От чего зависит наша способность справляться с трудностями жизни? Отвечаем на вопрос.

В реальной жизни, которую мы проживаем каждый день, довольно часто сталкиваемся с проблемами, требующими срочного решения, конфликтами, мелкими неурядицами. Одних такие сложности вгоняют в ступор, другие наоборот начинают более активно включаться в процесс решения задачи, другие стараются ее не замечать. Возникает вопрос: “Почему одни люди могут легко справиться с трудностями жизни, а другие воспринимают их как нечто непреодолимое и опускают руки?”. Постараемся ответить на этот вопрос.

 

Приведем аналогию с подверженностью инфекционным заболеваниям: в классе могут находиться более 20-ти детей, но не факт, что абсолютно все заболеют, если в классе будет присутствовать носитель инфекции. Т. е. у психики, как и у нашего организма есть особый иммунитет, который защищает нас от вредоносных бактерий, инфекций, поддерживает наш организм здоровым.

 

Защитные механизмы психики служат для устранения или минимизации негативных, травмирующих переживаний. Эти переживания могут быть связаны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. В конечном итоге действие защитных механизмов направлено на сохранение стабильности самооценки человека, его представлений о себе и образа мира.

Развитие механизмов защиты и совладания, овладение необходимыми навыками для преодоления трудных жизненных ситуаций – важная и необходимая часть развития личности ребенка.  В процессе онтогенеза (индивидуального развития) у каждого ребенка формируется индивидуальный уникальный стиль адаптивного или защитного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессы повседневной жизни.

 

Существует мнение, что развитие стилевых защитных механизмов определяют следующие факторы (Грановская, Никольская, 1998; Гребенников, 1994):

- динамические особенности психики (например, темперамент);

- личный опыт успешности удовлетворения базисных психологических потребностей;

- опыт отношений в родительской семье как пример разрешения жизненных ситуаций;

- хроническая психотравматизация личности.

Общая черта всех видов защиты – их независимость от сознательных желаний и намерений человека, поэтому можно наблюдать только их внешние проявления [Грановская, Никольская, 1998].

 

Помимо этого выделяют такое понятие, как: “копинг-ресурсы”, - относительно стабильные характеристики личности и среды, которые обеспечивают психологический фон для преодоления стресса, способствуя развитию конструктивных копинг-стратегий”. К личностным (внутренним ресурсам) относят: выносливость (фрустрационную толерантность, самооценка, способность к восприятию социальной поддержки, ролевая компетентность (успешность и компетентность в своих социальных ролях, эмпатия (способность воспринимать эмоциональные состояния другого человека). Средовыми (внешними) ресурсами будут являться все виды возможной помощи со стороны друзей, родных, родителей (если мы говорим о детях и подростках) и прочее.

 

К конструктивным способам совладающего поведения относятся следующие копинги:

- Самоконтроль;

- Поиск социальной поддержки;

- Принятие ответственности;

- Планирование решения проблемы;

- Положительная переоценка;

- Бегство (избегание).

 

Естественно, если есть конструктивные способы, то есть и диструктивные копинг-стратегии, способы поведения, которые не способствуют разрешению сложившейся стрессовой ситуации. Среди них выделяют: конфронтацию и дистанциирование. Конфронтация предполагает агрессивные попытки преодолеть стресс, а дистанциирование позволяет отстраниться мысленно от проблемы и смягчить остроту эмоциональных переживаний, что в последствии ведет к недооценке объективной ситуации.

 

В заключение хотелось бы отметить, дети и подростки главным образом копируют Нас - взрослых, родителей и педагогов, бабушек и дедушек, поэтому давайте будем бережно относиться к формированию конструктивных (“помогающих”) защитных механизмов психики, копингов, способов совладающего поведения. Мы может много рассуждать о терминах, и классификациях, рассуждать, почему подросток ведет себя так, а не иначе, но смысл остается прежним: “Любите своих детей, покажите им, что у любой проблемы есть решение, что Вы всегда рядом и сможете помочь, если от Вас это потребуется!”



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Психологические особенности формирования защитных механизмов у больных онкологией
  • Две функции защитных механизмов
  • Протяжный скрип защитных механизмов
  • Размышления по поводу защитных механизмов в терапии
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Тату как выражение агрессии и защитных механизмов в отношении секса
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Примитивные защитные механизмы психики - от детства к пограничной организации личности и психозу
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Способы защиты нашей психики
  • Стратегии копинг-поведения, жизнестойкость безработных в зависимости от стажа безработицы
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • Как возникают психологические проблемы? Привязанность и принятие как базовые механизмы психики.
  • Особенности копинг поведения и жизнестойкости безработных с различным уровнем одиночества
  • Защитные Механизмы: Иммунитет Психики
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Решение проблемы детского поведения разведённых родителей
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь