Разговор глухого с глухим (общение родителя и подростка)

Подросток эмоционально заявляет: «Она поставила мне четвёрку!!!». Мама фокусируется на смысле, т.е. на 4-ке, и начинает говорить о том, что главное быть здоровым, столько ещё четвёрок будет в жизни… «Подумаешь четвёрка!» – говорит мама, не понимая, что своей репликой обесценивает переживания подростка.

Разговор глухого с глухим общение родителя и подростка

Другой пример из этой серии.
Папа говорит дочери: – Да, что у тебя за проблемы?! Вот у меня в бизнесе проблемы, а у тебя так – ерунда!
В данном случае родитель обесценивает проблемы ребёнка, и переоценивает свои собственные. Если проблемы этого папы сравнить с проблемами, например, президента или ещё с кем-то, то можно найти вариант, где проблемы его бизнеса будут казаться детским лепетом. Нельзя сравнивать несравнимое! Точнее можно, только выводы, мягко сказать, будут странными.

Обесценивая чьи-то переживания словами: «Подумаешь проблема!», «Радуйся, что так! Могло быть хуже!» мы не помогаем человеку, а только демонстрируем наше отношение к его ситуации. Со стороны часто ситуация воспринимается, как более лёгкая. Понятно, что, если у человека проблема длится месяцами, а то и годами, всякое терпение может лопнуть. Но если перед вами ребёнок, а особенно подросток – уделите ему пару минут сейчас, дабы потом не тратить сотни часов на терапию.

Можно предположить, что произнося: «Подумаешь четвёрка!», мама делает попытку успокоить дочь, пытаясь снизить значимость данной проблемы, но дело ведь не в четвёрке...

И дочь продолжает упорствовать – «Ты не понимаешь!!! Она всегда ставит мне четвёрку!!!!!!»

Мама, наливая чай, продолжает рассуждать о жизни. Стоит заметить, что все её рассуждения мне понятны и я с ними согласна, однако, я решаю вступить в диалог и спрашиваю девочку: – А есть возможность перейти к другой учительнице? Она задумывается, интонация меняется, и более спокойно она говорит
– Да, можно… у другой у меня точно будет пятёрка, но она учит хуже…
– Учит хуже? – Переспрашиваю я.
– Ну, да… А вот эта, она такая!

И тут включается мама, рассказывая какая «звезда социальных сетей» эта учительница иностранного языка: – Её немножко подраскрутить, и она бы далеко пошла!

Девочка тоже подключается к рассказу о «классности» и «крутости» учительницы, а я, наконец-то, вижу проблему. Значимый взрослый не оценил её по достоинству. Отсюда буря эмоций с головой накрывающих её, здесь и обида, и раздражение и злость. Поговорив с подростком о важной для него ситуации, назвав его чувства, можно изменить его состояние и настроение.

Какой вывод хочется сделать из этой истории?

Мама общается с дочерью, и это огромный плюс, так как ведущая деятельность у подростков – это общение. Мама говорит очень здравые мысли, и это тоже здорово! Что можно было бы рекомендовать маме, если бы она обратилась на консультацию?

При общении с подростком «Полезно» / «Вредно»:

- Спрашивать / Допрашивать;
- Интересоваться / Не обращать внимание;
- Слушать и слышать / Разглагольствовать и учить жизни;
- Уточнять мнение подростка / Указывать и требовать что-то сделать.

В данному случае полезно больше слушать и задавать вопросы. Так же желательно учиться «тормозить» и вместо «философских лекций», иногда с той же тональностью, пробовать отражать эмоции своего ребёнка.

Пример:
- Она поставила мне четвёрку!!!
- Она поставила тебе четвёрку?!! (Как это она поставила тебе четвёрку?)

Не обязательно полностью повторять, некоторых это может раздражать. Главное пробовать присоединиться к чувствам и эмоциям. Подросток возмущается и восклицает, и родитель на этой волне. Подросток печалится, и родитель с ним. Конечно не на все волны надо погружаться самостоятельно. Некоторые фразы нельзя пропускать! Иногда стоит обратиться к специалисту, а иногда просто переспросить и уточнить.

Если сложно понять, какие чувства у ребёнка, то всегда можно сказать о своих, например: «Я переживаю за тебя!», «Я хочу тебе помочь! Что мне сделать и т.д.» И дальше подросток всё рассказывает сам. Поделится своими переживаниями, ведь в подростковом возрасте эмоции иногда просто зашкаливают, и важно давать им выход.

Делиться своими мировоззренческими взглядами тоже полезно, только это нужно делать тогда, когда эмоции «схлынули» и подросток готов вас и слушать, и СЛЫШАТЬ.



P.S. «Увидеть отношения семьи в обычных домашних условиях иногда полезнее, чем приглашать семью на консультацию».



Просмотров: 476
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Мама устала. Что же можно сделать?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Нет энергии ни на что! Что можно сделать самому? Зачем стоит обратиться к специалисту?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Как можно самостоятельно решать свои проблемы? Транзактный анализ.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Источник проблемы, как найти? Папа, мама и я как-бы дружная семья
  • Проблемы семейной жизни. Можно ли делить мужа со свекровью
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?
  • Что сказать, когда к тебе пришел родитель бунтующего подростка…
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • Я ведь тоже твой сын, мама! Я имею право!
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • Проблемы в общении. Можно ли научиться общаться?
  • Родитель, подросток и отношения между ними
  • Иногда можно встретить описание типов женщин...
  • Дочь, а ты не забыла, что у тебя есть мама
  • Что делать, если подросток не хочет учиться, а через год-два - ЕГЭ?
  • Иногда говорить, что тебе страшно, тоже страшно…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь