|
Мой практический опыт работы с психосоматикой у детей и мл.подростков.Автор статьи: Князева Татьяна Викторовна
Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере психические процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая.(Мой любимый сайт которым хочу поделиться с Вами http://tsuslik.ru/psihosomatic-bolezni)Я давно уже работаю с детьми и подростками с нарушением психосоматической сферы.(Долгое время держится температура, психологический запор,головные боли,СКР,частые ОРЗ,новообразовани и т.д ….) И хочу поделиться практическим инструментарием из своей работы. Прежде всего, проблема состоит в том,что многие родители хотят мгновенных результатов,в то время как психосоматические нарушения требуют времени.Если сказать вкратце, то у пациентов с данным нарушением зачастую высокий уровень тревоги, страхов,скрытая агрессия и др.негативные эмоции,и находятся в длительном дисстрессовом состоянии, а значит необходимо делать личностный рост,менять негативные установки на позитивные, улучшать межперсональные связи, родительско-детские отношения.Как я говорю:,,Необходимо гармонизировать состояние. Чтобы внутреннее ,,Я,, находилось в гармонии с внешним ,,Я,,.Итак, очень часто я использую песочную терапию-это потрясающе,так как сам песок прекрасно снижает переживания,тревожность и др.негатиные эмоции,гармонизирует личностную сферу,и утилизирует негативный прошлый опыт.О достоинствах песочной терапии можно прочитать в интернете,сейчас не об этом.(Если нет песочки, можно брать лист ватмана и нарисовать ландшафт. Чтобы детям было интересно.(Младшие подростки сами создают свой ландшафт). Рисуем воду(реки,озера,болото,океан..), степь, рощу,горы, поляны цветочные и т.д как вам захочется.) И используем кататимные предметы(любые предметы из киндер-сюрпризов,различные наборы солдатиков,животных,статуэтки,бусы и все что найдете, камушки красивые для декора,натуральные ….Занятия эти я позаимствовала из книги Зинкевич-Евстигнеевой еще 10 лет назад и вы их можете прочитать в книге,,Тренинг по сказкотерапии,, (можно скачать в интернете) ,,…— Где-то далеко-далеко, а может быть, и совсем рядом, например, в этой песочнице, есть удивительная страна. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку), есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети в песочнице сажают леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и сажают цветы), есть топкие коварные болота (ребята создают болота). Посмотрите, как быстро у нас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы — творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас. Правит этой страной король..и я знакомлю ребенка с королем,чем он любит заниматься,во что играть,какие блюда готовят ему повара,любимый его цвет,музыка, т.е стараюсь обсудить разные модальные системы(вкус,запах,цвет,форма-какая фигурка будет королем),на ощупь(если поздороваемся с королем что почувствуем?мягкость,тепло,гладкость).Дальше строим ему замок(у меня есть ,,склад,, с картонными геометрическими фигурками 5*5 и разных диаметров-круг,квадрат,прямоугольник,треугольник.И клеим замок плоский(т.к он прекрасно ставится в песочку, если на плоскость,то приделываю подставку, и он прекрасно стоит)Дальше рисуем окна, двери,балконы и как захочется ребенку..Т.к сессия длится 50мин мы не всегда успеваем сделать какое-либо задание еще,но всегда даю игру ,,снежок,,.(об этом ниже, оно хорошо тем, что классно выходят наружу все негативные выраженные и невытесненные(скрытые) негативные эмоции).Далее на каждой встрече изучаю по одному слуге -эмоцииLнапример)Радость,Грусть,Страх,Удовольствие,Обида,интерес,Злость,Вина и т.д.По схеме : 1.Ставлю пиктограмму эмоции и говорю,что за слуга к нам прийдет 2.Создает страну 3.Выбирает фигурку слуги,обсуждаем, почему он его выбрал+твой слуга который живет внутри тебя на что похож(метафора)+цвет,форма,на ощупь,…все модальности обсуждаем 4.Строим замок и ставим в страну 5.Обсуждаем зачем нам нужен слуга и что необходима МЕРА, если надолго задержится слуга что с нами буде?(устанем,заболеем,потеряем друзей…) 6.Если есть время выполняем задание, которое принес слуга. Вот схема из книги: 1. Имя (например, знакомимся со слугой по имени Радость). 2. Выбор фигурки или рисование образа слуги-чувства (как же выглядит этот слуга?). 3. Обсуждение фигурок или рисунков. Акцент делается на том, что все образы — разные и мы все — разные, в этом наша исключительность и непохожесть друг на друга. Именно поэтому людям, которые со- знают свою непохожесть и принимают исключительность другого, никогда не бывает скучно вместе. 4. Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности. Зрительный образ слуги чувства мы уже имеем (в виде фигурки или рисунка). Поэтому мы подключаем к знакомству остальные модальности: • слуховой анализатор (какие звуки сопровождают появление этого слуги, когда он приходит; какая музыка звучит, когда появляется этот слуга; как он говорит, какой у него голос: высокий? низкий? тихий? громкий?); • обонятельный анализатор (чем пахнет слуга: приятный запах или нет, что это за запах); • вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь, сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов); • тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует). 5. Выбираем место для строительства дома (поляна, долина, берег реки, болото и пр.). Обосновываем выбор места (почему именно здесь поселился этот слуга короля). 6. Создаем архитектурный проект дома слуги-чувства. Выбираем лучший на конкурсной основе. 