От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.

В реальной жизни, которую мы проживаем каждый день, довольно часто сталкиваемся с проблемами, требующими срочного решения, конфликтами, мелкими неурядицами. Одних такие сложности вгоняют в ступор, другие наоборот начинают более активно включаться в процесс решения задачи, другие стараются ее не замечать. Возникает вопрос: “Почему одни люди могут легко справиться с трудностями жизни, а другие воспринимают их как нечто непреодолимое и опускают руки?”. Постараемся ответить на этот вопрос.

 

Приведем аналогию с подверженностью инфекционным заболеваниям: в классе могут находиться более 20-ти детей, но не факт, что абсолютно все заболеют, если в классе будет присутствовать носитель инфекции. Т. е. у психики, как и у нашего организма есть особый иммунитет, который защищает нас от вредоносных бактерий, инфекций, поддерживает наш организм здоровым.

 

Защитные механизмы психики служат для устранения или минимизации негативных, травмирующих переживаний. Эти переживания могут быть связаны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира.

Развитие механизмов защиты и совладания, овладение необходимыми навыками для преодоления трудных жизненных ситуаций – важная и необходимая часть развития личности ребенка.  В процессе онтогенеза (индивидуального развития) у каждого ребенка формируется индивидуальный уникальный стиль адаптивного или защитного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессы повседневной жизни.

 

Существует мнение, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы (Грановская, Никольская, 1998; Гребенников, 1994):

- динамические особенности психики (например, темперамент);

- личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей;

- опыт отношений в родительской семье как пример разрешения жизненных ситуаций;

- хроническая психотравматизация личности.

Общая черта всех видов защиты – их независимость от сознательных желаний и намерений человека, поэтому можно наблюдать только их внешние проявления [Грановская, Никольская, 1998].

 

Помимо этого выделяют такое понятие, как: “копинг-ресурсы”, - относительно стабильные характеристики личности и среды, которые обеспечивают психологический фон для преодоления стресса, способствуя развитию конструктивных копинг-стратегий”. К личностным (внутренним ресурсам) относят: выносливость (фрустрационную толерантность, самооценка, способность к восприятию социальной поддержки, ролевая компетентность (успешность и компетентность в своих социальных ролях, эмпатия (способность воспринимать эмоциональные состояния другого человека). Средовыми (внешними) ресурсами будут являться все виды возможной помощи со стороны друзей, родных, родителей (если мы говорим о детях и подростках) и прочее.

 

К конструктивным способам совладающего поведения относятся следующие копинги:

- Самоконтроль;

- Поиск социальной поддержки;

- Принятие ответственности;

- Планирование решения проблемы;

- Положительная переоценка;

- Бегство (избегание).

 

Естественно, если есть конструктивные способы, то есть и диструктивные копинг-стратегии, способы поведения, которые не способствуют разрешению сложившейся стрессовой ситуации. Среди них выделяют: конфронтацию и дистанциирование. Конфронтация предполагает агрессивные попытки преодолеть стресс, а дистанциирование позволяет отстраниться мысленно от проблемы и смягчить остроту эмоциональных переживаний, что в последствии ведет к недооценке объективной ситуации.

 

В заключение хотелось бы отметить, дети и подростки главным образом копируют Нас - взрослых, родителей и педагогов, бабушек и дедушек, поэтому давайте будем бережно относиться к формированию конструктивных (“помогающих”) защитных механизмов психики, копингов, способов совладающего поведения. Мы может много рассуждать о терминах, и классификациях, рассуждать, почему подросток ведет себя так, а не иначе, но смысл остается прежним: “Любите своих детей, покажите им, что у любой проблемы есть решение, что Вы всегда рядом и сможете помочь, если от Вас это потребуется!”



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Тату как выражение агрессии и защитных механизмов в отношении секса
  • Психологические особенности формирования защитных механизмов у больных онкологией
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Две функции защитных механизмов
  • Протяжный скрип защитных механизмов
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Размышления по поводу защитных механизмов в терапии
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Защитные механизмы психики, что это?
  • Копинг-стратегии и защитные механизмы: что же исследуется? (любительский перевод)
  • Что есть отношения для каждого из нас...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь