Плей-Бек театр в образовательной среде

«Вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры» - фраза, ставшая лозунгом в работе Э. Берна над социальными ролями, которые проигрываются каждый день, каждым человеком.

Но речь пойдет не о ролях, а о людях – актерах, которые переживают разные жизненные периоды, проигрывая собственные сценарии. Почему нельзя жить по сценарию одного успешного человека? Почему бы не записать конспект и четко ему следовать?

         Нет секрета, что каждый из нас имеет свою собственную историю происхождения, рождения и становления. Во все эти этапы мы по-разному переживаем кризисы, которые сопровождаются своими переживаниями. Эти мини-драмы и служат отправной точкой всего предисловия.

Наша задача – не «расковырять», выведать о драме человека, а помочь проиграть, принять ситуацию и, надеемся, осознать истинные причины и пути решения проблемы.

Почему школа?! А где, как не в школе проигрываются роли, правда, мини-социума? Где, как не в школе происходит становление личности, с ее потребностями, притязаниями и достижениями? Где, как не в школе наилучшим образом происходит проигрывание различных ситуаций с отождествлением себя с определенной социальной группой.

Изучение конфликта в школе имеет, если не ведущую ценность, так личностную значимость, поскольку позволяет рассмотреть сложившиеся ситуации с разных жизненных позиций участников. Одна закономерность, которая мешает осознать истинные причины – это публичность и навязчивость. Разбирают конфликты:

·        во-первых, в присутствии значимых людей (учителя, администрация, родители, ученики) – так себе «страшилка» с унижением личности;

·        во-вторых, без предварительного согласия участника.     

Решение же конфликта возможно в том случае, если удовлетворены потребности сторон, о которых было заявлено.

Именно плей-бек театр способен на такое удовлетворение потребностей. Не потому, что плей-бек что-то делает, а потому, что подросток (ребенок, родитель, учитель), принимая участие в любой роли, проигрывает и свои переживания, делиться впечатлением.

Плей-бек дает возможность не исправлять, а предотвращать возникновение конфликтной ситуации. Ситуации, конечно, будут возникать, но отношение к ним и к самим конфликтующим кардинально изменится. Да и сам участник по-новому начнет смотреть на себя в конфликте, а многие ситуации научится анализировать. Ситуаций выхода множество, ведь вся наша жизнь, а жизнь подростка подавно – сплошная импровизация. Плей-бек и есть тем театром, где участникам предоставляется возможность импровизировать.

В дословном переводе термин “Плейбек”  звучит как “Театр воспроизведения”, однако суть  Плейбека больше отражают такие его названия как “Театр Ретроспективы”, “Театр импровизации”  или “Театр зрительских историй”.

Первое, на чем следует акцентировать внимание – этическая сторона плей-бека.

·        Каждый участник получает возможность опосредовано принять участие в решении конфликта - увидеть свою проблему со стороны в различных вариациях завершения действия,  ситуации, актуальной для себя самого на данный момент. Может проигрываться чужая ситуация, а стать она может актуальной для многих «зрителей», каждый из присутствующих может найти ответ, увидеть выход – вывод делается непринужденно и, самое главное, добровольно.

·        Все в нашей жизни и с нами не происходит просто так. Все события спланированы нами заранее, но подсознательно. Попадание в группу участников плей-бека не случайно, так как это личная пьеса отдельно взятого участника. Он сам является “драматургом своей жизни”.  И тем не менее, на протяжении всего действия «главный герой» отстранен, он не находится в действии, что снимает часть сопротивления, которое происходит во время прилюдного порицания, создает дополнительную безопасность эмоциональному миру участника. 

·        Наличие позитивного настроя (подкрепления) и поддержки со стороны группы:

-         возможность получения обратной связи;

-         моделирование различных вариантов проблем и решений;

-         актуализация чувства ответственности за свою жизнь;

-         возможность экспериментирования в безопасной ситуации.

      Второе, не менее важное для психолога, работающего с детской (подростковой) категорией – способность плей-бека побуждать участников к саморазвитию и самовоспитанию, самокоррекции.

      Таким образом, плей-бек – метод, который действует многогранно и многолико, задействуя осознанные и неосознанные ресурсы участников.

Плей Бек театр в образовательной среде



Просмотров: 414
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вся наша жизнь... театр. Роли, которые играют люди.
  • Театр Жестокости Антонена Арто и Магический Театр Владислава Лебедько
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Развивающий театр, или для чего театр детям
  • Театр абсурда или чужая жизнь, пересказанная «своим» языком
  • Жизнь как театр: что мешает выступать публично и быть в центре внимания.
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Жизнь, как театр (о гениях и бездарностях)
  • Семья - это театр? Определите свою роль в семье.
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Плейбек-театр
  • «Я не знал куда пойти и в театр пошёл», или чем может быть полезен психолог
  • Технология Пере-зачатия - возможность улучшить свою жизнь
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Конфликтные ситуации в семье. Конструктивный выход из конфликта.
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Театр Жизни
  • Театр или созидание жизни
  • Каждый выбирает свою коробочку. Или почему мы бежим от себя.
  • Театр одного продавца
  • Театр одного мужчины
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Театр одного актера (или Мир Зеро)
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Метод Боаля: театр и терапия
  • Поход в театр как метод терапии
  • Как прожить свою собственную жизнь. Сценарии, которые мы пишем
  • Театр одного актёра, или О способности быть разным
  • Матрица – первопричина или почему с нами происходит то, что происходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь