Правила этики и безопасности психологического консультирования

Вопрос о границах 

Запрос, который изначально озвучивает клиент, может затрагивать границы самого клиента, его семьи или партнера, о котором идет речь, какой-то большей системы, организации. Некорректные действия с любыми границами будут иметь негативные последствия.

В идеале, специалисту необходимо свести количество затрагиваемых границ преимущественно к одной – самого клиента.   Остальные границы отрегулируются сами. Работать с границами нужно очень аккуратно.

Правила этики и безопасности психологического консультирования

Правило первое – оглашение правил: «правило стоп».

Перед началом работы вы должны напомнить клиенту, что он может в любом случае нажать красную кнопку и сказать «стоп». Это значит, что данная тема задевает личные границы, и клиент не хочет ее обсуждать. На самом деле, данное правило не снимает со специалиста ответственность за этику процесса.

Иногда сказать стоп должен сам специалист. Когда? Если он видит, что действия  в ходе консультирования не ведут к цели запроса. Если вы ходите по кругу и топчетесь на месте. Если вместо восприятия идет обсуждение. Если происходит что-то непонятное.

Правило второе. Запрос должен содержать Я-утверждение и цель  - изменение состояния.

Например, запрос «меня бесит мой муж! я хочу с ним разойтись». Одна моя коллега взяла такой запрос и поработала с ним. После чего в ее кабинете появился разъяренный муж с логичной претензией: «Вы лезете в мою семью и разрушаете ее! Что вы тут насоветовали моей жене?…»  Поговорили, нашли понимание. Возможный вариант работы? Да, но не психологический и отнють не безопасный.

При работе с подобным запросом вы неизбежно втянетесь в оценочные суждения супругов, которых не должно быть. Поэтому, возможные формулировки запроса таковы:

«Я агрессивно воспринимаю действия своего мужа. Хочу иметь спокойное состояние».

«Я впадаю в депрессию из-за отсутствия средств. Хочу быть независимой». Да-да, такое тоже довольно часто бывает, но почему-то бесит муж, который не может спонсировать любое желание супруги.

Возможно, в ходе работы и выяснится, что развод неизбежен, но сделает этот вывод жена, и в спокойном состоянии подготовит план ухода от супруга. Но очень часто при работе проясняется какая-то семейная динамика, и конфликты исчезают сами собой.  

Вот запрос: «Меня раздражают записи парня в соцсетях. Хочу его понять». Можно напрямую спросить парня, что имеет он ввиду, когда оставляет записи в соцсетях? Это в реальности, и консультация не нужна ) А для психологической работы запрос звучит так: «Я раздражаюсь, читая блоги в интернете, хочу уравновешенное  состояние вне зависимости от информации, которую вижу»..

Чувствуете разницу? Вы понимаете, что работа пойдет не на выяснение отношений с угрозой вмешательства в связь партнеров,  а на нормализацию состояния клиента.

Собственно задача специалиста на данном этапе  - помочь клиенту грамотно сформулировать запрос.

Правило третье. Обеспечивайте присутствие клиента «здесь и сейчас».

В процессе работы клиент впадает в измененные состояния. Он может погрузиться в болезненное прошлое или впасть в агрессию.  Состояние аффекта клиента не должно быть оставлено без внимания.

Задача специалиста – всеми средствами возвращать клиента в рабочее состояние и не касаться болезненных тем.  

Что еще немаловажно, сам специалист должен находиться в работе «здесь и сейчас».  Все об этом знают, но на практике плавают многие. В любом случае, кнопка «стоп»  должна быть всегда у вас под рукой.

Правило четвертое - результативность. В конце работы вам важно убедиться, и клиент должен это подтвердить, что вы сделали хотя бы один шаг по направлению к состоянию, заданному в запросе. Иначе работа не имела смысла, и брать за нее деньги так же означает - нарушить этику процесса.

Задача специалиста - приблизить клиента к цели запроса.

Выводы при работе с правилами.

  • Поверхность границ, входящих в контакт с запросом, должна быть минимальной
  • Идеален запрос о нормализации состояния клиента, преобразовании симптоматики
  • Проявляйте бережное отношение к границам клиента
  • При любых сомнениях и непонятках пользуйтесь кнопкой "стоп"
  • Результат работы – шаг в состояние запроса
Применяя эти простые правила, вы обеспечиваете экологичную и безопасную работу.
Подробнее об этапах консультирования: нормализация состояния, формулировка запроса,  выбор методов работы,  опора на задатки, типизация задатков,  внедрение результатов.

Автор: Зимихина Ольга Николаевна



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Жалоба, запрос, проблема. Различия в ходе консультативной и терапевтической работы.
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • Запрос и зачем он нужен. Смена запроса в ходе терапии.
  • Стоп насилие! Простое правило, которое может помочь.
  • Зачем нужен правильный запрос от клиента?
  • Запрос клиента "Помогите понять..."
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?
  • Как Метафорические Ассоциативные Карты выводят клиента на РЕАЛЬНЫЙ запрос?
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Важное правило жизни – правило «Стоп»
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Радость и облегчение в состоянии клиента – свидетельство работы профессионала
  • Три запроса клиента – работа с МАК
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Как помочь клиенту сформулировать запрос
  • Запрос на процесс и запрос на результат
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Пример работы с агрессивной реакцией клиента в переговрах.
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь