|
Проблемы подростка и пути их разрешенияАвтор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Проблемы подростка и пути их разрешения Подростковый возраст небезосновательно называют особым, трудным. Для успешного взаимодействия с подростком необходимо знать особенности этого возраста. Однако было бы большой наивностью полагать, что все трудности общения, взаимодействия с подростком, преодоления его собственных проблем связаны только с его возрастными особенностями. Это далеко не так. Воспитание и положительное влияние на ребенка вне зависимости от его возраста, развитие его личности – все это само по себе весьма трудные вещи. Поэтому разговор о проблемах взаимодействия подростка в семье выходит за рамки возрастных особенностей. Подобную точку зрения разделяют многие специалисты, занимающиеся подростковой проблематикой (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005). Разумеется, особенности подросткового возраста необходимо учитывать в очень высокой степени, их нужно знать. Поэтому им следует уделить необходимое внимание. Трудности взаимодействия с подросток редко концентрируются на одной конкретной проблеме. Из этого следует , что конструктивные отношения с ним в семье могут быть обеспечены распутыванием всего клубка, а не выделением какого-то приоритетного направления, за которым очень легко потерять проблемы конкретного ребенка. Проблему взросления подростка можно охарактеризовать по двум направлениям: 1) переход в объективно более сложную сферу жизнедеятельности и недостатком личностных ресурсов; 2) эмоциональная нестабильность, вызванная интенсивными физиологическими процессами организма: эмоциональная неуравновешенность, перепады настроения. Кроме этих двух проблемных направлений существуют трудности, связанные еще с индивидуальными особенностями подростков, которые в силу своего непростого формирования не всегда являются осознанными, они провоцируют подростков на экстремальные варианты решения тех или иных проблем. Что требует квалифицированной помощи со стороны родителей, педагогов и психологов. Все проблемы с подростками и их взаимоотношениями с родителями, педагогами, окружающими можно разделить на четыре группы. Рассмотрим их более подробно.
Одной из наиболее беспокоящих родителей проблем является снижение успеваемости. Неуспеваемость – сама по себе очень сложная проблема. Еще больше она усугубляется эмоциональностью подросткового возраста, нарастающими трудностями и объемом изучаемых предметов. Подавляющее большинство подростков нуждается во внимании со стороны взрослых. Внимательность к успехам ребенка с первых лет обучения, оказание помощи, поддержки и сопровождения в процессе обучения может быть собственными силами или с привлечением репетиторов, поиск и раскрытие способностей как приоритетного направления жизнедеятельности подростка – такой список мер может способствовать повышению качества успеваемости. Важным направлением формирования подростков является посещение им учреждений дополнительного образования. Поиску способностей в профессиональном самоопределении может поспособствовать поощрение со стороны родителей чтения всевозможной научно-популярной, философской, этической и специальной (по какой-то профессии – медицине, истории, юриспруденции, психологии, биологии и т.д.) литературы.
Эта группа хорошо описана в классической литературе. Позволю себе лишь кратко их наполмнить. Одной из ярких характеристик проблем подросткового возраста является недостаток позитивных оценок в самоотношении (Авдулова Т. П. 2012; Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011); отсутствие снисходительности и полутонов в оценках себя и окружающих; перфекционизм; максимализм; всплеск невротичности. В силу эмоционального дисбаланса возникает необходимость внимания взрослых к положительным качествам подростка, проявляющихся в конкретных действиях, ситуациях, поведении, общении, поступках и др. Вместе с тем взрослые часто не видят достоинств подростка, но легко замечают недостатки. Задача взрослых – помочь подростку в достижении гармонии внутреннего мира. Интенсивные физиологические процессы, происходящие в организме подростка, способствуют появлению возбудимости, эмоциональной неустойчивости, самоуверенности и переоценке своих возможностей, подростковый максимализм. Особенность эмоциональной сферы подростка состоит в том, что ему кажется, что окружающие постоянно за ним наблюдают, выискивая недостатки. Это в свою очередь увеличивает его нервозность, добавляет эмоциональную напряженность, неуверенность. Нередко подросток идет по пути демонстративного поведения, как бы играет на публику. Эту особенность поведения в научной литературе описывают как феномен воображаемой аудитории (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2010; Карабанова О.А., 2005; Обухова Л. Ф., 2011). Подросток, воображающий себя центром внимания негативно настроенных к нему окружающих, находится на эмоциональном «взводе», что и определяет чрезмерность его эмоциональных реакций в ответ на то или иное мнение окружающих. Данная особенность, вероятно, является последствием экспериментирования подростка с новым для него миром взрослых отношений. Высказываемые опасения взрослых по тому или иному поводу игнорируются подростком, так как он себя представляет себя исключительной, уникальной личностью, на которую не распространяются закономерности и логика окружающей жизни («со мной никогда ничего не может случиться, я не такой как все»). Собственная жизнь и личные переживания подростку кажутся настолько уникальными и неповторимыми, что окружающие просто не в силах его понять, и потому он обречен на одиночество. Такая позиция нередко порождает склонность к самолюбованию на фоне чувств эмоциональной напряженности, тревожности, одиночества, саркастического отношения к окружающим. Начинается поиск подростком форм, в которых наиболее удачно и доступно могла бы воплотиться его взрослость. В зависимости от личностных качеств, которые смог освоить подросток, взрослость может принимать как позитивные созидательные разновидности, так и негативные, сводящиеся к манерничанью и подражательству. Ну, и, наконец, кодекс товарищества. Подростки центрированы на группе сверстников, дорожат ее мнением больше, чем мнением взрослых. Склонны сплачиваться, ели кто-то из них вступил в противостояние со взрослым, вне зависимости от того, прав ли взрослый или нет. В общении со сверстниками подросток осваивает «взрослые» отношения – уважительное отношение друг к другу, позиция равноправного общения, доверие, сотрудничество. От себя добавлю, что подростковая мораль отличается от зрелой нравственной позиции. Источником подростковой морали часто являются общественные штампы, привязанность к группе и направленность поведения в сторону мнимых интересов группы. Часто моральный тон в группах задают доминантные подростки, которые всю группу могут направить в сторону действий с совершенно непредсказуемыми последствиями. В этом случае весьма вероятны критические моменты, острые конфликты, в том числе и с непоправимыми последствиями. О возможности таких конфликтов взрослым необходимо знать, т.е. уметь их прогнозировать и не допускать ситуаций, в которых вероятны криминальные исходы. Для овладения ролями взрослых, взрослой позицией подростку необходимо общение со сверстниками. Однако источником истинной нравственности является не подростковая среда, а создание условий взрослыми для формирования навыков рефлексии, опыта самостоятельного осмысления происходящего и умения воплощать в жизнь плоды собственных размышлений, освоение общечеловеческих ценностей. Подросток нуждается в духовном наставничестве – интенсивном взаимодействии с человеком, людьми, книгами, умеющими правильно сориентировать его по основным направлениям жизнедеятельности. Конечно, наиболее удачно, если родитель сможет выполнить эту роль. В данном случае последнему необходимо знать, какие направления жизнедеятельности являются наиболее сложными, и какие стратегии поведения в них являются наиболее предпочтительными.
Наиболее привлекательной из данных проблем подросткам кажется любовь и взаимоотношения с противоположным полом. Сфера, по которой с одной стороны нет школьных предметов, а с другой – по сложности кратно превосходящая любой школьный предмет. В эту область их толкает огромная биологическая внутренняя сила – легкость образования привязанности, совмещенная с возрастающим влечением к противоположному полу. Один на один с этой проблемой у подростка нет никаких шансов на победу. Но ему кажется, что решение очень близко и просто. Он даже не видит необходимости, чтобы по такому «пустяку» обращаться за помощью к взрослому. К тому же из предыдущего жизненного опыта общения со взрослыми у него складывается протест-предчувствие против такого обращения. Взрослые, в общем-то, и сами в этой сфере по большому счету беспомощны. Единственный ориентир, который понятен взрослым и которого они придерживаются – «рано-пора». Формула взаимодействия с подростком о введении в данную сферу – «запрет-разрешение». Кто же должен отвечать за эту сферу, и как она должна выглядеть в том виде, когда она решается грамотно. Отвечают за нее родители и педагоги. Попытаемся найти те ориентиры, из которых мог бы исходить родитель или педагог, если бы он все-таки набрался решимости поработать с подростками в этой проблематике. Мы видим здесь два ориентира для совместных с подростком размышлений: Первый ориентир – статистика разводов, типичные последствия любви, ранние половые взаимоотношения. Приведем, например, данные соотношения браков и разводов по Москве (см. таблицу ниже). Как видно из таблицы, ситуация далека от идеалов – распадается почти каждый второй брак.
Соотношение, наблюдающееся в таблице, сохранилось и в последующие годы. Следует отметить, что Москва лидер в России по устойчивости брака. В некоторых регионах ситуация заметно хуже. Например, в Саратовской области статистика следующая. В 2016 году заключено браков – 14 900, оформлено разводов – 10 200. Статистика мотивов вступления в брак и их связи с разводами показывает, что браки «по любви» самые неустойчивые. В то же время наиболее устойчивыми браками являются те, где мотивом вступления в брак являются человеческие качества партнера – надежность, готовность к взаимопомощи, способность решать текущие проблемы различной сложности. Часто такую мотивацию ошибочно трактуют как брака по расчету, что в корне неверно. Это не брак по расчету, а союз зрелых личностей, способных видеть и ценить зрелость. Правильнее данное мотивационное обоснование союза назвать личностным браком, т.к. прежде, чем начать этот расчет (по личностным качествам) нужно до него дозреть. Если человек как личность слаб, неразвит, то шансов на подобный брак у него нет. Таким образом, вторым ориентиром является – умение видеть человека, понимать его человеческий или личностный ресурс, а также обладание подобным ресурсом самому. Проблема неразделенной «любви» очень типична для подростков. На ее почве происходит немало депрессий и суицидов. Подростку даже невдомек, что будь эта «любовь» взаимной, то он сам бы сбежал от нее через месяц другой. Никто его не предупреждал, что столкновение с такой ситуацией неизбежно, что неразделенная «любовь» значительно лучше взаимной, особенно в его возрасте, так как делает человека сильнее, опытнее, мудрее. Когда удар неразделенной «любви» случается, вести беседы с подростком поздно. Под прессом негативных эмоциональных переживаний он становится невосприимчив к здравому смыслу и голосу разума. Данная работа может иметь успех, если она носит профилактический и системный характер. Ее суть заключается в том, что подростку необходимо объяснять насколько легко образуется привязанность (Боулби Дж., 2003), совмещенная с влечением к противоположному полу, насколько яркие эмоции она дает, насколько трудно от нее избавиться и насколько опасной является для дальнейшей жизни. Главная опасность для подростка перед неразделенной «любовью» (привязанностью) – полное неведение о ее инстинктивной основе, яркости эмоциональных проявлений и вреда для развития личности. Именно вооруженность знаниями поможет его хрупкой психике преодолеть мощную и коварную биологическую силу. Для возникновения привязанности часто бывает достаточным одного яркого впечатления: прошла энергичной походкой; посмотрела заинтересованным взглядом; пришла в приятном наряде; надела красивые сережки; исполнил модный молодежный танец; похож на какого-то артиста; имеет мягкий, приятный голос; «в моем вкусе» (нравится внешность, приятный, симпатичный) и т.д. Далее замкнувшийся импринтинг (привязанность) уже не отпустит до тех пор, пока не случится что-то экстраординарное: появится новое яркое впечатление, произойдет длительное расставание, потеряется интерес из-за раскрытия личностных качеств. Последнее случается реже и является более благоприятным для развития личности подростка.
Физическое насилие относится к числу имеющих криминальные последствия. Иногда к подобным случаям подростки приходят вполне закономерно, имея перед тем довольно длинную цепочку правонарушений. Такие правонарушения вполне прогнозируемы. Но иногда подобные случаи возникают внезапно, неожиданно ни для родителей, ни для педагогов. Это особенно трудные случаи. Эти отдельные случаи рассмотрим ниже. В одном из моих исследований (Попов Ю.А., 2006, Попов Ю.А., 2011) мне посчастливилось выявить весьма примечательный факт, который позволяет в значительной степени пролить свет на понимание склонности детей к физическому противостоянию, насильственному поведению, взаимодействию и физической агрессии. В начале двухтысячных годов в России были открыты несколько школ для учащихся с девиантным поведением. В эти школы направляют детей среднего и старшего школьного возраста (с 7-го по 11 класс), которые имеют очень конфликтные отношения с педагогами и родителями. Результаты проведенного исследования показали, что наиболее конфликтные дети отличаются определёнными типологическими особенностями – сочетанием повышенной доминаннтности (свойство темпераменте,) с импульсивностью (свойство темперамента). Диаграмма 1. Диаграмма 2. Из представленных выше диаграмм можно сделать вывод о том, что определенные свойства темперамента причастны к поведению, имеющему повышенную конфликтность, агрессивность, склонность к насилию и физическому противостоянию. Остаётся выяснить: с неизбежностью ли следует высокая конфликтность в поведении при наличии сочетания наиболее доминантного ритма интенсивности с импульсивностью? Наблюдение показывает, что многие дети, обладающие данными сочетаниями свойств темперамента, учатся и в гимназических классах, и в различных престижных спецшколах (английских и пр.), демонстрируя при этом не только превосходные знания, но и прекрасные отношения, как с одноклассниками, так и с педагогами. Нередко они являются хорошими помощниками учителей в организации различных школьных мероприятий. Т.е. в случае конфликтного поведения типологические особенности лишь усиливают неблагоприятные для взаимоотношений качества, но не являются их главной и единственной причиной. Из этого следует, что типологические свойства следует считать качествами, требующими особого внимания, а не главным источником высокой конфликтности. В связи с темой, обсуждаемой в данном разделе, – взаимодействие с подростком – данная категория индивидуальных особенностей заслуживает отдельного внимания для того, чтобы в полной мере понять, каковы могут быть от них отрицательные последствия, и как обезопасить подростка от них. Опасность обсуждаемых индивидуальных особенностей во внезапности и непредсказуемости масштабов разрушительного поведения, вплоть до убийств. Способствуют отрицательному проявлению данных свойств темперамента и возможным тяжким последствиям в результате их актуализации следующие факторы: – недостаток педагогического внимания со стороны родителей и педагогов – и как результат – однообразие поведенческих форм в конфликтных ситуациях, невозможность отказаться от «подсказываемых» темпераментом агрессивных и насильственных форм разрешения конфликта; – отсутствие интересов, связанных со способностями или их поиском к профессиональному самоопределению; – ложное представление об успехе; выбором профессии без учета способностей; отсутствие творческого самовыражения в профессии и других сферах жизнедеятельности; – увлечение радикальными идеями, попадание в зависимость от молодежных субкультур, сект, религиозных течений, радикальных политических организаций; – отсутствие осознания своих индивидуальных особенностей в области темперамента, незнание информации о силе влияния на поведение наследственных формально-динамических свойств поведения (темперамента); – близость к оружию, обладание навыками обращения с ним, возможность беспрепятственного владение им. Обнаружить максимальную доминантность свойств темперамента у ребенка сравнительно нетрудно. Уже в дошкольном возрасте данные дети не могут не привлечь внимание воспитателя значительно более частыми, чем у других детей, стычками, конфликтами, толчками, драками и др. Противостояние данным индивидуальным свойствам – задача весьма непростая. Она требует непрерывной и системной работы от родителей лучше и от педагогов и психологов, начиная с самого раннего детства. Сознание такого ребенка необходимо наполнять интересом к ненасильственным формам влияния на окружающих и отвращением, неприязнью к насильственным формам поведения. Начиная уже с 6-7 лет ребенку нужно указывать на данные отличительные особенности его поведения и объяснять с чем они связаны. Ребенку необходимо объяснить, что если он не научиться управлять своим темпераментом, то темперамент будет управлять им. Принципы влияния на подростка. После представления основных проблемных сфер в жизни подростка, хочется понять и пути преодоления этих проблем. В первую очередь хотелось бы сказать о долге родителей брать на себя несколько ролей: родителя-контролера, родителя - учителя жизни, родителя – источника эмоционального тепла и поддержки и родителя-педагога. Последняя роль самая трудная, т.к. требует наибольшей концентрации внутренних сил, знаний и компетентности, включающих навыки наблюдения, рефлексии и доверительного общения. О плодотворном общении с детьми и подростками имеется большое количество литературы, которую всегда полезно читать. Однако все советы, которые родитель может почерпнуть из литературы, могут легко превратиться в обычные манипуляции, если родитель не научился анализировать проблемы своего ребенка. Именно развитию навыка анализа способствуют вышеперечисленные умения – наблюдение, рефлексия и доверительное общение. Освоить навык наблюдения можно при помощи ведения родительского дневника. В него следует записывать все, что родителю понравилось и не понравилось в поведении собственного ребенка. Далее, имея тот или иной перечень проблем, родитель уже может размышлять о том, как их преодолевать. Для этого полезно иметь еще одну тетрадь для записей – дневник рефлексии, где родитель может записывать свои предположения о том, откуда происходят те или иные проблемы и как их можно преодолевать. Именно наличие навыка размышления о поведении ребенка является наиболее ценным родительским багажом в преодолении большинства возникающих проблем. «Родитель мыслящий» значительно превосходит в плодотворности сотрудничества с ребенком «родителя знающего». Далее, планируя и осуществляя воспитательную работу (игру, разговор) с ребенком (в том числе подростком), родителю следует придерживаться нескольких ориентиров – гибкости, настойчивости и уравновешенности. Именно этот набор позволяет влиять на ребенка, не теряя при этом доверительные отношения с ним. О том, как научиться настойчивости, не впадая в эмоциональность, родитель может узнать из книги Байярд Д., Байярд Р.Т. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». Однако применяя опыт Байярдов или любой другой опыт, родитель всегда должен стремиться к собственному пониманию каждой конкретной ситуации с его ребенком. Механическое применение любого опыта только увеличивает дистанцию между ребенком и родителем и не приводит к позитивному результату. Ребенок обычно чувствует или даже распознает искусственность действий родителей. Внешний опыт может стать действенным и органичным только в случае, если он будет критически переосмыслен родителем, станет сопровождаться анализом того, что происходит с ребенком в результате взаимодействий с ним. Генеральная линия участия родителей в жизни подростка – раскрытие способностей направленных на выбор профессии. Способности – это главное лекарство от большинства личностных болезней (Маслоу А.Г., 1999). Путь в способности – это путь к личностному здоровью и удовлетворенностью жизнью. Поэтому индивидуальная образовательная траектория подростка должна стать главным приоритетом родительского внимания. Не хорошая успеваемость, а только раскрытие способностей приводят ребенка к личностному здоровью и личностной зрелости. Абсолютная успешность в успеваемости по всем школьным предметам не гарантирует успех в формировании личности, а вот успешность в выстраивании жизненного пути на основе способностей гарантирует настоящий подлинный успех и удовлетворенность собственной жизнью. Способности дают ребенку возможность испытать удовольствие от созидательного труда в какой-то конкретной сфере, удовольствие, которое он будет стремиться испытывать в дальнейшем от любой деятельности в любой сфере, в том числе области человеческих отношений, формировании своей личности, освоении тех или иных личностных качеств, решении проблем взаимоотношений с окружающими. Если родитель в общении с подростком игнорирует эту генеральную линию развития, надеясь только на искусство своего общения или общения того или иного специалиста, то такое искусство часто рано или поздно заходит в тупик. Настоящим средством лечения души являются только способности.
Литература Байярд Д., Байярд Р.Т. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». Перевод А. Орлова – М.: Академический проект, 2013. – 208 с. Боулби Дж. Привязанность. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003.– 477 с. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества. – М., 2010. – 344 с. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.– 238 с. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. Вступительная статья Акулиной Н.Н. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2011. – 464 с. Попов Ю.Л. Типология личности в школьном классе. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 84 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|