Распознавание различных способов коммуникации: пассивный, агрессивный и ассертивный стили поведения

Всем нам важно научиться распознавать вербальные и невербальные особенности различных способов коммуникации.  Зная их, мы сможем понять, каким образом – агрессивно, пассивно или ассертивно – ведут себя окружающие нас люди или мы сами.  Первый шаг в изменении поведения – понять, что именно нуждается в изменении.  Может оказаться, что вы способны высказываться в ассертивной манере, но при этом ваши невербальные «послания» относятся к пассивному стилю и, таким образом, противоречат вашим словам.  Например, вы говорите: «Мне не нравится, когда ты так делаешь».  Это ассертивное сообщение, но если при этом вы говорите тихо, отводите взгляд, шаркаете, то невербальный посыл перекроет значение ваших слов, и, скорее всего, их не примут всерьез.

Обратите внимание, что каждый коммуникативный стиль имеет свои плюсы и минусы.  Возможно вы не осознаете, что ассертивное поведение будет вам чего-то стоить.  Предположим, вы привыкли вести себя пассивно, и окружающие получают от этого определенные выгоды.  Если они склонны напирать на вас и добиваться своего, то вряд ли им понравится изменение вашего поведения. 

ПАССИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Пассивным будет такое поведение, когда вы:

  • не выражаете искренно свои чувства, мысли и убеждения, позволяя таким образом ущемлять свои интересы
  • доносите до других свои мысли и чувства в такой извиняющейся и самоуничижительной манере, что окружающие не принимают их в расчет
  • пренебрегаете собственными интересами
  • с сомнением относитесь к способностям других людей переносить разочарования, брать на себя ответственность или решать собственные проблемы.

Вербальные особенности:

  • длинные путанные фразы
  • говорит обиняками, уклоняется от сути дела
  • речь неуверенная, со множеством пауз
  • говоря, человек часто прокашливается
  • извиняется к месту и не к месту тихим и дрожащим голосом
  • использует подчеркнуто вежливые обороты, например: «если это вас не слишком затруднит»
  • речь изобилует «словами-паразитами», например: «вроде», «как бы», «э-э», «типа», «ну…»
  • голос бесцветный, звучит монотонно
  • может бубнить или немного завывать
  • слащавый тон
  • проглатывает концы фраз
  • часто оправдывается: «вообще-то я не стал бы ничего говорить, но…»
  • часто начинает с извинений: «мне так неловко беспокоить вас…»
  • часто использует вводные фразы: «это всего лишь мое мнение», «возможно, я ошибаюсь»
  • обесценивает свое мнение: «это вовсе неважно» или «не стоит и упоминать»
  • часто принижает себя «да разве я что-то могу», «да какой от меня толк», «вы же меня знаете…»

Невербальные особенности

  • человек избегает зрительного контакта
  • смотрит в пол
  • плечи опущены, сутулится
  • заламывает руки
  • подмигивает или смеется, когда испытывает злость или гнев
  • часто прикрывает рот рукой
  • скрещивает руки на груди, как бы защищаясь
  • неестественно улыбается, когда злится или выслушивает критику
  • в ожидании поднимает брови
  • бывает, что дрожит челюсть
  • в разговоре кусает губы

Логика мышления:

  • «Я ничего не значу»
  • «Ваши чувства, мысли и потребности намного важнее моих»
  • «Обо мне плохо подумают, или я не понравлюсь»
  • «Если я откажусь, то другой человек расстроится, и я буду виноват»

Выгоды пассивного стиля коммуникации:

  • человека хвалят за смиренность нрава, за то, что он никогда не жалуется
  • редко винят, если что-то пошло не так, потому что человек, собственно, никогда не берет ответственность на себя
  • окружающие стремятся опекать его и проявлять заботу
  • избегание конфликтов (сделать вид, что ничего не случилось, отложить конфронтацию) помогает снизить уровень тревоги

Издержки пассивного стиля коммуникации

  • накапливающиеся внутреннее напряжение и гнев ведут к периодическим агрессивным выпадам
  • окружающие часто предъявляют необоснованные требования
  • есть вероятность увязнуть в нездоровых отношениях, когда уже трудно что-то изменить
  • приходится постоянно загонять себя в рамки «славного человека», которого все любят
  • подавление гнева и разочарования сказывается на возможности чувствовать другие более позитивные эмоции
  • утрачивается чувство собственного достоинства

АГРЕССИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Агрессивным будет такое поведение, когда:

  • вы отстаиваете свои права и выражаете мысли, чувства и убеждения неподобающим образом, ущемляя при этом права других людей
  • окружающим наносится моральный ущерб
  • собственное превосходство достигается за счет подавления других
  • при ощущении угрозы вы нападаете первым

Вербальные особенности

  • голос крикливый; звучит язвительно или покровительственно
  • речь свободная, часто быстрая, практически без запинок
  • акцентируются обвиняющие слова
  • властный голос
  • холодный, резкий или саркастический тон
  • часто переходит на крик; интонация повышается к концу фразы
  • речь содержит угрозы: «со мной шутки плохи», «попробуйте только не…»
  • уничижительные реплики «ты что издеваешься…», «не будь дураком»
  • оценочные суждения, например, «должно», «не должно», «плохо», «следует»
  • замечания сексуального или расистского толка
  • хвастовство, например, «что бы у меня были такие проблемы? Да никогда!»
  • мнение выдается за факт: «никто так себя не ведет» или «у тебя ничего не получится!»
  • вопросы звучат угрожающе: «что, ты еще не закончил?» или «какого черта ты так сделал?»

Невербальные особенности

  • вторжение в чужое пространство
  • пристальный взгляд, заставляющий собеседника опускать глаза
  • сжимает кулаки, тычет пальцем
  • нетерпеливо ходит взад и вперед
  • наклоняется вперед или нависает над собеседником
  • скрещивает руки, как бы закрывая к себе доступ
  • улыбка часто переходит в насмешливую ухмылку
  • хмурит брови, когда злится
  • плотно сжимает челюсти

Логика мышления:

  • «Надо нападать первым, пока не напали на тебя»
  • «Я буду первым»
  • «Жизнь – борьба, и я намерен победить»

Выгоды агрессивного стиля коммуникации

  • окружающие выполняют ваши требования
  • все идет по-вашему
  • вы чувствуете себя менее уязвимым
  • вам приятно, что все под контролем
  • вы даете себе разрядку
  • вы ощущаете власть

Издержки агрессивного стиля коммуникации

  • агрессивное поведение плодит врагов и провоцирует неприязнь
  • в конце концов могут возникнуть параноидальные мысли и страхи
  • попытки все время контролировать других людей ведут к постоянному напряжению
  • нестабильность взаимоотношений из-за преобладания негативных эмоций
  • глубокое чувство собственной неполноценности, которое агрессивные люди стараются компенсировать за счет унижения окружающих.
  • чувства вины и стыда
  • снижение самооценки и уверенности в себе

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Ассертивным будет такое поведение, когда вы:

  • открыто и честно выражаете свои чувства, мысли и убеждения, не ущемляя при этом права других людей
  • избегаете агрессии, когда нарушаются границы других людей, и пассивности, когда не уважаются собственные права

Вербальные особенности:

  • уверенный, спокойный голос
  • свободная, ровная, практически без запинок
  • тембр голоса умеренный, насыщенный и теплый
  • ясное и открытое выражение мыслей
  • избегает повышенного или пониженного тона
  • громкость голоса сообразна ситуации
  • присутствуют короткие «я-сообщения» по делу: «мне нравится», «я хочу», «мне не нравится»
  • фразы, приглашающие к взаимному участию: «а что вы думаете по этому поводу?»
  • уважительные обороты: «мне бы хотелось…»
  • мнение не принимается за факты: «мой опыт говорит другое»
  • в рекомендациях отсутствуют долженствования, предложение делается в мягкой форме: «как насчет…», «может быть вы…»
  • критика конструктивна, без обвинений: «мне было не по себе, когда ты перебил меня»
  • заинтересованность в мнении других людей: «как вы на это смотрите?»
  • готовность рассмотреть другие варианты: «как еще мы можем решить эту проблему?»

Невербальные особенности

  • внимательное слушание
  • зрительный контакт без навязчивости
  • открытая поза, тело в равновесии, спина выпрямлена
  • руки движутся свободно
  • положительные эмоции сопровождаются улыбкой
  • недовольство выражается нахмуренными бровями
  • черты лица не искажаются
  • челюсть не напряжена

Логика мышления:

  • «Я не позволю ездить на себе, но и не буду нападать просто потому, что ты мне не нравишься»

Выгоды ассертивного стиля коммуникации:

  • чем больше вы отстаиваете свои интересы и поступаете так, как хотели бы, чтобы поступали с вами, тем выше у вас чувство собственного достоинства
  • у вас значительно больше шансов получить в жизни то, что вы хотите
  • своевременно высказывая то, что у вас на душе, вы не даете укореняться обиде
  • намного легче слышать, замечать и любить других людей, когда вами не движет постоянная потребность защищаться, и вы не поглощены своей неуверенностью в себе

Издержки ассертивного стиля коммуникации:

  • если друзья и родные привыкли пользоваться вашей пассивностью, то они могут встретить в штыки ассертивный стиль поведения
  • вам потребуется пересмотреть усвоенные с детства ценности и убеждения, что может быть болезненным
  • нельзя предсказать, чем для вас обернется новая манера поведения
  • ассертивное поведение может приносить боль

Теперь, благодаря этой информации, я надеюсь, вы сможете лучше распознавать вербальные и невербальные особенности различных способов коммуникации и сможеть понять, каким образом – агрессивно, пассивно или ассертивно – ведут себя окружающие вас люди или вы сами. 



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • То, что надо помнить, когда вас покидают или в чем-то отказывают
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Как понять, что старшие* ограничивают Вас в действиях? Или поверьте в силы и способности свои!
  • Нужен ли мне этот мужчина!?Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • «Ты что, мне не доверяешь?" или как и почему мы позволяем проламывать свои границы в сексе.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Когда обращаться к психологу или что мешает чувствовать себя счастливым
  • Так нравится или не нравится? Или мне приятно, когда не приятно...
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Как блокируется энергия, или что делать, когда вы чувствуете на себе бесцеремонные взгляды?
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь