Гиперактивность в младшем школьном возрасте

Гиперактивность в младшем школьном возрасте

 Школа причиняла мне настоящие страдания.

 Некоторые учителя искренне старались мне помочь,

другие решали оставить меня таким, как есть, требуя

мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее

поведение на уроках. Все мое детство я

слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или

«Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе».

Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать

себе хуже, но не знал, как угомониться.

Из воспоминаний гиперактивного ребенка

 С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Часто их называют неугомонными «трудными детьми», «настоящим кошмаром». И это отчасти правда, ведь такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум. Очевидна необходимость помощи детям с подобными нарушениями: им необходима поддержка со стороны родителей, учителей и других взрослых. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?

Прежде чем ответить на этот вопрос приведу краткое описание основных симптомов гиперактивности. Дело в том, что гиперактивным нарушениям часто сопутствует еще целый комплекс расстройств внимания, поэтому такое состояние получило названий синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ является одной из самых распространенных нарушений детского возраста: частота встречаемости по некоторым источником достигает 25%.  Типичными проявлениями этого синдрома являются дефицит внимания, импульсивность и собственно гиперактивность. В медицине синдром дефицита внимания и гиперактивности определяется как дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [1].

К основным диагностическим критериям СДВГ относят следующие симптомы [6]:

 

  • Невнимательность
  • Часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях. Такие дети часто совершают ошибки по невнимательности в школьных заданиях, например при списывании текста из книги.
  • Часто не слушает то, что ему говорят, будто пропускает все мимо ушей. Гиперактивным детям часто приходится повторять сказанное по несколько раз, чтобы они усвоили информацию полностью.
  • Часто не следует инструкциям или не может закончить школьное задание: им трудно одновременно удерживать в сознании инструкцию и контролировать действие, которое они выполняют.
  • Часто обнаруживает трудности с организацией труда и деятельности: дети не могут оптимально простроить план действия и распределить внимание должным образом.
  • Часто теряет вещи, которыми только что пользовался, например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги и т.д.
  • Часто отвлекается на внешние раздражители. Их внимание крайне рассеянно. Любая увиденная вещь тут же привлекает внимание ребенка, не смотря на то, что до этого он мог заниматься чем-то важным.

 

 

 

  • I.                   Гиперактивность. «Ребенок с ГРДВ[1] может напоминать беспорядочно мечущегося по полю футболиста» [6]:
  • Дети с СДВГ не способны сидеть неподвижно в течение всего урока. Они часто ерзают или двигают руками и ногами, когда сидят; часто встают с места в классе.
  • Такие дети не могут играть или проводить досуг тихо: могут бегать по классу, хватая все подряд, кричать и производить шум всевозможными способами.    
  • Часто совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный». Деятельность этих детей чрезмерно энергична, интенсивна, неадекватна и бесцельна. Они крайне активны, но в отличие от других детей с высоким уровнем энергии, не стремятся довести до конца свои действия.
  • Часто гиперактивные дети очень болтливы: они говорят слишком много и остановиться не могут.

 

  • II.                Импульсивность детей с СДВГ выражается в следующем:
  • Детям очень тяжело отрегулировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации или пожеланиями других. Из-за этого в их жизни происходит множество казусов и нелепых высказываний.
  • Импульсивные дети не способны сдержать свои немедленные реакции или подумать, прежде чем сделать.
  • Часто ребенок не может дослушать вопрос до конца и начинает отвечать, зачастую давая ошибочные ответы.
  • Таким детям сложно ждать своей очереди: они реагируют либо слишком быстро, либо слишком часто.
  • Как следствие, дети часто прерывают других или мешают им. Они прерывают чужую беседу, вмешиваются в чужую игру.  
  • У них существует проблема с отсрочкой удовлетворения собственных потребностей и желаний: дети не могут устоять перед искушениями или отказаться от удовольствий.

 

Таковы основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наиболее ярко они проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей.

Когда ребенок идет в школу, все его особенности начинают оборачиваться для него в настоящую проблему. В школе значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Кроме того, ребенку в течение сорока минут приходиться сидеть практически неподвижно на своем месте и слушать учителя. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. В результате такие дети, как правило, имеют низкую успеваемость на фоне достаточно высоких интеллектуальных способностей и развитой любознательности.  

Еще одной проблемой обучения гипреактивных детей является их неустойчивая работоспособность [3]. Ошибочно мнение, что гиперактивные дети никогда не устают, что они всегда полны энергии. Конечно, такие дети устают и очень сильно. Дело в том, что их усталость, которая наступает достаточно быстро, часто проявляется в виде двигательного беспокойства, которое можно принять за активность [2]. При утомлении у них происходит снижение самоконтроля и, как следствие, увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий.  Кроме всего прочего, у детей с СДВГ могут возникнуть трудности с освоением навыков чтения и письма, что может быть также связанно с недостаточным развитием координации движений, зрительного восприятия и речевой деятельности.

Как же помочь таким детям? Как облегчить страдания ребенка и окружающих его взрослых? Как адаптировать его к социуму?

Во-первых, важно помнить, что для успешной работы с СДВГ нужен комплексный подход, предполагающий участие различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, и конечно, родителей. Первоначально врач ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение (кроме того, задачей врача является информирование родителей и педагогов об особенностях каждого конкретного ребенка), затем психологи и педагоги осуществляют коррекционную работу с ребенком. На каждом этапе важна поддержка родителей и их правильное отношение к особенностям ребенка. В своей работе я наибольшее внимание уделю психолого-педагогической работе с ребенком с СДВГ.

Главная задача психологов и педагогов провести коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка с учетом его индивидуальных характеристик и особенностей. Для этого необходимо совместно с родителями выбрать оптимальную стратегию работы, адаптированную специально для конкретного ребенка. В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления [2; 5]:

  • Работа по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  • Работа по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • Повышение учебной мотивации.

Разберем каждое из этих направлений более подробно.

Развитие дефицитарных функций необходимо осуществлять поэтапно, последовательно развивая сначала одну функцию, затем другую. И только при достижении определенных успехов в развитии и внимания, и контроля, и спокойствия можно переходить к одновременной тренировке всех трех функций.

Для повышения уровня внимания Монина предлагает использовать, например, упражнения «Найди ошибку» (проверка собственной работы: поиск ошибок и их анализ) и  «Проверь себя и соседа» (после выполнения какого-либо задания ученики проверяют сначала свою работу, затем работу соседа, что требует от них сосредоточения внимания и развития самоконтроля).

Кроме того, для повышения внимания гиперактивных учеников к учебному материалу рекомендуется больше использовать визуальную и тактильную опоры  в получении информации, которые являются наиболее необходимыми для детей. Также существует ряд практических приемов, позволяющих привлечь максимум внимания ребенка с СДВГ к материалу урока. Можно, например, насколько это возможно ограничить постороннюю стимуляцию: сажать такого ребенка лучше в центр класса, напротив доски;  классную дверь необходимо на время урока закрывать. Если ребенок начинает теряет внимание, то следует дать ему какое-либо задание, например, читать вслух или отвечать у доски.

Для снижения импульсивности можно применять следующие приемы. Например, вызвать к доске того, кто поднял руку последним, что заставит непоседливого ученика предпринять попытки по сдерживанию собственных порывов. Монина предлагает задание «Тихий ответ», которое состоит в том, что учитель формулирует вопрос, на который ученики отвечают письменно, а затем, проходит по классу, и ученики шепотом сообщают ему свой ответ.

Снижение деструктивной двигательной активности имеет огромное значения для ребенка, поэтому должно проводиться с особой тщательностью. Во-первых, гиперактивным детям необходимо игровое пространство, которое отсутствует в большинстве школ. Педагогу следует организовать такое пространство, где ребенок с СДВГ сможет чувствовать себя комфортно, играя так, как ему захочется. Упражнения, направленные на развитие двигательного контроля обычно включают элементы, требующие от ребенка сохранения позы в течение определенного времени. Например, упражнения «Замри», «Волны» и др. Также можно удовлетворять двигательную потребность ребенка, давая ему различные задания, например,  выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности; дежурство в классе (вытирание досок, полов и т.д.)

Отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками может происходить следующими способами [5]:  

  • Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме. Многие дети с СДВГ бывают излишне агрессивны и вспыльчивы, что приводит к тому, что их недовольство чем-либо может выражаться в неадекватной форме: сильном крике, драке и т.д.  Необходимо показать ребенку, что такое поведение ошибочно и продемонстрировать ему адекватную модель поведения.
  • Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке: разработка методов урегулирования конфликтов совместно с учителем и учениками.  
  • Отработка навыков самоконтроля в поведении. Необходимо, чтобы ребенок понял, что, например, перебивать  других нехорошо и надо дожидаться своей очереди.
  • Широкое использование похвалы: ребенка следует хвалить даже за незначительные успехи, поддерживая изменения поведения в необходимом русле.

Важно отметить, что поначалу подобную работу с ребенком следует проводить индивидуально, отрабатывая различные навыки эффективного взаимодействия с социумом. Затем можно организовывать некоторые коллективные упражнения в небольшой группе учеников. Больших групп поначалу лучше избегать, так как может достаточно быстро наступить переутомление и деструкция деятельности.

Повышение учебной мотивации происходит путем применения специальной системы поощрений и наказаний, разработанной совместно с детьми. Важно использование нетрадиционных форм работы, например, предоставления свободы в выборе домашнего задания, необычная организация уроков, задания на обучение младших.  Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе нельзя наказывать его оценками или острой критикой, также для гиперактивного ребенка необходимо избегать категоричных запретов.

Итак, мы описали основные способы и направления коррекционной работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ представляет серьезную помеху в нормальном развитии, обучении, общении ребенка. Именно поэтому необходимо уделять таким детям особое внимание. Все окружение ребенок должно приложить усилия к его адаптации. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку  почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков».  Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь…

Список использованной литературы

  • Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности / http://www.nevromed.ru/zabol/sdv1.htm
  • Горпинич Ж. О. Гиперактивность детей младшего школьного возраста / http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103539
  • Каунова О. Н.  Гиперактивный ребенок в школе / http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211333
  • Кошелева А., Алексеева Л.  Диагностика и коррекция поведения гиперактивного ребенка / http://nsc.1september.ru/2002/11/8.htm
  • Монина Г. Б. Рекомендации педагогу по обучению гиперактивных учащихся / http://adhd-kids.narod.ru/articles/monina.html
  • Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

 

 

[1] ГРДВ – гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (другое название для СДВГ).





Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей
  • Лечение СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей
  • Причины и факторы риска синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ГРДВ)
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у взрослых
  • СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности).
  • Многоликий Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Психологическая помощь.
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Дети и их развитие. То важное, что мы часто упускаем
  • Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Рекомендации родителям.
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Психологические причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Как помочь родителям?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Синдром дефицита внимания: как определить и что делать
  • У моего ребенка СДВГ. Что делать?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ
  • СДВГ - гиперактивные дети
  • Гиперактивные дети (СДВГ).
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь