|
Разговор глухого с глухим (общение родителя и подростка)Автор статьи: Зырянова Людмила Павловна
Подросток эмоционально заявляет: «Она поставила мне четвёрку!!!». Мама фокусируется на смысле, т.е. на 4-ке, и начинает говорить о том, что главное быть здоровым, столько ещё четвёрок будет в жизни… «Подумаешь четвёрка!» – говорит мама, не понимая, что своей репликой обесценивает переживания подростка. Другой пример из этой серии. Папа говорит дочери: – Да, что у тебя за проблемы?! Вот у меня в бизнесе проблемы, а у тебя так – ерунда! В данном случае родитель обесценивает проблемы ребёнка, и переоценивает свои собственные. Если проблемы этого папы сравнить с проблемами, например, президента или ещё с кем-то, то можно найти вариант, где проблемы его бизнеса будут казаться детским лепетом. Нельзя сравнивать несравнимое! Точнее можно, только выводы, мягко сказать, будут странными. Обесценивая чьи-то переживания словами: «Подумаешь проблема!», «Радуйся, что так! Могло быть хуже!» мы не помогаем человеку, а только демонстрируем наше отношение к его ситуации. Со стороны часто ситуация воспринимается, как более лёгкая. Понятно, что, если у человека проблема длится месяцами, а то и годами, всякое терпение может лопнуть. Но если перед вами ребёнок, а особенно подросток – уделите ему пару минут сейчас, дабы потом не тратить сотни часов на терапию. Можно предположить, что произнося: «Подумаешь четвёрка!», мама делает попытку успокоить дочь, пытаясь снизить значимость данной проблемы, но дело ведь не в четвёрке... И дочь продолжает упорствовать – «Ты не понимаешь!!! Она всегда ставит мне четвёрку!!!!!!» Мама, наливая чай, продолжает рассуждать о жизни. Стоит заметить, что все её рассуждения мне понятны и я с ними согласна, однако, я решаю вступить в диалог и спрашиваю девочку: – А есть возможность перейти к другой учительнице? Она задумывается, интонация меняется, и более спокойно она говорит И тут включается мама, рассказывая какая «звезда социальных сетей» эта учительница иностранного языка: – Её немножко подраскрутить, и она бы далеко пошла! Девочка тоже подключается к рассказу о «классности» и «крутости» учительницы, а я, наконец-то, вижу проблему. Значимый взрослый не оценил её по достоинству. Отсюда буря эмоций с головой накрывающих её, здесь и обида, и раздражение и злость. Поговорив с подростком о важной для него ситуации, назвав его чувства, можно изменить его состояние и настроение. При общении с подростком «Полезно» / «Вредно»: - Спрашивать / Допрашивать; - Интересоваться / Не обращать внимание; - Слушать и слышать / Разглагольствовать и учить жизни; - Уточнять мнение подростка / Указывать и требовать что-то сделать. В данному случае полезно больше слушать и задавать вопросы. Так же желательно учиться «тормозить» и вместо «философских лекций», иногда с той же тональностью, пробовать отражать эмоции своего ребёнка. Пример: Не обязательно полностью повторять, некоторых это может раздражать. Главное пробовать присоединиться к чувствам и эмоциям. Подросток возмущается и восклицает, и родитель на этой волне. Подросток печалится, и родитель с ним. Конечно не на все волны надо погружаться самостоятельно. Некоторые фразы нельзя пропускать! Иногда стоит обратиться к специалисту, а иногда просто переспросить и уточнить. Если сложно понять, какие чувства у ребёнка, то всегда можно сказать о своих, например: «Я переживаю за тебя!», «Я хочу тебе помочь! Что мне сделать и т.д.» И дальше подросток всё рассказывает сам. Поделится своими переживаниями, ведь в подростковом возрасте эмоции иногда просто зашкаливают, и важно давать им выход. Делиться своими мировоззренческими взглядами тоже полезно, только это нужно делать тогда, когда эмоции «схлынули» и подросток готов вас и слушать, и СЛЫШАТЬ.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|