Роль консультативной гипотезы в процессе психологического консультирования

Роль консультативной гипотезы в процессе психологического консультирования

1. Введение.

Проблемы, связанные с феноменом психологической помощи, занимают особое место среди проблем, возникающих в практической деятельности психолога. В настоящее время услуги психологического консультирования получают все большее и большее распространение и актуальность.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованный процесс общения специалиста (психолога) с человеком, обратившимся за помощью (клиентом). Целью данного процесса для клиента является поиск тех или иных возможностей выхода из трудной жизненной ситуации, а для психолога – оказание помощи и поддержки клиенту в ходе этого процесса. Психолог-консультант для успешной работы должен отчетливо себе представлять последовательность данного процесса.

По словам А. Бадхена, «В основе психологического консультирования лежат две гипотезы. Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта — помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться. Другая гипотеза состоит в том, что человеку присуща потребность в отношениях и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений».

Психологическую консультацию с клиентом можно условно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение консультативного контакта. Одним из наиболее важных этапов консультации можно назвать формулирование и проверку консультативных гипотез, поскольку именно с него начинается непосредственная конструктивная работа психолога с проблемой клиента. Этот этап наступает, когда консультант уже имеет достаточно информации о проблеме клиента.

В данной статье мы попытаемся более подробно осветить роль консультативной гипотезы в общей структуре процесса психологического консультирования, изучить особенности построения и проверки гипотез и рассмотреть примеры гипотез, взятых из консультативной практики.

 

2. Консультативная гипотеза в структуре процесса психологического консультирования.

В большинстве случаев время одного консультативного сеанса составляет 45 минут - один час. Ориентировочно этот час можно распределить по названным во введении элементам беседы следующим образом: 1) начало беседы —5-10 минут; 2) расспрос клиента (и формулировка гипотез) —25-35 минут; 3) коррекционное воздействие —10-15 минут; 4) завершение беседы —5-10 минут.

Эта структура актуальна в основном для очного или дистанционного синхронного формата. В письменном консультативном формате актуальны другие временные рамки. В целом, реальный процесс консультирования может существенно отличаться от этой схемы, отдельные этапы могут пересекаться между собой.

Ключевым этапом процесса консультирования можно считать начало беседы. Именно на данном этапе определяется, состоится ли консультирование вообще, и какие роли в нем будут играть участники. Клиент стремится получить от консультанта определенную помощь психологического характера, но для того, чтобы у психолога была возможность эту помощь оказать, он должен иметь определенные представления о ситуации клиента, «план» этой ситуации. Нередки ситуации, когда клиент приходит со своим запросом, но психологу становится очевидно, что озвученный запрос не описывает в полной мере ситуацию и проблему клиента. И тогда психолог вынужден сам восстанавливать картину событий. И именно такой попытке прояснить ситуацию клиента призвана помочь консультативная гипотеза.

В более широком смысле гипотеза (от греч. hypothesis — основание, предположение) — в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Гипотезы в психологическом консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, о которой консультант имеет лишь часть необходимой информации, и основе имеющихся данных должен выстаивать вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам5. Иначе говоря, консультативная гипотеза – это предположение консультанта о причинах проблем клиента и возможных путях их решения.

Этап работы с гипотезой можно условно разбить на два подэтапа:

    Формирование консультативных гипотез;Проверка консультативных гипотез.

Формирование гипотезы происходит на основании связанных вместе конкретных фактов жизни клиента и его собственных проявлений в ходе консультации. Консультант определяет проблемы пациента на основе 2-3-х повторяющихся событий в его жизни и действий, мыслей и чувств, типичных для клиента. Гипотеза учитывает максимальное количество причин, приводящих клиента к повторяющейся ситуации.

Основные действия консультанта на первом этапе работы с гипотезой:

    Эмпатическое слушание. Внешне оно должно проявляться в активном отклике консультанта на то, что рассказывает клиент. При этом уместно относительно частое произнесение слов типа: «Конечно», «Угу», «Да-да». В письменном варианте оно может проявляться в открытом выражении понимания, сочувствия клиенту;Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает, что консультант не должен вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию;Структурирование беседы. Направление общего русла ведения беседы, краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного;Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью уже непосредственное формулирование одной или нескольких консультативних гипотез.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Если консультант установил тот или иной значимый факт, он проверяет его соответствующими вопросами. После подтверждения гипотезы, он доводит её до осознавания клиента через вопросы. Либо другим способом проверяет эту гипотезу (например, с помощью интерпретации). Если гипотеза не подтверждается, он выдвигает и проверяет следующую.

Прежде чем давать интерпретацию, пытаться изменить представление клиента о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно сформулировать, что же происходит в жизни клиента, как он проявляет себя в различных обстоятельствах, то есть, проверяя возникшие у него гипотезы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей данному человеку в конкретной ситуации.

Хотя, по мнению, В.Ю. Меновщикова, возможна и ситуация, когда возникает несколько взаимосвязанных гипотез, не исключающих, а дополняющих, одна другую.

Важно провести различие между такими понятиями, как «гипотеза» и «интерпретация». Как пишет Ю. Алешина, «…Чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или иных высказываний клиента, тем больше он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Но профессионал должен уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и передавать, формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Интерпретация — краеугольный камень психотерапии, поворотная точка процесса консультирования».

Таким образом, на первом подэтапе работы с гипотезой психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному рассказу, тон которого задает сам клиент. При переходе на следующий подэтап пассивность специалиста сменяется активностью. Здесь он переходит к проверке поставленных гипотез. Для этого консультант может избрать два алгоритма:

    Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей;Изложить свою гипотезу (интерпретацию) клиенту и спросить его мнения по этому поводу.

Р. Кочюнас добавляет такую стадию работы с гипотезой, как идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы объяснения и решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. По сути, Р. Кочюнас говорит, о двух различных, но связанных процессах – объяснения (гипотезы) и вариантах решения, вытекающих из гипотезы.

Должен завязаться диалог, в результате которого гипотеза постепенно корректируется. Именно чувства и переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе формулировки становятся более тонкими, непосредственно относящимися к делу, проясняющими тонкости ситуации и особенности личности клиента.

Обычно для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо проанализировать несколько конкретных ситуаций, которые должны быть:

    тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента;типичными для жизни клиента;многогранными, описывающими как негативные, так и позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Иными словами, консультант должен увидеть закономерность в ситуации клиента и его реакциях на нее, и, на ее основе, строить предположения. Лишь после того, как психолог-консультант проверит свои гипотезы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, он может перейти к оказанию «воздействия». И после этого этап формирования и проверки гипотез можно будет считать завершенным.

Также довольно типична и распространена ситуация, когда у клиента при обсуждении гипотез возникает инсайт, сам по себе и являющийся «воздействием» и разрешением его ситуации.

Однако, ответы на вопросы о различных тонкостях сложившейся ситуации и личности клиента консультант продолжает искать для себя на протяжении всего процесса консультирования.

 

3. Примеры построения консультативных гипотез.

Консультативная гипотеза характеризует представление консультанта о системных взаимосвязях в ситуации и действиях клиента. Она в значительной мере определяется объективным уровнем подготовки консультанта, а также его личным мировоззрением. Ошибочная гипотеза может негативно повлиять на исход консультативного процесса в целом. Еще больший вред может принести поспешный переход к оказанию воздействия без достаточного прояснения запроса. Особенно, это касается, по мнению В.Ю. Меновщикова, применения различных методов психотерапии, а не консультирования.

Попробуем разобрать на конкретном примере удачное и неудачное, поверхностное и вдумчивое формулирование и проверку консультативных гипотез, а также проследить изменение гипотезы на протяжении всего консультативного процесса. Пример взят из письменной консультативной практики автора в рамках проекта «Помогая другим – помогаешь себе». Имя и возраст клиентки изменены. Орфоргафия и пунктуация частично сохранены.

Мария, 28 лет:

«Ситуация такая, что год назад я познакомилась с молодым человеком, он тоже разведён, сын. Мой сын на тот момент проживал с моей мамой в другом городе. Как-то быстро мы перевезли вещи в его квартиру. На тот момент у меня была сложная ситуация в жизни, я снимала общежитие. Попала в больницу, платить было не чем, решили, что я съезжу на сессию, приеду и сниму себе жильё, как-то так. Приехала я перед новым годом, собиралась к родителям, но всё-таки осталась с любимым. До Нового Года у нас был трудный разговор, он говорил, что боится привыкнуть и хочет расстаться. Но решились на один шанс. Отношения были напряженными, на мой День Рождения он мне ничего не подарил. Летом я планировала забрать сына, устроила его в детский сад. Он сказал, что жить с нами не хочет. Поревев, я всё-таки подумала, что стоит ещё побыть вместе, но внутри какая-то пустота... Летом он уехал на сессию. Я осталась в его квартире ждать непонятно чего... Думала, что беременна, написала ему, на что он мне написал, что можешь вещи собирать, подашь на алименты - я повешусь... Я сняла с большим трудом квартиру для нас с сыном, но с ним не порвала. Встречались у него. Стала непонятная ревность... Потом я поехала за сыном. Сейчас мы с сыном вместе, с ним по-прежнему встречаемся. Хотела много раз порвать, но это, наверное, глупо звучит... Он просто боится отношений. Боится предательства... а я... я всегда рядом...».

Итак, что мы видим в данном случае? Молодой человек клиентки постоянно избегал серьезных отношений с ней, теперь он хочет с ней расстаться, но клиентка чувствует к нему привязанность, хотя и говорит, что он боится серьезных отношений. Несмотря на то, что информацию, представленную в запросе, нельзя назвать поверхностной (все описано достаточно подробно), для дальнейшей работы необходимо прояснить ряд моментов.

Самый большой соблазн для неопытного консультанта в данном случае – начать делать гипотезы на основе отдельных цитат из письма клиентки: ««Он просто боится отношений. Боится предательства... а я... я всегда рядом..» - похоже на созависимые отношения; «подашь на алименты - я повешусь...» - возможно, мы имеем дело с неуравновешенным молодым человеком» и т.д. Даже проговаривание значимых фактов на основе объективного прочтения клиентского запроса: «молодой человек изначально не рассматривал эти отношения как серьезные, решил попробовать – не получилось. Но она к нему привязалась, продолжала с ним встречаться, даже не смотря на то, что он отвергал ее и шантажировал самоубийством» - не способно в данном случае наметить пути для дальнейшего консультативного контакта, поскольку такая гипотеза описывает лишь «верхушку айсберга» - ту часть ситуации клиентки, которая была изложена в первом письме.

Для формирования полноценной гипотезы необходимо было прояснить запрос клиентки и начать выявлять общие закономерности отношений клиентки с ее молодым человеком. Это было сделано консультантом далее: «Не могли бы Вы рассказать подробнее о том, как Вы живете в настоящий момент и что хотели бы изменить? Какими Вы видите дальнейшие отношения с этим молодым человеком? И видите ли Вы их? <…> Что сейчас удерживает Вас в этих отношениях? Действительно ли этот мужчина так дорог Вам?». На что Мария ответила: «В том то и дело, что отношения ухудшились. Видимся мы в обеденный перерыв в его квартире. чаще созваниваемся. В одно время кажется, что он скучает, ревнует... <…> Даже не знаю, что удерживает... Будущего нет... Телефонные разговоры по часу... Сплошное недоверие и всего один час, который мы находимся вместе... Через неделю я уезжаю... Такое ощущение... Что уже всё перегорело... Уже нет тех эмоций как раньше... Нет ничего... Пустота... И не знаю, отчего больней... Потерять надежду или потерять чувство, которое грело всё это время». Теперь, в свете открывшихся фактов, мы можем вновь скорректировать нашу рабочую гипотезу. Теперь мы можем предположить, что, несмотря на то, что Мария сама уверена в бесперспективности отношений с этим мужчиной, она не может их разорвать из-за тлеющей надежды и былого чувства. Самому же молодому человеку (как можно заключить из первого письма клиентки) она и ее чувства, по всей видимости, безразличны, или его устраивает сложившееся положение. Эти отношения тормозят клиентку, мешают двигаться дальше. Нужно освободить пространство для новых отношений.

Далее перед нами стояли две задачи: 1) при помощи уточняющих вопросов подтвердить или опровергнуть нашу рабочую гипотезу и, в случае опровержения, выработать новую, 2) помочь клиентке вырваться из дисфункциональных отношений (т.е. постепенно переходить к оказанию воздействия). Наш ответ Марии выглядел так:«Мне кажется, Вы были правы, когда в первом письме написали, что Ваш партнер боится серьезных отношений. Он, как Вы писали, изначально говорил, что боится привыкнуть и, если я правильно понимаю, так и не изменил свое мнение. Скажите, видите ли Вы желание со стороны Вашего партнера что-то менять в ваших отношениях или его все устраивает? Пытались ли Вы спокойно, без надрыва и взаимных претензий, обсудить с ним все? Если можно допустить такое сравнение, отношения без чувств, а как бы «по привычке», похожи на чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко. Но ведь этот «чемодан» тормозит Вас, отнимает массу времени, препятствует новым знакомствам, а возможно, и отношениям. Задумывались ли Вы о ситуации в таком ключе? Если я правильно понял, за время этих отношений вы не успели обременить себя взаимными обязательствами, совместным хозяйством: как Вы говорили, Вы самостоятельно снимаете квартиру. Т.е. Вы по большому счету не зависимы от этого молодого человека. Так что продолжает Вас удерживать рядом с ним? Не спешите с ответом, хорошенько подумайте». Как можно заметить, в этом ответе мы излагаем свою интерпретацию стуации Марии, проверяя свою текущую гипотезу. Теперь нам важно откорректировать свое текущее понимание ситуации, узнав мнение клиентки о нашей интерпретации.

Ответ Марии: «Я много думала об этом. В том городе, где я живу, у меня врагов и завистников – больше, чем где-либо. С ним и время как будто замирает... Вот вчера я была проездом в нашем городе. Ехала от мамы на учёбу и заехала к нему... Мне нравится просто его голос.. Похоже на секс без обязательств… Сама не понимаю, что со мной... Мне от него и ничего не надо. Я просто ненавижу его и в то же время люблю… Вот почему я прошу вас помочь». Итак, что мы видим в ответе клиентки? Она, хоть и сомневаясь, охарактеризовала отношения со своим молодым человеком как «секс без обязательств». Однако клиентку что-то в них не устраивает. Что именно? Далее консультант предположил, что необходимо привести ожидания клиентки от ситуации в соответствие с характером ситуации. Нужно ли что-то еще ждать? Как мы помним, в первом своем письме Мария жаловалась на то, что ее молодой человек «просто боится отношений», стремится разорвать их, и при этом в определенной степени стремился контролировать клиентку. Поэтому, на данном этапе наша основная цель заключалась в прояснении ожиданий клиентки относительно ее отношений.

Следующий ответ клиентки можно считать последним в нашем консультативном диалоге, который относился непосредственно к стадии проверки гипотезы. Мы задали Марии проясняющие вопросы, касающиеся ее мнения о причинах сложившейся ситуации и ее ожиданиях. Ответ был следующим: «Не устраивает то, что потом следуют какие-то претензии, он вроде не держит и не отпускает, следит за моими статусами в соцсетях. Зачем???? Потом какая-то ревность непонятная, звонишь - трубки не берет, потом отвечает, как вроде тоже непонятно... Такое ощущение, что ревнует даже к моему сыну, со временем мне кажется, что меня скоро уже будет тошнить от него, настолько всё надоело».

Итак, на примере разбора данной консультативной сессии видно, как формируется, изменяется и проверяется гипотеза в психологическом консультировании. Интересно, что в данном конкретном случае изначальная рабочая гипотеза и конечная гипотеза мало отличаются между собой, т.е. ранее наше предположение в общих чертах оказалось верным. Однако, без проверки ряда значимых факторов и закономерностей отношений клиентки с ее партнером мы бы не могли рассматривать свои изначальные предположения как гипотезу. Если в начале мы лишь делали предположения, то к концу данного этапа можем сформулировать нашу гипотезу окончательно: мужчина следит за Марией, ревнует ее, манипулирует ею, и она его уже почти возненавидела за это, но все равно продолжает с ним встречаться ради секса. В результате, клиентка испытывает мучения по трем причинам: из-за поведения партнера, из-за неопределенности их отношений и, по всей видимости, из-за осознавания общественной неодобряемости подобных отношений. Соответственно запрос клиентки к консультанту заключается: в получении моральной «индульгенции» (за секс без обязательств), в определении пути дальнейшего развития этих отношений (вплоть до разрыва) и в выстраивании личностных границ для защиты от манипуляций. Все эти задачи решались на следующем этапе консультативной сессии.

Выводы.

Мы описали алгоритм построения и проверки консультативной гипотезы, рассмотрели роль гипотезы в общем процессе психологического консультирования. На наглядном примере мы показали, как формируется консультативная гипотеза, как она изменяется в течение процесса консультирования.

По сути, гипотеза представляет собой субъективную модель клиентского запроса. Она всегда строится на субъективных данных, предоставленных участником консультативного процесса. Можно сказать, что гипотеза – это личный взгляд психолога на личный взгляд клиента. Поэтому она не всегда отражает ситуацию объективно. Но, чем более всесторонне исследована консультативная ситуация, чем лучше прояснены чувства клиента, тем лучше эта субъективная модель отражает реальность, и тем ближе консультанту и клиенту удается подобраться к сути. Поэтому, изучение моделей построения консультативных гипотез крайне важно для профессиональной деятельности консультанта.

 

Список литературы:

    Азарнова А.Н. Психологическое консультирование: базовые приемы и техники / А.Н. Азарнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 317 с.Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. —— Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999.
    Бадхен А.А. Бадхен М.В. Зелинский С.М. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2010. – 229 с.
    Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие -- М.: «Ось-89», 2003.
    Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999.
    Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: «Смысл», 1998.
    Меновщиков В.Ю. Классификация консультативных и психотерапевтических гипотез (рукопись), 2016.
    Основы психологического консультирования: теория и практика: Учебное пособие. Под ред. проф. Соловьевой С.Л.– СПб.: «АЙСИНГ», 2010.
    Рыцарева Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта. Журнал практической психологии и психоанализа - 2009, №3.

 



Просмотров: 683
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зависимость гипотезы психолога от запроса клиента
  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента
  • Как передать клиента от бизнес-консультанта к психологу быстро и качественно?
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта
  • Читая клиента между строк, или особенности письменного консультирования
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Особенности консультирования ЛГБТ-Клиента
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • Алгоритм консультирования клиента сообщества ЛГБТ
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Сопротивлением клиента в режиме онлайн консультирования.
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Вопрос клиента: «После тяжелого расставания идёт обесценивание отношений. Как спастись?»
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь