|
Методы работы с горем у подростков и взрослогоАвтор статьи: Татьяна Силаева
Методы работы с горем у ребенка и взрослого Если ты делаешь человека счастливым, почему он должен тебя покинуть? Но, если ты делаешь его несчастным, почему он не может тебя покинуть? В данной статье хочу затронуть моменты работы с потерями и гореванием у взрослых и подростков среднего и старшего подросткового периода. Так, в своей предыдущей статье я описала методы работы психолога с маленькими детьми до среднего подросткового возраста), при потерях и горевании. Напомню об этом: Обратился папа ребенка 10 лет. Мама мальчика умерла в течении 2 недель, после операции, вырезали раковую опухоль. Женщина обратилась к врачам слишком поздно. Для семьи ее болезнь стала полнейшей неожиданностью. С момента обращения к врачам до ее кончины, прошло всего недели 3. Хирург, делавший операцию, являлся родственником этой семьи. Я пишу так подробно, чтобы было понятно, что для мужа и сыночка, смерть их любимой мамы и жены, стала полной неожиданностью. Тут я пропускаю описание проживания горя ребенком. А теперь, собственно, о самом Взрослом человеке. О том, как он переживал потерю. Разрешение от клиента, на описания в статье данного случая, получено (кстати, семья испанская). Мужчина стал сильно тревожиться из-за поведения сына: он растерялся, так как ребенком ранее занималась мама ребенка. Папа стал пытался "давить" на сына, заставлял, повышал голос, но силу не применял. Сам мужчина, тоже очень тяжело переживал потерю. Ушел в работу с головой (empresario своей личной фирмы). В дальнейшем он с трудом рассказал, что "даже заплакал" впервые в жизни. И, да, он стыдился своих слез....просил не сообщать об этом сыну....В целом, повторяю, он растерялся. У него было ощущение, что счастье покинуло его....уверенность бытия пошатнулась... Продолжаю описывать свою практическую работу с данным случаем, попутно затрагивая и похожие ситуации при работе психолога со взрослыми. Жизнь вносит свои коррективы, порой неожиданно и грубо в наши судьбы. Это называется "ненормальной ситуацией" для человека. И тогда в такой не нормальной ситуации потерь, поведение человека становится несколько неадекватным. Это носит название "нормального поведения человека в не нормальной для него ситуации". Не нормальные ситуации потерь (и кризисных состояний: не излечимые болезни, насилия, теракты) проявляются не только при смерти близкого человека, но и при расставаниях Время лечит...не всегда. Психолог может помочь и вернуть человека в его "нормальность". Методы: арттерапия, работа с мандалой, релаксметоды, плавание, полноценный сон и отдых, смехотерапия, обязателен массаж, плавание. А также: Метод "Прощальное письмо к умершему". Для работы со взрослыми и подростками среднего (12-15 лет) и старшего подросткового возраста (с 16 лет). Когда человек что-то не досказал (и не только с умершим, а и с ушедшим, например, в ситуации развода, либо бросившим ребенка....). Клиент пишет письмо, обращаясь к умершему, как при жизни, как будто бы тот живой (не ушел...не бросил....не развелся...). Это письмо должно быть единственным и в нем надо отразить, что оно последнее. До этого последнего письма тоже могут быть письма без условия законченности. Письма уничтожаются, с ощущением невозврата. При работе с чувством вины клиента, в письме описать все изменения в жизни. Рассказать о планах на будущее. Обязательно поблагодарить человека. И тоже сжигаем, либо закапываем.... Метод "Прощение обид". при разводах, к примеру. Пишем в тетради тоже 1 только письмо. Психологу нельзя просить его почитать. Также уничтожаем. Метод "Работа с подростками" - до 25 лет Если в классе (институте, коллективе-работе) есть ученик, потерявший кого-то из близких - провести в коллективе-классе дискуссию на тему смерти. Учитель должен сказать подростку, что знает, что с ним произошло. Это очень важно! чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Хорошо, если об этом узнают его товарищи. Среди товарищей может быть назначен его друг-помошник, который бы его опекал. Психологу нельзя забывать, что и родители ребенка нуждаются в психол.помощи и поддержке. Подросток может погружаться в свои размышления настолько, что теряет связь с окружающим миром Если он забыл или не услышал, о чем его спросили - проявите терпение, повторите вопрос, скажите, что вы тоже иногда забываете. Умственно такой подросток совершенно дезорганизован. Никакие занятия не облегчают его горя. Правда, очень важно учитывать, что подросток использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы. Это надо всегда помнить взрослым. Всегда рекомендовать взять на похороны близкого человека ребенка Таким образом, в психотерапии, важно восстановить безопасность мира клиента.
Автор клинический психолог Татьяна Силаева
интеренет-курсы для ВАС для специалистов + Практикум психолога "Формирование института семьи - школьникам/семьям
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолог-медиатора". КЕЙС конфликтолога тут https://www.psyoffice.ru/courses/ и еще
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|