|
Как передать клиента от бизнес-консультанта к психологу быстро и качественно?Автор статьи: Шомесов Александр Евгеньевич
Начну с самого начала: я – не психолог. Я, конечно, подумываю иногда, не получить ли мне академическое психологическое образование, но чаще всего прихожу к выводу, что нет. Так как моих нынешних познаний для моей деятельности хватает, а желание двигаться глубже именно в психологию – для меня неоднозначно и нестабильно. Итак, я – не психолог, и всё же моя деятельность очень связана с психологией. Я работаю в сфере бизнес-консалтинга с 2007 года, а с 2010 провожу бизнес-тренинги для специалистов и руководителей. С 2013 года я также работаю индивидуально в формате коучинга. Как многим наверное понятно, бизнес-среда формирует крайне серьёзное отношение к времени. Люди бизнеса время ценят, берегут и попусту стараются не тратить. Но профессионалам B17 известно и другое: "важность" и "пустоту" дела каждый человек определяет, исходя из своей иерархии ценностей, сформировавшейся под воздействием жизненных ситуаций прошлого. И многим деловым людям даже час в неделю размышлений о своих чувствах и переживаниях кажется потраченным зря, пока они не получили соответствующий опыт результативности такого инвестирования своего времени. И вот, приходит ко мне бизнесмен с вопросом, например, почему никак не удаётся ему сделать бизнесом (читай "прибыльным") свой маленький свечной заводик (тут уже, я надеюсь, становится понятным, что образ собирательный). Я разбираюсь, его спрашиваю, людей, там работающих, наблюдаю, как работа строится. И в какой-то момент становится понятным (мне), что заводик этот – форма заботы о памяти умершего отца бизнесмена. И нет у этого бизнесмена истинной потребности в прибыльности этого завода. Есть неосознаваемая потребность почтить память отца, например, всегда мечтавшего, чтобы в каждом доме были свечи (на случай атомной войны или веерного отключения электроэнергии). (Я прошу меня сразу извинить за ироничный тон всех оскорбившихся, ситуация-то несколько утрированная, образы собирательные). Дальше – логично – я это объявляю (ну или сам клиент), и ставлю вопрос: будем ли мы с этим что-то дальше делать или это нормальная на сейчас история, оставляем как есть. Тут, как вы понимаете, ответы разные бывают. Но в любом случае, мы уже движемся от бизнес-консультирование в сторону психологии со скоростью сапсана, а я ж не психолог. Но, положим, мы решили поисследовать, а что можно вообще с этим сделать, то есть какие вообще варианты есть, чтобы можно было что-то выбрать. Запрос вполне себе коучинговый и пока глубоких психологических познаний не требует. В коучинге я уже не так связан бизнес-парадигмой (когда мне мой клиент платит деньги, чтобы я тратил свои время и силы, а не он свои), я сразу предупреждаю, что работать будем оба и что не всё может быть так быстро, как ему может хотеться (ну например, новый способ взаимодействия с людьми не изменится за одну встречу, нужно его ещё практиковать вне встречи, да ещё и желательно закрепить на следующей). И вот мы в этих исследованиях добираемся до того, что с папой-то тем самым отношения-то были неидеальны (вот сюрприз!), и что есть и вина, и вообще все бизнес-достижения, они для папы, а папа-то потомственный аграрий/врач/учитель и проч. и не принимал-то их за достижения, ну и прочее весьма типичное для нашего времени и нашей страны, где никто никого отродясь не учил коммуникации, кроме бюрократической и тюремно-уличной. И вот тут у меня обычно встаёт острая проблема – передачи клиента психологу или психотерапевту (с теми, кого передавать психиатру не приходилось ещё работать). А мы помним, что я не психолог, а клиент не любит тратить время на непонятное и следовательно "ненужное" ему. Например, на повторение уже разобранного со мной психологу или на установление контакта. А психологу-то тоже нужно как-то корректно снять запрос (все мы знаем, что работаем с тем, что человеку "нужно", а оно редко совпадает с тем, чего он "хочет"). Поэтому я раньше использовал в этот момент МАК. Они всё-таки достаточно глубоко и точно помогают если не диагноз определить (уже писал выше, что диагнозы мне редко нужны), то хотя бы точное "место" боли, и часто вынимают травмирующую ситуацию из подавляемой части в сознательную. И вроде бы уже есть, с чем идти к нужному специалисту. И всё бы хорошо. НО! Часто люди из бизнеса настолько сфокусированы на рациональном, количественно определяемом, что работа с метафорами им сложна, иногда и вовсе невозможна. Типа: – Опиши, что изображено на карте? – Дерево. – Есть какие-то ещё важные элементы или детали? – Ну цвета странного какого-то... – Ага, и как это дерево странного цвета связано с твоим запросом? Есть какие-то идеи? Пусть даже самые нелепые? – Эээ... ну... Знаю, что есть колоды с текстовыми частями. Я ни одну из таких не использую в работе. Поэтому, когда я познакомился с инструментом под названием Гештальтер, я очень воодушевился именно тем, что там только текст, так что он доступен даже самым рациональным и "бесчувственным".
У меня вопрос к профессионалам (прежде всего, гештатльт-направления, так как создатель Гештальтера указывает на такую быструю скорость как на следствие именно гештальт-подхода): используете ли вы что-то для более быстрой диагностики (снятия запроса), чтобы перейти уже непосредственно к терапии? Есть ли ещё какие-то простые и доступные для непсихолога инструменты, которые позволят передавать вам клиентов уже подготовленными и в ваши подготовленные руки? Ну и для тех, кому интересен найденный мной инструмент, я радостью поделюсь паролями и явками, а может, и удастся как-то продемонстрировать его работу прямо на портале? В любом случае, буду рад комментариям по делу! Всем хорошего дня Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|