|
Правила этики и безопасности психологического консультированияАвтор статьи: Зимихина Ольга Николаевна
Вопрос о границах Запрос, который изначально озвучивает клиент, может затрагивать границы самого клиента, его семьи или партнера, о котором идет речь, какой-то большей системы, организации. Некорректные действия с любыми границами будут иметь негативные последствия. В идеале, специалисту необходимо свести количество затрагиваемых границ преимущественно к одной – самого клиента. Остальные границы отрегулируются сами. Работать с границами нужно очень аккуратно. Правило первое – оглашение правил: «правило стоп». Перед началом работы вы должны напомнить клиенту, что он может в любом случае нажать красную кнопку и сказать «стоп». Это значит, что данная тема задевает личные границы, и клиент не хочет ее обсуждать. На самом деле, данное правило не снимает со специалиста ответственность за этику процесса. Иногда сказать стоп должен сам специалист. Когда? Если он видит, что действия в ходе консультирования не ведут к цели запроса. Если вы ходите по кругу и топчетесь на месте. Если вместо восприятия идет обсуждение. Если происходит что-то непонятное. Правило второе. Запрос должен содержать Я-утверждение и цель - изменение состояния. Например, запрос «меня бесит мой муж! я хочу с ним разойтись». Одна моя коллега взяла такой запрос и поработала с ним. После чего в ее кабинете появился разъяренный муж с логичной претензией: «Вы лезете в мою семью и разрушаете ее! Что вы тут насоветовали моей жене?…» Поговорили, нашли понимание. Возможный вариант работы? Да, но не психологический и отнють не безопасный. При работе с подобным запросом вы неизбежно втянетесь в оценочные суждения супругов, которых не должно быть. Поэтому, возможные формулировки запроса таковы: «Я агрессивно воспринимаю действия своего мужа. Хочу иметь спокойное состояние». «Я впадаю в депрессию из-за отсутствия средств. Хочу быть независимой». Да-да, такое тоже довольно часто бывает, но почему-то бесит муж, который не может спонсировать любое желание супруги. Возможно, в ходе работы и выяснится, что развод неизбежен, но сделает этот вывод жена, и в спокойном состоянии подготовит план ухода от супруга. Но очень часто при работе проясняется какая-то семейная динамика, и конфликты исчезают сами собой. Вот запрос: «Меня раздражают записи парня в соцсетях. Хочу его понять». Можно напрямую спросить парня, что имеет он ввиду, когда оставляет записи в соцсетях? Это в реальности, и консультация не нужна ) А для психологической работы запрос звучит так: «Я раздражаюсь, читая блоги в интернете, хочу уравновешенное состояние вне зависимости от информации, которую вижу».. Чувствуете разницу? Вы понимаете, что работа пойдет не на выяснение отношений с угрозой вмешательства в связь партнеров, а на нормализацию состояния клиента. Собственно задача специалиста на данном этапе - помочь клиенту грамотно сформулировать запрос. Правило третье. Обеспечивайте присутствие клиента «здесь и сейчас». В процессе работы клиент впадает в измененные состояния. Он может погрузиться в болезненное прошлое или впасть в агрессию. Состояние аффекта клиента не должно быть оставлено без внимания. Задача специалиста – всеми средствами возвращать клиента в рабочее состояние и не касаться болезненных тем. Что еще немаловажно, сам специалист должен находиться в работе «здесь и сейчас». Все об этом знают, но на практике плавают многие. В любом случае, кнопка «стоп» должна быть всегда у вас под рукой. Правило четвертое - результативность. В конце работы вам важно убедиться, и клиент должен это подтвердить, что вы сделали хотя бы один шаг по направлению к состоянию, заданному в запросе. Иначе работа не имела смысла, и брать за нее деньги так же означает - нарушить этику процесса. Задача специалиста - приблизить клиента к цели запроса. Выводы при работе с правилами.
Применяя эти простые правила, вы обеспечиваете экологичную и безопасную работу. Подробнее об этапах консультирования: нормализация состояния, формулировка запроса, выбор методов работы, опора на задатки, типизация задатков, внедрение результатов. Автор: Зимихина Ольга Николаевна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|