Различие психологического консультирования и психотерапии

Автор статьи: Геннадий Малейчук

Г.И. Малейчук

Различие психологического консультирования и психотерапии

        Вопрос различения этих двух сфер психологической помощи достаточно сложен, так как у них есть много общего:

     • используются те же самые профессиональные навыки; 

     • схожи требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта,

     • процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны;

   • и в первом, и во втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

         Разграничение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, и профессионалу бывает достаточно сложно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия "психологическое консультирование" и "психотерапия" как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

  Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

     • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

     • консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков;

    • консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

   • консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

    • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

  • в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

   • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

     Схожие критерии отличия психологического консультирования от психотерапии предлагает Ю.Е. Алешина. Вот некоторые из них:

   1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

     2. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

  3. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

     4. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие.

           Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Требований к образованию специалистов по психотерапии значительно больше. Они включают в себя наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными знаниями в области клинической психологии также долгосрочную подготовку в рамках какого-либо терапевтического направления (психоанализ, гештальт-терапия, психодрама и т.д.), а также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.

         На мой взгляд, вышеперечисленные критерии отличия этих двух форм психологической помощи представляются достаточно условными за исключением требований к подготовке специалиста. Критерии времени, типа клиентов, фокуса работы и т.д. являются по большей части формальными и не принципиальными. Важнейшими же критериями различия психологического консультирования и психотерапии являются, на наш взгляд, содержание процесса взаимодействия между клиентом и консультантом/психотерапевтом и уровень проработки проблемы клиента.

         Основным отличием консультирования от психотерапии является то, что в консультировании проблема клиента всегда остается в фокусе консультативного процесса. В консультативном процессе есть консультант, клиент и его проблема, а суть консультирования в том, чтобы совместно с клиентом решить его проблему. При этом проблема, как правило, обусловлена ситуацией, то есть можно сказать, что это ситуативно обусловленная проблема. Клиент, столкнувшись с проблемной ситуацией в своей жизни, оказывается дезадаптивным. Проблема часто предъявляется в виде конкретного симптома и работа в основном ограничивается проработкой проблемы-симптома. Симптом в этом случае чаще является обусловленным ситуацией, а не структурой личности клиента. Решение проблемы связано, прежде всего, с осознанием вклада клиента и ситуации в проблему и нахождение адекватного решения, что способствует возвращение клиента на прежний уровень адаптации. Для этого достаточно бывает взглянуть на ситуацию по-другому, изменить ее восприятие или отношение к ней.

          В психотерапии мы идем дальше симптома. В этом случае, симптом является следствием не ситуации, а скорее структуры личности клиента, его характера. Терапия происходит не на симптоматическом, а на характерологическом уровне (уровне структурных (хронических) проявлений проблем клиента) с выходом на уровень взаимодействия - нарушений ранних детско-родительских взаимодействий клиента. Далее, в психотерапии первоначально проблема-симптом также присутствует в фокусе терапевтического контакта, но постепенно она уходит в фон, а на первый план выдвигаются отношения между клиентом и терапевтом, а также особенности структуры личности клиента. Проблема клиента в случае психотерапии, в отличие от клиента при консультировании, обусловлена не ситуацией, а структурой его личности. То есть не сама ситуация, а черты личности клиента становятся источником его проблем и причиной его дезадаптации. В этом случае недостаточно  "сдвига восприятия" ситуации, как при консультировании. Терапия будет связана с осознаванием и трансформацией структуры личности, ее установок, и в целом с изменением идентичности клиента.

         В фокусе взаимодействия терапевт-клиент оказываются отношения между ними. Речь идет о таких феноменах терапевтических отношений, как сопротивление, перенос, контрперенос. В случае же консультирования эти феномены не включены в консультативный процесс. Появление же их в пространстве профессионального взаимодействия свидетельствует о том, что это уже больше не консультирование, а терапия.

           В течение первой встречи с клиентом специалисту, как правило, становится понятно, в каком режиме будет проходить их взаимодействие, – в консультативном либо терапевтическом. Вполне возможно, что клиенту для решения своей проблемы совсем не обязательно будет нужна психотерапия и тогда вполне закономерно ограничится консультированием. Иногда первоначально выбранный консультативный режим может перейти в терапевтический. Это станет понятным для профессионала по вышеперечисленным критериям, отличающим терапию от консультирования. В первую очередь это связано с пониманием психологом того, что проблема клиента лежит «глубже» изначально предполагаемой обусловленности ситуацией, а связано со структурой его личности. В некоторых же случаях специалисту сразу становится понятным, что заявленная клиентом проблема имеет "глубокие корни" и для ее решения необходима терапия, и тогда  у психолога возникнет задача убедить в этом клиента, "соблазнить" его на терапию. Как это сделать - тема для другой статьи.

Для иногородних возможно консультирование у автора статьи через интернет.

Скайп

Login: Gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Сопротивлением клиента в режиме онлайн консультирования.
  • Особенности консультирования ЛГБТ-Клиента
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Уникальность психологического консультирования/психотерапии в нынешние времена
  • Алгоритм консультирования клиента сообщества ЛГБТ
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Ценности клиента для продвижения в психотерапии, примеры из практики.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • МАК. Проблема профессионального развития клиента.Стратегия.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Возможности использования семейного фотоальбома клиента в психотерапии.
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Демо-консультирование глазами клиента
  • Соглашение о стандартах консультирования между психологом и клиентом. Информация для клиентов.
  • Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»
  • Дистанционное консультирование: эффективный метод или обман клиента?
  • Проблема «не того клиента»
  • Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • «Самая страшная проблема клиента»
  • Критерии грубого нарушения этики специалистом в ходе консультирования или психотерапии
  • Процесс экзистенциального консультирования и психотерапии. Некоторые принципы терапевтической жизни
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь