Отношение к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек

Автор статьи: Ксения Андрукевич

Социальные сети становятся все более популярными в качестве способа общения и передачи информации. Появилось большое количество различных психологических сообществ и сайтов психологической помощи он-лайн. Сайты психологической помощи и порталы в сети стали популярными среди профессиональных консультантов, людей, интересующихся психологией, а также в кругу людей, которые имеют желание получить психологическую помощь он-лайн [2]. Он-лайн консультирование через Интернет является новой формой получения психологической помощи. Ученых и практиков интересуют вопросы об эффективности психологической помощи, получаемой в процессе он-лайн консультирования, конфиденциальности его результатов, потенциальном вреде для психического здоровья человека.

По результатам исследования А. Новичковой установлено, что форм он-лайн консультирования существует столько, сколько существует форм общения в сети. Следовательно, психолог, планирующий или ведущий он-лайн консультации через Интернет, может отдавать предпочтение той или иной форме общения и, таким образом, регламентировать целевую аудиторию по сходной форме. Следует отметить, что виртуальная помощь психолога не является заменой непосредственных консультативных сессий с клиентом. Прежде всего, потому что виртуальная психологическая помощь существует всего несколько лет, в то время как психотерапии уже более ста лет [1].

Нами было проведено исследование среди 36 студентов 2, 3 и 5 курсов дневной формы обучения факультета педагогики и психологии и инженерного факультета УО «Барановичский государственный университет», в возрасте от 19 до 24 лет, с целью выявления эмоциональной составляющей отношения к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек. Была использована методика «Семантический дифференциал», модифицированный в соответствии с целью исследования. Выявлены статистически значимые отличия в отношении юношей и девушек к психологическому он-лайн консультированию по следующим шкалам: «неуспешное – успешное» (t=3,37; р=0,00), «невозможное – возможное» (t=2,68; р=0,01), «небезопасное – безопасное» (t=2,17; р=0,02), «неудобное – удобное» (t=2,04; р=0,05) и «отталкивающее – располагающее» (t=2,03; р=0,05). В частности девушки (ср.знач.=5,25) более высоко оценивают успешность психологического он-лайн консультирования, чем юноши (ср.знач.=4,14). По их мнению, психологическое онлайн-консультирование является успешным, хотя и в низкой степени. Юноши в отличие от девушек занимают нейтральную позицию. Их эмоциональное отношение к данному виду консультирование по параметру «успешность» является скорее неопределенным. Это может быть обусловлено, на наш взгляд, тем, что юношам тяжелее открыться по сравнению с девушками, а в ситуации психологического консультирования через интернет, когда клиент, зачастую, не видит терапевта, установление эмоционального контакта может быть затруднено. Вместе с тем, юноши (ср.знач.=5,67) относятся более положительно к возможности психологического он-лайн консультирования, чем девушки (ср.знач.=4,62). Юноши считают такую форму консультирования возможной, хотя и в низкой степени. Девушки же занимают нейтральную позицию. По нашему мнению, такое отношение со стороны испытуемых может быть обусловлено неверием респондентов в успешность такой формы психологической помощи, а также большей открытостью юношей к экспериментированию, меньшей чувствительностью к социальным оценкам.

По критерию безопасности большее доверие он-лайн консультирование вызывает у девушек (ср.знач.=5,0), чем у юношей (ср.знач.=4,17). На наш взгляд, такой результат может быть обусловлен тем, что юноши в меньшей степени, чем девушки, склонны к рефлексии, имеют тенденцию к завышению своей самооценки. Поэтому процесс самоанализа может рассматриваться ими в большей степени как травмирующий, чем стимулирующий к позитивным изменениям. Однако необходимо учитывать тот факт, что при он-лайн психологическом консультировании можно не указывать своего имени.

Юноши (ср.знач.=5,89) более высоко оценивают удобство психологического он-лайн консультирования, чем девушки (ср.знач.=5,37). Данный факт можно объяснить тем, что юноши более тяготеют к инструментальному общению, а девушки – к эмоциональному. Как нам кажется, удобство данного способа обусловлено тем, что такую форму психологического консультирования можно получить, даже если клиент находится в месте, где нет возможности обратиться к психологу напрямую. К примеру, в сельской местности. Девушки рассматривают психологическое он-лайн консультирование как располагающее (ср.знач.=4,62) в большей степени, чем юноши (ср.знач.=4,35). Юноши занимают нейтральную позицию. Это, на наш взгляд, может быть обусловлено тем, что респонденты не привыкли к такой форме получения психологической поддержки.

По следующим шкалам не были выявлены статистически значимые отличия: «нецелесообразное – целесообразное» (t=0,47; р=0,63), «ненужное – нужное» (t=1,04; р=0,31), «бесполезное – полезное» (t=0,79; р=0,43), «неэффективное – эффективное» (t=0,19; р=0,84), «неприемлемое – приемлемое» (t=1,11; р=0,27), «неэтичное – этичное» (t=0,22; р=0,83). Девушки (ср.знач.=5,0) и юноши (ср.знач.=5,74) положительно оценивают целесообразность данного вида консультирования. Это может быть связано с возможностью использовать данную форму в тех регионах, где невозможно осуществление традиционной формы психологического консультирования. Девушки и юноши считают, что психологическое консультирование в равной степени как необходимое, так и ненужное; как полезное, так и бесполезное; как эффективное, так и неэффективное; как этичное, та и неэтичное. Это, по нашему мнению, связано с малой распространенностью данной формы консультирования и информированностью о ее особенностях, положительных и отрицательных сторонах. Респонденты высказались положительно в отношении приемлемости данного метода. Как нам кажется, такое отношение может быть вызвано открытостью респондентов к использованию новых форм получения психологической помощи.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что эмоциональное отношение к психологическому он-лайн консультированию юношей и девушек является амбивалентным. Учитывая выявленные сходства и различия в эмоциональном отношении потенциальных клиентов различного пола к психологическому он-лайн консультированию, целесообразно организовывать психологическое просвещение молодежи об особенностях, преимуществах, гарантиях он-лайн консультирования.

Список использованных источников

  1. Догадова, А.В. Возможности психологического консультирования в интернете / А.В. Догадова // Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс].
  2. Евдокимова, О.Г. Психологическое консультирование он-лайн, как новый способ помощи населению / О.Г. Евдокимова // Психологи на psyoffice.ru [Электронный ресурс].

 

Запись на индивидуальную консультацию - 8(029) 528-81-58 или по электронной почте [email protected]



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение человека к психологическому он-лайн консультированию в различном возрасте
  • Психологический квест он-лайн - игра или новый вариант психологической помощи?
  • Эмоциональная отношениея к он-лайн консультированию у клиентов с различными типами личности
  • Как оказать помощь ОН-ЛАЙН? Применимо для В17. Применяйте 100% результат
  • Об удобстве и эффективности он-лайн консультаций.
  • Все в он-лайн
  • Эмодзи - инструмент он-лайн психолога.
  • Как знакомиться он-лайн
  • Про дружбу Он-лайн
  • Что мешает психологу/коучу зарабатывать он-лайн
  • Как консультировать Он-Лайн, по переписке?
  • Чем все еще хороша жизнь ОФ-ЛАЙН
  • Символдрама в арт-терапии он-лайн.
  • Возможности психологического консультирования в Интернете
  • Организация работы он-лайн. Памятка клиенту.
  • Он-лайн книга: Худеем без диет и голодовок. Введение
  • Как подготовить свое пространство для участия в он-лайн мероприятиях
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ)
  • Искусство инсайтa и эмоциональнoй регуляции в работе-он-лайн
  • Как психологу начать зарабатывать он-лайн. С нуля, без вложений. Моя история и 6 советов для начинающих.
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Как готовиться и проходить интервью (ТВ, радио, он-лайн и печатные СМИ) Часть 2
  • Он-лайн книга: Худеем без диет и голодовок. Физиологические аспекты аппетита и голода
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Генеративный коучинг 2016. Роберт Дилтс и Стив Гиллиген в Москве. Репортаж Он лайн.
  • Психологическое консультирование Онлайн, как новый способ помощи населению
  • Психотерапевтическое писательство (1е знач.)
  • Он-лайн терапия "второй сорт"?
  • Правила этики и безопасности психологического консультирования
  • Различие психологического консультирования и психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь