|
Гиперактивность в младшем школьном возрастеАвтор статьи: Познанская Ксения Сергеевна
Гиперактивность в младшем школьном возрасте Школа причиняла мне настоящие страдания. Некоторые учителя искренне старались мне помочь, другие решали оставить меня таким, как есть, требуя мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее поведение на уроках. Все мое детство я слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или «Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе». Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать себе хуже, но не знал, как угомониться. Из воспоминаний гиперактивного ребенка С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Часто их называют неугомонными «трудными детьми», «настоящим кошмаром». И это отчасти правда, ведь такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум. Очевидна необходимость помощи детям с подобными нарушениями: им необходима поддержка со стороны родителей, учителей и других взрослых. Как же можно помочь гиперактивному ребенку? Прежде чем ответить на этот вопрос приведу краткое описание основных симптомов гиперактивности. Дело в том, что гиперактивным нарушениям часто сопутствует еще целый комплекс расстройств внимания, поэтому такое состояние получило названий синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ является одной из самых распространенных нарушений детского возраста: частота встречаемости по некоторым источником достигает 25%. Типичными проявлениями этого синдрома являются дефицит внимания, импульсивность и собственно гиперактивность. В медицине синдром дефицита внимания и гиперактивности определяется как дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов [1]. К основным диагностическим критериям СДВГ относят следующие симптомы [6]:
Таковы основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наиболее ярко они проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. Когда ребенок идет в школу, все его особенности начинают оборачиваться для него в настоящую проблему. В школе значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Кроме того, ребенку в течение сорока минут приходиться сидеть практически неподвижно на своем месте и слушать учителя. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. В результате такие дети, как правило, имеют низкую успеваемость на фоне достаточно высоких интеллектуальных способностей и развитой любознательности. Еще одной проблемой обучения гипреактивных детей является их неустойчивая работоспособность [3]. Ошибочно мнение, что гиперактивные дети никогда не устают, что они всегда полны энергии. Конечно, такие дети устают и очень сильно. Дело в том, что их усталость, которая наступает достаточно быстро, часто проявляется в виде двигательного беспокойства, которое можно принять за активность [2]. При утомлении у них происходит снижение самоконтроля и, как следствие, увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий. Кроме всего прочего, у детей с СДВГ могут возникнуть трудности с освоением навыков чтения и письма, что может быть также связанно с недостаточным развитием координации движений, зрительного восприятия и речевой деятельности. Как же помочь таким детям? Как облегчить страдания ребенка и окружающих его взрослых? Как адаптировать его к социуму? Во-первых, важно помнить, что для успешной работы с СДВГ нужен комплексный подход, предполагающий участие различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, и конечно, родителей. Первоначально врач ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение (кроме того, задачей врача является информирование родителей и педагогов об особенностях каждого конкретного ребенка), затем психологи и педагоги осуществляют коррекционную работу с ребенком. На каждом этапе важна поддержка родителей и их правильное отношение к особенностям ребенка. В своей работе я наибольшее внимание уделю психолого-педагогической работе с ребенком с СДВГ. Главная задача психологов и педагогов провести коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка с учетом его индивидуальных характеристик и особенностей. Для этого необходимо совместно с родителями выбрать оптимальную стратегию работы, адаптированную специально для конкретного ребенка. В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления [2; 5]:
Разберем каждое из этих направлений более подробно. Развитие дефицитарных функций необходимо осуществлять поэтапно, последовательно развивая сначала одну функцию, затем другую. И только при достижении определенных успехов в развитии и внимания, и контроля, и спокойствия можно переходить к одновременной тренировке всех трех функций. Для повышения уровня внимания Монина предлагает использовать, например, упражнения «Найди ошибку» (проверка собственной работы: поиск ошибок и их анализ) и «Проверь себя и соседа» (после выполнения какого-либо задания ученики проверяют сначала свою работу, затем работу соседа, что требует от них сосредоточения внимания и развития самоконтроля). Кроме того, для повышения внимания гиперактивных учеников к учебному материалу рекомендуется больше использовать визуальную и тактильную опоры в получении информации, которые являются наиболее необходимыми для детей. Также существует ряд практических приемов, позволяющих привлечь максимум внимания ребенка с СДВГ к материалу урока. Можно, например, насколько это возможно ограничить постороннюю стимуляцию: сажать такого ребенка лучше в центр класса, напротив доски; классную дверь необходимо на время урока закрывать. Если ребенок начинает теряет внимание, то следует дать ему какое-либо задание, например, читать вслух или отвечать у доски. Для снижения импульсивности можно применять следующие приемы. Например, вызвать к доске того, кто поднял руку последним, что заставит непоседливого ученика предпринять попытки по сдерживанию собственных порывов. Монина предлагает задание «Тихий ответ», которое состоит в том, что учитель формулирует вопрос, на который ученики отвечают письменно, а затем, проходит по классу, и ученики шепотом сообщают ему свой ответ. Снижение деструктивной двигательной активности имеет огромное значения для ребенка, поэтому должно проводиться с особой тщательностью. Во-первых, гиперактивным детям необходимо игровое пространство, которое отсутствует в большинстве школ. Педагогу следует организовать такое пространство, где ребенок с СДВГ сможет чувствовать себя комфортно, играя так, как ему захочется. Упражнения, направленные на развитие двигательного контроля обычно включают элементы, требующие от ребенка сохранения позы в течение определенного времени. Например, упражнения «Замри», «Волны» и др. Также можно удовлетворять двигательную потребность ребенка, давая ему различные задания, например, выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности; дежурство в классе (вытирание досок, полов и т.д.) Отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками может происходить следующими способами [5]:
Важно отметить, что поначалу подобную работу с ребенком следует проводить индивидуально, отрабатывая различные навыки эффективного взаимодействия с социумом. Затем можно организовывать некоторые коллективные упражнения в небольшой группе учеников. Больших групп поначалу лучше избегать, так как может достаточно быстро наступить переутомление и деструкция деятельности. Повышение учебной мотивации происходит путем применения специальной системы поощрений и наказаний, разработанной совместно с детьми. Важно использование нетрадиционных форм работы, например, предоставления свободы в выборе домашнего задания, необычная организация уроков, задания на обучение младших. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе нельзя наказывать его оценками или острой критикой, также для гиперактивного ребенка необходимо избегать категоричных запретов. Итак, мы описали основные способы и направления коррекционной работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ представляет серьезную помеху в нормальном развитии, обучении, общении ребенка. Именно поэтому необходимо уделять таким детям особое внимание. Все окружение ребенок должно приложить усилия к его адаптации. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков». Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь… Список использованной литературы
[1] ГРДВ – гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (другое название для СДВГ). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|