Эмоциональная отношениея к он-лайн консультированию у клиентов с различными типами личности

Автор статьи: Ксения Андрукевич

В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он не знает, что делать, и нуждается в помощи другого, более опытного, человека. Подобные моменты жизни, когда один человек помогает другому справиться с психологически трудными ситуациями, и являются сферой интересов специалистов по психологическому консультированию [1].

Он-лайн консультирование через Интернет является новой формой получения психологической помощи. Существуют различные обозначения данного вида консультирования: психологическая помощь он-лайн, консультирование виртуального психолога, кибертерапия. В настоящее время существует множество вопросов и дискуссий в отношении данного вида услуг. Ученых и практиков интересуют вопросы об эффективности психологической помощи, получаемой в процессе он-лайн консультирования, конфиденциальности его результатов, потенциальном вреде для психического здоровья человека.

По результатам исследования А. Новичковой установлено, что форм он-лайн консультирова­ния существует столько, сколько существует форм общения в сети. Следовательно, психолог, планирующий или ведущий он-лайн консультации через Интернет, может отдавать предпочтение той или иной форме общения и, таким образом, регламентировать целевую аудиторию по сходной форме.

Ученая А. Новичкова перечисляет распростра­ненные формы консультирования: воп­рос-ответ, переписка по электронной почте (e-mail), обмен короткими сообщениями (ICQ) «на связи» (on-line), консуль­тирование в форуме. Консультации в чате, видео- и аудио-об­щение встречаются редко [2].

Следует отметить, виртуальная помощь психолога не является заменой непосредственных консультативных сессий с клиентом. Прежде всего, потому что виртуальная психологи­ческая помощь существует всего несколько лет, в то время как психотерапии уже более ста лет [2]. Виртуальную практическую деятельность психолога на данном этапе ее развития полезно воспринимать как альтер­нативу реальным консультациям. Если психолог в своей прак­тической деятельности полностью уходит в виртуальность, то встает вопрос о его адаптивности и успешности как специа­листа. Специалист должен быть способен эффективно работать на тер­ритории обеих реальностей. Именно по этой причине профес­сиональные психологи создают Интернет-кабинеты [3].

Можно выделить причины, по которым уместно использование психологического он-лайн консультирования: проживание в отдаленном месте, где психологические услуги недоступны; желание разбираться с проблемами в том месте, где клиент чувствует себя максимально комфортно; высокая степень занятости и отсутствие времени для поездки в кабинет психолога; желание познакомиться с психологом перед тем, как начать с ним длительную терапию; желание познакомиться с самим процессом психологического консультирования и получить некоторые результаты [4].

Актуальность рассматриваемого нами вопроса состоит в том, что в процессе консультирования, в том числе и через интернет, не все зависит от терапевта, эффективность психологического он-лайн консультирования во многом определяется типом личности клиента. Тип личности – это совокупность устойчивых личностных проявлений человека.

Нами было проведено исследование среди 26 студентов 2 курса заочной формы обучения факультета педагогики и психологии УО «Барановичский государственный университет», в возрасте от 18 до 41 года, с целью выявления эмоциональной составляющей отношения к психологическому он-лайн консультированию в соответствии с их типом личности. Были использованы следующие методики: «Семантический дифференциал», модифицированный в соответствии с целью исследования, и личностный опросник Дж. Олдхэма и Л. Морриса, направленный на определение типа личности.

Нами была определена взаимосвязь между выраженностью типа личности и характером эмоционального отношения к психологическому он-лайн консультированию. Установлено, что чем более выражены следующие типы личности у клиентов, тем более позитивно они относятся к психологическому консультированию через интернет: бдительный (r=0,14; p=0,49), одинокий (r=0,03; p=0,88), идеосинкретический (r=0,02; p=0,89), драматический (r=0,16; p=0,41), самоуверенный (r=0,06; p=0,76), чувственный (r=0,44; p=0,83), преданный (r=0,02; p=0,90), праздный (r=0,06; p=0,97), агрессивный (r=0,05; p=0,78), самопожертвующий (r=0,07; p=0,71), серьезный (r=0,10; p=0,61). Клиенты с данными типами личности воспринимают он-лайн консультирование как успешное, полезное, эффективное, безопасное и удобное для получения психологической помощи. Установленный факт можно объяснить тем, что все перечисленные типы личности отличаются личностными чертами, обусловливающими их неспособность к построению аутентичных отношений с психологом. Следовательно, он-лайн консультирование рассматривается ими как возможность ухода от прямого контакта с психологом. Клиентами с отмеченными типами личности свойственны либо их чрезмерную уязвимость социально-психологическим воздействиям, повышенную психологическую травмируемость личности (самопожертвующий, чувственный, одинокий, преданный типы), либо враждебную настроенность по отношению к социальному миру в целом (агрессивный, бдительный). Кроме того, предпочтение психологического он-лайн консультирования через Интернет свойственно личностям, склонным нарушать личностные границы других индивидов в процессе взаимодействия (драматический, самоуверенный, праздный типы личности) или выстраивать слишком жесткие свои интерперсональные границы (идеосинкретический тип).

Чем более выражены у клиентов авантюрный (r=-0,04; p=0,83), деятельный (r=-0,48; p=0,81) и добросовестный (r=-0,19; p=0,33) типы личности, тем более негативное отношение к психологическому он-лайн консультированию они проявляют. На наш взгляд, это обусловлено тем, что клиенты с данными типами личности не испытывают страха перед риском, не боятся совершать опасные шаги (авантюрный тип), а так же имеют высокие моральные принципы, стремятся к согласию и благоразумию (добросовестный типы), либо очень энергичны, подвижны, не боятся демонстрировать свои чувства (деятельный тип). Вероятно поэтому, клиентам с такими типами личности будет тяжело разместиться в рамках интернет-консультации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что тип личности влияет на эмоциональное отношение к психологическому он-лайн консультированию. Для того, чтобы проводить данный вид консультирования с теми типами личности, которые отрицательно относятся к нему, необходима их дополнительная мотивация, либо использование инновационных интернет-технологий, которые могут максимально приблизить консультирование через интернет к реальному взаимодействию в системе психотерапевт – клиент.

 

Список литературы

  1. Лысюк, Л.Г. Основы психологического консультирования : учеб. пособие / Л.Г. Лысюк. – Минск : Тесей, 2007. – 136 с.
  2. Догадова, А.В. Возможности психологического консультирования в интернете / А.В. Догадова // Журнал практической пси­хологии и психоанализа [Электронный ресурс]. 
  3. Ягнюк, К.В. Психологическая помощь : информация для потенциального пользователя / К.В. Ягнюк. 
  4. Шилова, Е.В. Использование Skype и телефона в психологическом консультировании или что такое онлайн-сессии / Е.В. Шилова // Психологи на psyoffice.ru [Электронный ресурс]. 

 

Запись на индивидуальную консультацию - 8(029) 528-81-58 или по электронной почте [email protected]



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношение человека к психологическому он-лайн консультированию в различном возрасте
  • Отношение к психологическому он-лайн консультированию у юношей и девушек
  • Основные особенности консультирования клиентов с алекситимией или алекситимичными чертами личности.
  • Особенности консультирования нарциссического типа личности
  • Психологический квест он-лайн - игра или новый вариант психологической помощи?
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Клиент Интернет-консультирования
  • Троллинг в сети Интернет: особенности личности тролля и метод противостояния
  • Как оказать помощь ОН-ЛАЙН? Применимо для В17. Применяйте 100% результат
  • Интернет - как площадка для взращивания ложной личности
  • Качества личности эффективного интернет -консультанта
  • Эмодзи - инструмент он-лайн психолога.
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Будущее интернета, как влияет интернет на развитие информационного поля земли и развитие личности
  • Об удобстве и эффективности он-лайн консультаций.
  • Плюсы и минусы интернет-консультирования
  • Влияние телесно-ориентированных техник на эффективность психологического консультирования клиентов
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Типы личности и время, или Почему тайм менеджмент не работает?
  • Знакомства через Интернет: 5 правил успешных Знакомств через Интернет (для девушек и женщин)
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Методическое пособие по психологическому консультированию с использованием метафорических карт
  • Все в он-лайн
  • Роль консультативной гипотезы в процессе психологического консультирования
  • Условия формирования психологического здоровья личности
  • Границы личности устанавливаются через НЕТ… (Ч.1. Отказ)
  • Про дружбу Он-лайн
  • Как знакомиться он-лайн



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь