|
Роль клиента в психотерапии: права и «обязанности»Автор статьи: Воробьева Юлия Николаевна
Чтобы стать хорошим психологом нужно пройти длительное качественное обучение. По-хорошему - это базовое высшее образование, плюс углубляющее знания и навыки дополнительное, а лучше не одно и вообще – психологи учатся всю жизнь. Плюс личная терапия, плюс супервизии, плюс посещение семинаров и конференций, плюс постоянное чтение литературы. Ну и конечно практика, много практики. А что нужно, чтобы стать клиентом психолога/психотерапевта? Казалось бы, все просто – обращаешься к специалисту с запросом, а он уже сам разберется. От клиента, по сути, требуется только приходить, говорить и что-то переживать. Ну и в некоторых подходах, возможно, еще делать упражнения, или что-то творить/изображать. И все. Все? Почему же тогда у клиентов случаются разочарования в терапии, даже при обращении к прекрасным специалистам, оказавшим необходимую и бесценную помощь многим другим людям? Безусловно, важную роль играют такие факторы, как: подходит ли клиенту именно это направление, именно этот психолог и насколько он компетентен в конкретных вопросах. Но есть ли что-то, что может сделать терапию более или менее успешной именно со стороны клиента? Конечно есть и немало. Самыми первыми, важными и известными факторами являются: способность человека принять ответственность за собственный вклад в сложившуюся ситуацию и желание что-то менять, прежде всего в себе. И это, конечно, уже очень много и очень ценно. Прекрасно, если клиент сразу приходит с таким уровнем осознанности – это счастье для любого специалиста. Иногда, к сожалению, эта ответственность упорно отрицается, менять настоятельно требуется исключительно окружающих - в таких случаях «плохим» становится и психолог, а терапия неосуществимой. Возможно, изменения не так уж человеку нужны, возможно, он придет к этому позже. Иногда уже большой успех начала терапии - эту ответственность клиенту показать. Оговорюсь, речь не о вине и не о самобичевании, речь о том, что в каждых отношениях и событиях есть не только вклад других людей и обстоятельств, но и наш собственный. И психолог ничего не сможет сделать с другими, не пришедшими к нему людьми, форс-мажорами и обстоятельствами – он может работать только с тем, кто к нему обратился и только тогда, когда обратившийся готов начинать изменение своей жизни с самого себя. Дальше идет запрос – то, с чем человек обращается, что хочет решить и получить в результате терапии. Нет, от клиента не требуется приходить к психологу с четким, правильно сформулированным терапевтическим запросом. Ну т.е. если он у него такой есть – прекрасно, но достаточно и просто рассказать о своей ситуации, сложностях, переживаниях и желаниях. Здесь уже обязанность специалиста, исходя из потребностей клиента, объяснить, что он может для него сделать, а что нет и, уже вместе с ним, сформулировать то, над чем будет осуществляться работа и к какой цели они будут стремиться. А вот дальше начинается много подводных камней. Любому специалисту, особенно работающему в долгосрочных направлениях психотерапии, известно, что запрос в процессе работы может меняться и не раз, могут появляться новые запросы, а, иногда, работа и вовсе может вестись без какого-то конкретного запроса и быть исследовательской и обще-трансформационной. Однако, опять же, казалось бы, совершенно очевидная вещь, что чтобы специалист мог помочь с какой-то проблемой, или симптомом – об этом ему нужно, прежде всего, рассказать – бывает не такой уж очевидной. Ну например, человек пришел с определенным запросом, над ним ведется активная работа. Но есть еще какие-то другие тревожащие ситуации или фоновые симптомы, пусть даже физиологические и кажется, что это не имеет отношения к психотерапии и говорить об этом не нужно. Или об этом даже упоминается, но вскользь, как нечто несущественное, или не волнующее. И здесь хочется прям отдельно обратить пристальное внимание: в психотерапии и для психотерапевта нет неважных вещей, которые клиент может о себе рассказать. Нести в терапию можно все, что тревожит и вызывает дискомфорт и переживания (и что радует тоже, если хочется). Да, не со всем психолог сможет помочь. Не редко, нужна помощь других специалистов – врачей, юристов и т.п. Но, самое меньшее, что это может дать – это дополнительную ценную информацию о ситуации и переживаниях клиента, которая будет полезна в работе. В некоторых случаях, психолог сможет порекомендовать, к какому специалисту можно с этой проблемой обратиться. А зачастую – симптом, в особенности психосоматический, может быть облегчен, или убран и в рамках психотерапии. Надо только сказать, или спросить напрямую. И у клиента есть полное право менять и добавлять запросы столько, сколько ему необходимо. И еще, есть один важный показатель того, насколько подходит Вам психолог – это ощущение свободы и возможности говорить с ним обо всем. Конечно, на начальных стадиях, рассказывать о себе многое сложно – еще много тревоги и трудно доверять незнакомому человеку, пусть даже специалисту, чья квалификация не вызывает сомнений. Но со временем, по-хорошему, должно появиться ощущение, что своему психологу можно рассказать о себе все что угодно и это не будет очень стыдно, или страшно – он все примет, перенесет и поддержит. Никто не заставляет говорить прям все-все – но ощущение, что это сделать возможно – должно быть. И даже какие-то недовольства и эмоции в его адрес тоже. Это очень важно, не пытаться скрывать от специалиста, что его слова или действия вызывают у Вас какие-то чувства, не всегда приятные и радостные. Если же время идет, работа ведется, а Вы по-прежнему испытываете потребность многое скрывать, зажимать, беречь от чего-то своего психолога, или, наоборот, опасаетесь его реакции – это повод задуматься. В конце концов, каждый волен выбирать и искать для себя действительно подходящего ему специалиста, с которым он сможет быть достаточно откровенен. Но торопиться «рубить с плеча», конечно, тоже не стоит. Для начала, нужно хотя бы просто обсудить свои затруднения – это может быть моментом серьезного прорыва в терапии и вывести ее на новый уровень. У психологов нет сканеров и экстрасенсорных способностей – мы работаем с тем, что нам рассказали и с чем к нам обратились. Более того, хороший психолог не пытается «лечить» клиента там, где его не просили – то, что для одного зло и проблема – для другого норма и удовольствие. Все люди очень разные. Чтобы специалист смог помочь – нужно рассказывать ему обо всем, что Вас беспокоит и в чем его помощь нужна. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|