7. Строим дом для слуги-чувства. 8. Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к королю. Собираем все вербальные, невербальные, поведенческие проявления короля при посещении его слугой-чувством. 9. Вводим понятия Меры (что будет с королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры — потеря эмоционального баланса. Проговариваем, как нам служит слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких — вред. 10. И если у меня осталось время(если нет,будем выполнять эти задания после прохождения песочной терапии). 1.,,Снежок,, (берем серую бумагу,черные мусорные пакеты).Для одной сессии я беру 15-20 листов бумаги и мы делаем ,,снежок,,, при этом, когда ребенок его делает я говорю:,,давай запечатаем в него все свое 1-й снежок-раздражение, 2-й снежок злость, 3-й снежок страхи, и т.д, переживания, обиды..если знаю конкретные неприятные случаи из жизни ребенка вспоминаем запечатываем(с эмоциями, а не просто так!)и далеко пытаемся бросить снежок, и уже этот бросок сопровождаю фразой :,,на солнце, и он сгорает, в океан и он тонет и и.д на что у вас хватит фантазии. Зачастую сам ребенок говорит куда отправит его. Делаем снежок очень быстро, один за другим. После чего собираем в черный пакет, завязываем, и прошу дома сжечь.(Дабы вы помните,что все что сделано своими руками нужно сжигать,а не выбрасывать!) 2.,,,,Обводим ладошки,,(второй вариант-красим акварелькой ладошки и делаем отпечатки) и хвалим себя. Какой Я? 3.Еще один из вариантов-Что я умею делать?. Рисую дуб и листья-5-7 листочков и вписываем(Я умею хорошо рисовать, я умею помогать маме…) 4.Упражнение,,Мои магнитики и колючки,,Делим лист на две колоночки.Одна -мои магнитики и я рисую улыбающиеся смайлы, вторая колонка-мои колючки, и рисую злые смайлы ,кактусы. И находим, что в тебе есть хорошего и это притягтвает к тебе, и что есть негативного и это отталкивает от тебя.И объясняем, что у всех есть + и - ,но плюсов всегда больше чем минусов. 5.Упражнение,,Нарисуй свою семью в образе деревьев,,.+1.Чего не хватает каждому дереву?2.И прошу удобрить каждое дерево,чтобы ему было хорошо,радостно(смотрю чего не хватает,тем и удобряем).Метафорически-то ли дождем из конфет,то ли украшениями,то ли ноутбуками-это ребенок говорит сам.3. После чего прошу нарисовать что-то,(якорим энергию позитивную) что бы всем им было хорошо,радостно,гармонично,спокойно…. 6.Мы все знаем дианостику,,Кинетический рисунок семьи,, .Нарисовав и обсудив я прошу опять –таки нарисовать что-то (якорим энергию позитивную) что-бы им было хорошо(и озвучиваю позитивчики,смотря чего не хватает конкретному человеку и его семье).И всегда спрашиваю:,,Что ты сейчас чувствуешь?,,.Как правило ребенок говорит,хорошо.Подросток озвучивает свои эмоции. 7.Упражнение,,Мандала,,(есть разные варианты:нарисовать рисунок в круге, отпечатать готовый и разукрасить,нарисовать мандалу на ладошках и т.д)Я же склеиваю скотчем две половинки обоев.Обвожу силуэт ребенка(Опять же вариантов много).Предварительно показываю,что такое мандала и рассказываю.И прошу разукрасить все внутренне пространство силуэта.(Дети как правило все не заполняют просто рисуют узоры.Подростки и взрослые разукрашивают все).После чего я спрашиваю:1.Что значит цвет?2.Какая эмоция живет в разных частях тела?3.И прошу показать где есть в теле напряжение,дискомфорт,плохо? После чего прошу нарисовать что-то, чтобы это напряжение ушло,исчезло.(У меня в работе была девушка 22 лет с СРК(синдром раздраженного кишечника), она сказала мне что,,…затошнило,стало плохо ,когда она нарисовала узор в области эпигастрии,кишечника,,.Когда я попросила нарисовать что-то отчего бы этот дискомфорт и неприятные ощущения ушли, она нарисовала множество метафор вне силуэта и все было не то,пока не вернулась к узору в тело и не перекрасила эпицентр непритных ощущений в белый узор.После чего выдохнула и сказала,,мне хорошо и комфортно,, Что ты сейчас чувствуешь? облегчение). 8. МАК(персона,персонита,хабитат,экко,сундук детских переживаний,спектрокарты и многие другие).Ну например:Беру колоду персониту(для детей) И прошу ребенка выбрать 3 субличности:1.каким вижу себя Я?2.Каким меня видят родители(или конкретно мама,папа)?3.Каким видят меня сверстники(одноклассники)?(Можно посмотреть например у Довлатова в ю-тубе)или тоже самое нарисовать и проанализировать,не так глубоко ,но все же замечательно. 9.Нарисовать ,,Я-реальное,Я-идеальное.,,Какое одно и второе?описать.Чем похожи? Чем отличаются?Что необходимо сделать чтобы эти два состояния стали целосным?Нарисуй как оно будет выглядеть?Опиши его?Как теперь ты будешь справляться с проблемой?трудностями? 10.Работа по семейной доске с ребенком. Конечно это не все,я стараюсь использовать и арт –приемы, и ДПДГ,и психокатализ,и НЛП,сказкотерапию(сказки,притчи),и Эриксоновский гипноз, и МАК(различные метафорические карты) и т.д, после этой работы я продолжаю встречи с некоторыми пациентами.А с многими хватает и 10 сессий.Да забыла сказать-несмотря на занятость родителей прошу прийти на одну сессию маму или папу.Работаю эту сессию по ,,семейной доске,, работа с симптомом.После чего меняются установки со стороны взрослого по отношению к ребенку и ребенок имеет значительное улучшение, конечно же на фоне медикаментозной поддержки(невролога,психиатра,гастроэнтеролога и т.д)
P.S. С многими пациентами периодически встречаюсь на улице и они сообщают с радостью,(для меня с еще большей радостью),что неприятных симптомов нет. И все у них хорошо. .
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|