявляются у нас  в виде вербальных или невербальных переживаний (опасность/безопасность). В эмоциональных процессах устанавливается связь или взаимоотношение между ходом событий, которые совершаются в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на их удовлетворение и течением внутренних органических процессов, от которых зависит жизнедеятельность организма. В результате этого человек настраивается на действия или противодействия.

Содержание эмоций разное: 1. Объективный опыт,  который испытывает сам субъект в виде ощущений:  тепло, холод, свет; 2. Субъективный опыт в виде проявления чувств: звук, вкус, обоняние, боль, свет, тепло. Чувства, возникающие у человека при виде предметов, которые нравятся или не нравятся, чувства в момент волевого и другого акта.

Любая эмоция отражает знания и отношения: удивление, изумление, любопытство, сомнение.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Эмоциональные состояния:  радость, гнев, печаль, страх, отвращение.

Положительные эмоции (позитивный настрой на жизнь) и Отрицательные эмоции (недооценка реальности). Выражение эмоций: жесты, мимика.

Положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности. Отрицательная эмоция - об удалении от него. Субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе.

Предметное содержание: сходство, импликация (истинность), совпадение, уверенность отношения: будущее, настоящее, прошлое, условный, отрицательный, утверждение.

Сферы эмоций

  • Органическая (аффектно -эмоциональная) чувствительность.
  • Предметные чувства: материальные; интеллектуальные; эстетические;
  • Обобщенные мировоззренческие чувства.

Проявления эмоций

  • Элементарные удовольствия и неудовольствия (удовлетворение органических потребностей). Эмоции личности, боль.
  • Обладание определёнными предметами и занятие отдельными видами деятельности. Восхищение одними предметами, людьми и видами деятельности и отвращение к другим. Удовольствие/неудовольствие, возбуждение/успокоение, напряжение/разрядка, беспредметные/предметные: тревога, страх, радость.
  • Мораль и отношения человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Идеи, мировоззрение, чувство юмора

Концептуальная модель системы личность («Я» - внешний мир): формирование плана и программы поведения.

Эмоции настоящего опыта человека, его внутреннего и внешнего мира, оцениваются по случайным признакам: поспешные решения, всегда основанные на аналогии поступков. Эмоции прошлого опыта базируются на аналогии сравнения с коллективным опытом: обучение, воспитание, мировоззрение. Эмоции прогноза будущего – настоящая реальность как отправная точка для предвидения последующих событий в жизни человека.

С биологическими эмоциями связаны те центры, которые реализуют стереотипные программы поведения. Эмоции деятельности связаны с динамической интеграцией структур головного мозга, которые образуются при выполнении деятельности (лимбический мозг, гиппокамп, миндалина). Гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти. Лимбическая система определяет эмоциональный настрой человека и побуждение к действию, процессы научения, памяти. Её влияние на функции органов происходит через гипоталамус.

Гипоталамус — небольшая область в промежуточном мозге, включающая в себя большое число групп клеток (свыше 30 ядер), которые регулируют нейроэндокринную деятельность мозга и гомеостаз организма.

В боковой части среднего мозга находится миндалина, которая отвечает за реакцию страха и агрессию. Важную роль играет ретикулярная формация моста и ствола головного мозга (лобная и височная кора). При раздражении лимбико-ретикулярного комплекса происходят вегетососудистые изменения. Физиолог Ю. Конорский дал название этой системе «эмоциональный мозг».

Если обратить внимание на тексты художественных произведений, то получается то, что эмоции, которые возникают,  у персонажей (Гамлет у  В. Шекспира, Семь полководцев у Эсхила) детерминируются в поведенческие реакции. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы, темперамента и свойствами личности, характера. Например, эмоции идеалов, общественного долга проявлены у персонажей: Чапаев, Печорин, Матросов.

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.
Сила же  возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.
Для личных общественных  потребностей  характерны эмоции – мотивы, а эмоции – цели бывают: временные,  духовные, трудовые, материальные.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и т. п.

Когда я стала работать в направлении библиотерапия, то стала обращать внимание на, то, как люди реагируют на фрагменты текстов художественных произведений из книг, которые им нравятся или не нравятся. Сцены с теми героями, с которыми читатели себя ассоциировали, вызывали у них сильные эмоции: радость, смех, счастье, гордость, воодушевление, то есть герой служил примером для них. И  наоборот те герои, которые их не привлекали, вызывали в них различные негативные чувства: возмущение, раздражение, гнев, желание наказать героя. Секрет библиотерапии заключается в том, чтобы увидеть ошибки персонажей и проработать их в себе самом. В этом и заключается целительная сила этого направления арт-терапии. Замена настольных книг читателей помогает переключить его внимание на положительные качества героя, поменять образ своей жизни, изменить свой сценарий судьбы. Мы не задумываемся о том, что каждое слово, которое мы читаем или произносим, вслух является кодом или ключом для создания программы реализации нашей жизни. Отследить фразы, которые нас цепляют, в текстах помогает их контент-анализ. Самому увидеть свои блоки трудно, так как у нас есть много шторок, ширмочек безопасности внутри сидит. Библиотерапевт сможет отследить места блок-программ и направить Вас  в нужное русло.

Примеры эмоций и поведенческих реакций персонажей художественной литературы

Подробно о «Гамлете» В. Шекспира (эмоции, поведение, характер)

Влияние эмоций на жизнь человека Персонажи книг


 Эмоции Гамлета называют драматичными.  Он постоянно играет, мир видит в трагических красках, постоянно ждёт неприятностей. Мир для него слишком динамичный. Его главная  тема - судьба. У него много личных проблем и стремления облагодетельствовать человечество.  Гамлет серьёзный и  сосредоточенный на своих проблемах человек, который  постоянно сомневается, колеблется. В то же время он сильно  неуравновешенный, легковозбудимый, раздражительный, безынициативный, свои чувства ставит выше разума.  Ему нужно владеть информацией полностью, подстраховываться,  только тогда  он способен рисковать, смело принимать решения. Гамлет стратег, который не будет тратить своё время и силы зря.  К любой работе относится серьезно, с ответственностью и стремится довести ее до конца. Ему важно добиваться победы, во что бы то ни стало. Ему легче потерпеть поражение,  чем пойти на компромисс. В экстремальных ситуациях от его неуверенности не остаётся и следа. Никогда не сделает зла и сам не терпит зла в  других.  У него свои понятия об этике, независимо от  традиций и авторитетов. Внимательный к людям, но навязчивый, бестактен, требователен, сочувствует им, старается помочь в тяжелую минуту. Окружающим с ним нелегко, так как  в нём нет легкости восприятия жизни. Хороший семьянин,  чувства к партнеру выражает не заботой о нем, а предупреждениями об опасностях, которые могут на него свалиться. Он не очень чувствует будущее. Любит давать поручения как руководитель, но боится, что его поступки неэстетичные. Имеет высокомерную манеру держаться. Для него мир человеческих переживаний, чувств и эмоций -  это сфера его интересов, мастерская, в которой  он исследует. Гамлет видит свое предназначение в исследовании души  человека, хочет найти источник её боли, страданий, переживаний,  поступков.  Он конструктивист, которому  сложно сонастроиться с мыслями, чувствами, эмоциями, поскольку он сам является их транслятором. Он рационал с ограниченным  ассортиментом реакций, который   склонен сопереживать сильнее самого собеседника, и этим  доводит себя самого  до нервного срыва.

Представьте, что  Вы в горе, Вам плохо, приходит Гамлет и начинает сопереживать Вашему горю так, что Вы, глядя на Гамлета, понимаете, что у Вас-то не всё так  и плохо. Ведь переживания Гамлета всегда будут сильнее Ваших.

Гамлет - блюститель с жестким моральным кодексом. Для него плохое - это плохое, хорошее -  это хорошее.  Эти категории не плавают в его восприятии.  Он больше настроен на свои эмоции, так как виктим, а значит, поведение будет вызывающим, кричащим. Виктим всегда хороший, просто мир вокруг - злой и жестокий. Если на Вас направлены эмоции Гамлета, можете быть уверенными в том, что в данный момент он играет как минимум для Вас и еще пары-тройки человек, заряжает своим эмоциональным фоном.

Кратко о произведениях и героях:

«Семеро против Фив» Эсхила


Черты характера, эмоции  героев (полководцев): иррациональные эмоции, торжество божественной воли, направленность воинственной энергии на уничтожения рода, неразумие смертных,  любые средства для достижения объективно разумного результата, если даже сам герой и не виновен в преступлениях своих предков, агрессивная энергия.  

«Чапаев» Д. Фурманова



Черты характера, эмоции Чапаева:  народный герой, боец, воин, полководец, защитник Родины, бесстрашный, смелый, отважный, готовый к риску, вечно молодой душой, с чувством юмора.

Сравнение героя: «А по степи ветер, как вздох, ходит пахучими и холодными ва­лами, ходит над белыми снегами, ходит над снежными пустырями, пропадает в чистую синь раннего мартовского неба».

«Герой нашего времени» (Печорин) М. Лермонтова


Черты характера, эмоции плюс Печорина: бесстрашие, смелость, щедрость, способность на пылкое, глубокое чувство,  доброта, внимательное отношение,  при желании к другому человеку. Черты характера эмоции минус: авантюризм, непостоянство, быстрая смена настроения, эгоизм,  равнодушие. Персона и Тень в сочетании целой натуры.

«Александр Матросов» П. Журба



Черты характера, эмоции Александра Матросова: моральная чистота, огромная требовательность к себе, весёлый характер, жизнелюбие,  храбрость, готовность к риску, патриотизм.  

Любые эмоции активизируют  автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем. Разум и тело находятся в гармонии для осуществления действия. Если же соответствующие эмоциям знания и действия блокируются, то в результате могут появляться психосоматические симптомы. Желательно своевременно реагировать на проявляющиеся симптомы и обращаться к специалисту.

 



Просмотров: 797
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Эмоции и чувства. Как контролировать эмоции
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Эмоции, чувства, ощущения, настроения и аффекты. В чем же разница?
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Почему важно принимать и проживать любые эмоции и чувства
  • Как переживать эмоции. Прием изменения интенсивности эмоции
  • Зачем эмоции и чувства в нашей жизни? (Мост Перемен, Вып.1)
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Чувства и эмоции в жизни женщины.
  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.
  • Эмоции. Часть 1. Для чего нужны эмоции?
  • Что такое эмоции, чувства и состояние? В чем их магическая сила?
  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Эмоции в жизни человека
  • Эмоции и чувства против разума и рационального
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • О чем могут сказать наши чувства и эмоции?
  • Эмоции, чувства, настроение.
  • Эмоциональная гигиена. Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 1 - подавлять эмоции
  • Что такое эмоции? Виды эмоций
  • Эмоции. Часть 2. Подавленные эмоции.
  • Механика эмоций: базовые эмоции в инфографике
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • Менять надо настроение, а не эмоции или чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь