Научно-теоритические предпосылки изучения представлений о самосохранительном поведении у девушек

Термин «самосохранительное(витальное, санитарное) поведение» изначально принадлежит демографической науке. В России впервые его стал употреблять А.И. Антонов «для описания готовности личности к сохранению собственной жизни и здоровья»[1].

С позиции современной социальной психологии самосохранительное поведение может быть определено как система потребностей, мотивов, социальных представлений, установок и действийличности, нацеленная на сохранение физического, психического, психологического, социального и духовного здоровья втечение полного жизненного цикла, на продлениесрока жизни в пределах этого цикла.

Именно ценность долголетнегосуществования человека служитсоциально-психологическимкритерием благополучия общества. Она формируется культурнойпреемственностью и условиями общественной жизни. Снижение ценности долголетнего самосохранения свидетельствует о низкой ценности человеческой жизни вообще, что определяется по различным отклонениям в поведении людей, выражается в показателях продолжительности жизни, смертности от различных заболеваний, количества убийств, самоубийств и несчастных случаев.

В XXI веке динамика социобытия такова, что продолжительность жизни человека все в большей степени зависит от его собственных усилий, его образа жизни, поведения в различных жизненных ситуациях. В силу этого обстоятельства усиливается интерес к изучению социально-психологических условий самосохранительного поведения (личностных, межличностных, групповых) у новых поколений россиян - как юношей, так и девушек.

Стоит отметить, что понятие «самосохранительное поведение» в психологии тесно связано с такими понятиями, как «совладающее поведение», «здоровый образ жизни», «самопомощь», «саморазвитие», «самозащита», «социальная защищённость» и др. [1].

Если совершить краткий экскурс в историю формирования предпосылок изучения данной проблемы, то обнаруживается, что все наши современные теоретические представления о самосохранительном поведении человека в значительной степени опираются на наследие классиков социологии XIX-XX вв.

Так М. Вебер в своей теории социального действия указывал на диалектическую взаимосвязь индивидуальных выборов и жизненных шансов.

Э. Дюркгейм в концепциях разделения труда, социальной солидарности и социальной аномии рассматривал вопросы взаимосвязи индивидуального поведения человека и социальных процессов.

Вопросы поведения, связанного со здоровьем, рассматривались в различных теоретических парадигмах. Основной для понятия «здоровья» является парадигма структурного функционализма, изложенная Т. Парсонсом. Важное место он уделял роли медицины в обществе и взаимоотношениям «врач – пациент». Болезнь рассматривалась им как форма девиантного поведения, а индивиду предписывалась пассивная роль.

В парадигме символического интеракционизма (Г. Беккер, Э. Гоффман, Дж. Пьеррет, А. Страус и др.) были заложены теоретические основы исследования психического здоровья и объяснения поведения человека как активного субъекта в стрессовых ситуациях при взаимодействии с социальной средой. Заслуга данной теории заключается в смещении акцента с исследования болезней и медицины на изучение здоровья и формирующих его социальных институтов.

Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли труды П. Бурдье. С помощью введенного им понятия «habitus» он объяснил поведение, в котором воспроизводятся социально-культурные правила, стили жизни различных социальных групп, формируется то или иное отношение к здоровью.

Всплеск научных исследований самосохранительного поведения отмечается на Западе в 70-х гг. ХХ века в русле политики обеспечения здоровья, которая была ориентирована на формирование у граждан осознания собственной активной позиции в создании условий, способствующих сохранению здоровья. В результате в здравоохранении был осуществлен радикальный концептуальный переход от восприятия граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной позиции в создании условий для здоровьесбережения во всех сферах жизнедеятельности.

В отечественной науке социологическая парадигма исследования условий здоровьесбережения, в частности, ценностно-мотивационный подход к его изучению, нашли отражение в работах А.И. Антонова, М.С. Бедного, В.М. Медкова и др.

Среди российских социологов заметных результатов в данной области достигли И.В. Журавлева и Л.С. Шилова [2].. Ими была разработана концепция самосохранительного поведения, система его показателей, комплекс факторов, влияющих на него.

Вопросы структуры самосохранительного поведения, взаимосвязи ее элементов, классификации самосохранительного поведения личности рассматривали Е.М. Андреев, В.М. Школьников, В.А. Бирюков [2].

По мнению того же А.И. Антонова, «остаются до сих пор неразработанными вопросы структуры самосохранительного поведения личности, взаимосвязи ее элементов, классификации основных результатов такого поведения» [1, с.44].

Рассматривая самосохранительное (здоровьесберегающее) поведение в предметном поле социальной психологии, на основе анализа существующих научных исследований [3, 4, 5] можно сделать вывод о том, что:

- психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений (например, стресса и депрессии, которые с 1998 г. в России считаются болезнью) и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности;

- социальное здоровье может быть представлено как динамическая совокупность свойств и качеств личности, позволяющих ей успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в т.ч., связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы. Учёные исходят из представления о том, что социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т.е. способностью к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. При этом отмечается, что социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности;

- в последнее время проводятся научные исследования по выявлению социальных показателей здоровья. Среди них - адекватность и адаптивность личности. Под адекватностью понимается способность к эффективному ответу на «средовые» воздействия; под адаптивностью - тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды. Критериями социального здоровья выступают: уровень социальной адаптации, уровень социальной активности и эффективность использования различных социальных ролей;

- ядром структуры самосохранительного поведения является потребность личности в самосохранении. Верхним уровнем потребности в самосохранении является потребность личности в сохранении своего «Я», своего социального статуса и лица. Средний уровень потребности в самосохранении образует потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности своего «Я» в коммуникациях с другими. Нижний уровень потребности в самосохранении - это потребность в сохранении себя как физического, телесного существа.

Выполненные социальными психологами работы [1, 2, 3] показывают то, что большую роль в самосохранительном поведении играют социальные представления и мотивы.

Так средняя идеальная продолжительность жизни характеризует  представление  человека о наилучшем числе лет жизни вообще, не обязательно своей; средняя желаемая продолжительность жизни - это показатель, характеризующий представление индивида о длительности собственной жизни при самых благоприятных условиях; средняя ожидаемая продолжительность жизни характеризует реальные намерения  индивида прожить определенное число лет с учетом своих конкретных жизненных обстоятельств. 

Самосохранительные мотивы делятся на экономические, социальные и психологические. Такое разделение обусловлено средствами достижения индивидуальных целей.  

Экономические мотивы - это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения (стремиться жить дольше или отказываться от этого стремления), которая способствует достижению ряда экономических целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого экономического статуса, с желанием получить определенные материальные блага или избежать их потери.

Социальные мотивы - это мотивы, которые побуждают выбирать такую стратегию самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных социальных целей, т.е. целей, связанных с повышением (сохранением) достигнутого социального статуса.

Психологические мотивы - это мотивы, которые побуждают  человека выбирать такую стратегию  самосохранительного поведения, которая способствует достижению определенных сугубо личностных, социально-психологических внутренних целей.

Самосохранительное действие подразумевают выбор человеком той или иной линии поведения.  

Социальные психологи утверждают, что сегодня мир изменяют женщины. Однако пока не найдены ответы на следующие вопросы: какой стратегии придерживаются женщины, ставшие социально активными, - саморазрушения или самосохранения? Являются ли они носителями представлений о ценности жизни человека и своей в частности? Становятся ли они образцом для подражания новых поколений россиянок?

Как нам представляется, это нужно для того, чтобы получить научные факты для более эффективного построения профилактической социально-психологической работы по улучшению качества жизни и увеличению её продолжительности в России. И начать стоит с изучения самосохранительного поведения девушек в возрасте 16-17 лет. Предпочтение данной категории женского сообщества России аргументируется тем, что несовершеннолетние девушки этого возраста (находящиеся в стадии ученичества, приобретения общего среднего или среднего профессионального образования) - наиболее уязвимая категория населения, не имеющая возможности повлиять на социальную ситуацию, но находящаяся в полной зависимости от неё, причём под неосознанным влиянием образцов женщин старшего поколения. Замечено, что здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье не являются для них значимыми ценностями. Гедонистические ценности, включая ценность собственной внешности, красивого тела опережают ценности духовного и физического здоровья. Стремление к внешнему успеху, повышение своего физико-генетического статуса стало доминирующим и для девушек, и для юношей. Получение спонтанного удовольствия опережает у многих девушек процесс овладения средствами достижения устойчивого благополучия.

Идеологический и экзистенциальный вакуум, ощущение собственной ненужности подталкивают девушек 16-17 лет к девиантному поведению, становятся причинами их маргинализации.

Ситуация осложняется тем, что ни у общества в целом, ни у институтов воспитания нет однозначного представления о социальном идеале, о должном поведении девушек 16-17 лет, живущих в современном обществе.

В последние годы отмечен рост потребления среди несовершеннолетних девушек алкоголя, наркотических и токсических веществ; растет заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем; широко распространено курение, в межличностном общении девушки, не стесняясь, используют нецензурную лексику.

Острота поднимаемой здесь проблемы во многом обусловливается трудностью формирования адекватных преставлений девушек 16-17 лет о самосохранительном поведении, и в первую очередь, - по причине дефицита образцов, достойных подражания, среди женщин более старшего возраста.

Особую тревогу вызывает высокий уровень ранней беременности. Все большее число несовершеннолетних девушек в возрасте 16-17 лет начинают половую жизнь до вступления в брак. При половых контактах девушки не используют контрацепцию, чтобы защитить себя от инфекций, передающихся половым путем, и незапланированной беременности. Сложившаяся модель поведения современной девушки приводит к ухудшению ее соматического и репродуктивного здоровья. Аборты, гинекологические заболевания нередко приводят к бесплодным бракам, ставшими реальной угрозой демографической безопасности страны.

Девушки 16-17 лет находятся в той эпохе своей жизни, когда детство уже закончилось и пришло время осознать и принять ответственность за собственную жизнь, - за сохранение своего тела, за свои мысли и чувства, за свои действия и поступки, за своё будущее. К этому большинство девушек не готовы. Хотя этот факт учитывается в отечественном законодательстве, но часто недооценивается в семье и системе образования.

Складывающаяся модель саморазрушительного поведения приводит современных девушек к ухудшению соматического и репродуктивного здоровья, а то и к потере жизни вследствие сексуального насилия или физической агрессии. Всё это свидетельствует о наличии серьёзной социальной проблемы, требующей научного осмысления и разрешения, причём, в первую очередь, с позиции социально-психологического подхода, поскольку для того, чтобы обусловить новое поведение девушек, нужно сформировать у них новые представления о существующей реальности.

Исследования показывают, что несовершеннолетние часто не знают, с какого возраста и за какие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности. Не менее 30% несовершеннолетних 16-17 лет обоих полов полагают, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет, что за кражи, хулиганство, телесные повреждения в их возрасте уголовная ответственность не предусмотрена.

Однако современное российское законодательство исходит из того, что несовершеннолетние в состоянии сознательно выбирать вариант должного поведения, т.е. действовать в соответствии с требованиями норм права и правил человеческого общежития. Этим в первую очередь и объясняется, что законом установлена уголовная ответственность именно с 14-летнего возраста за отдельные преступления, а за остальные, как правило, - с 16-летнего возраста.

Юноши и девушки в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны, уже достаточно социализированы (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой,  - социализация личности продолжается (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Тем не менее,   для этого возраста всё ещё характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д.

Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности. Согласно действующему законодательству, в частности в соответствии со ст. 87 УК РФ, «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет».

В соответствии со ст. 20 УК РФ за абсолютное большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет и за ряд преступлений -  с 18 лет. Установлена уголовная ответственность и за противоправные деяния, совершенные в возрасте от 14 до 16 лет.

Социальные институты воспитания, к которым в данном контексте можно отнести, помимо институтов семьи и образования, также и институт СМИ, здравоохранения, права, несут ответственность за выбор образа жизни несовершеннолетними девушками.

Однако привычки, определяющие характер реакции индивида на тот или иной раздражитель, формируются, прежде всего, в семье.

Сформировавшиеся у девушек индивидуальные привычки становятся впоследствии частью коллективного поведения, проявляются в деятельности социальных групп и общностей, закрепляются в коллективных правилах и нормах - традициях и обычаях, которые, в свою очередь, основываются на общественных нравах и табу.

В связи с вышесказанным актуальной становится проблема формирования личностных предпосылок и социально-психологических условий самосохранительного поведения у девушек 16-17 лет - учащихся общеобразовательных школ, лицеев, техникумов, студенток первого курса вузов.

Анализ состояния проблемы самосохранительного поведения девушек 16-17 лет, её правовой и научно-теоретической основы позволяет сделать заключение о том, что:

- в современных условиях российской действительности данная проблема приобретает особую социальную значимость;

- к настоящему времени в психологии сложились некоторые научно-теоретические предпосылки для изучения социальных представлений девушек 16-17 лет о самосохранительном поведении, социально-психологических условий и признаков его экспектации с последующей разработкой коррекционно-профилактических программ для данной категорией населения.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Об актуальности формирования представлений девушек 16-17 лет о самосохранительном поведении
  • Для милых девушек. Стратегии поведения в опасных ситуациях
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Самовосприятие и восприятие отношений в семье у девушек с расстройствами пищевого поведения (eng)
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
  • Как Вы хотите прожить следующие 30 лет своей жизни?
  • Как вы собираетесь прожить следующие 10 лет своей жизни?
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Программа МИРОТОК позволяет увеличить срок жизни человека ддо 500 лет и больше.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • Как создать видение своей жизни на много лет вперед?
  • Сложности в личной жизни и Преодоление расстройства пищевого поведения
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Ошибки в образе и поведении современных девушек, которые хотят выйти замуж.
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • "Сто лет" одинакового поведения...
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь